Рабочая программа кружка по программированию. Программа кружка «Программирование и графика. Необходимые математические и прочие знания

Кружок «Основы программирования»
Руководитель: учитель информатики

Давыдова Нталья Николаевна

Срок реализации программы - 2 года
Пояснительная записка

«Утверждается, что направленное и расширяющее воздействие информатики, микроэлектроники и компьютерной техники на образование, науку и технологическую культуру и коммуникации представляет собой одну из важнейших междисциплинных проблем и вызовов нашего времени...»

Из резолюции 25 сессии генеральной конференции Юнеско:

Новые информационные технологии становятся основной движущей силой развития.

«...Их правильное и неправильное применение серьезно отражается на конкурентности, хозяйстве, промышленности, на стоимости и качестве образования, обороноспособности, способности к нововведениям как в экономических, так и в социальных сферах».
Целью данного курса является изучение основ программирования, т.е. основы построения алгоритмов.

Задачи изучения:

Повышения заинтересованности учащихся к этой теме и достижения желаемого уровня усвоения материала по теме «Основы программирования»

Знакомство с методами структурного и объектно-ориентированного программирования как наиболее распространенными и эффективными методами разработки программных продуктов;

Обучение разработке алгоритмов на основе структурного и объектно-ориентированного подхода;

Закрепление навыков алгоритмизации и программирования на основе изучения языка программирования Бейсик, Visual Basic; (Gambas)

Знакомство с основными структурами данных и типовыми методами обработки этих структур

Программа курса "Основы программирования" предполагает значительного расширения тематики изучаемого материала по сравнению с общеобразовательной школой, повышение уровня образования за счет изучение основных принципов программирования, большего, по сравнению с общеобразовательной школой количества языков программирования и практического использования полученных знаний для углубления базового школьного образования.

Реализация программы позволяет подготовить квалифицированного пользователя ПЭВМ, и обеспечивает социальную адаптацию учащихся, не имеющих возможности освоить современные компьютерные технологии в рамках образовательного процесса в школе.

Курс "Основы программирования" рассчитан на 144 часа на каждый язык программирования обучения и предполагает с возможностями использования персональных ЭВМ для решения практических задач, формирования определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне программиста.

В рамках курса предполагается освоение и развитие навыков программиста в наиболее используемых в настоящее время средах программирования, создание web-страниц, использование готовых программных продуктов, облегчающих и автоматизирующих учет в различных прикладных, практических сферах деятельности человека.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основами и возможностями ПЭВМ по решению прикладных задач, использованием ПЭВМ для анализа ситуаций в школе, в сфере производства, бухгалтерскими операциями на ПЭВМ, компьютерным делопроизводством.

Объединение с постоянно-переменным составом слушателей. К изучению курса привлекаются преимущественно учащиеся 6-11 классов. Занятия проводятся по два часа раз в неделю.

Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса и практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются тестовыми компьютерными заданиями. Участие в интеллектуальном марафоне ЦИТ.

По окончании обучения по данной образовательной программе, учащиеся должны уметь создавать простейшие программы. Поэтому для оценки достижения обязательной подготовки целесообразно использовать дихотомическую (двоичную, альтернативную) шкалу типа зачет или незачет и т.п. Анализ детских работ, определяющий творческий рост школьника. Педагогическое наблюдение при текущем контроле. Анализ мотива ухода и прихода учащегося в кружок. Способы фиксирования и обобщения детских практических достижений (участие в конкурсах фиксируется в журнале).

Подводятся итоги на лучшую работу, по каждой теме. Участие во всевозможных конкурсах (районных, областных и международных).

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Указанная цель и поставленные вышеизложенные задачи могут быть выполнены при продолжительности обучения 2 года (72 часа в год при 2-х часах занятий) При желании учащиеся могут изучать один из языков программирования или несколько продолжив обучение после 2 летнего курса.
Технические средства обучения (минимальные)

1. Компьютерный класс с компьютерами класса не ниже Реntium

3. Программное обеспечение:

Операционная система Windows (версия 95 или выше) или Linux;

Трансляторы языков программирования

Интернет-браузеры;

Пакет для создания презентаций;

Введение. Техника безопасности. Роль ЭВМ в современном обществе Языки высокого уровня
Алгоритм (6 часов)

("сверху, вниз" и "снизу вверх"}. Основы структурного программирования. Практикум по записи алгоритма в виде блок схем, словесноформулировочным, видно, схемой.


Интерпретаторы и компиляторы, интерфейс (4 часа)
Оболочка Бейсика, запуск, ввод текста программы, выполнение, открытие и сохранение файла (2 часа)

Среда программирования Q_ВАSIС. Конструкция программы Оболочка транслятора Функциональные клавиши Текстовый редактор Основные приемы работы в среде Алфавит языка, арифметика, понятие переменной,

оператор присваивания (4 часов)

Язык программирования Q_ВАSIС: алфавит языка, запись арифметических операций, встроенные математические функции.

Оператор вывода PRINT: назначение, функции, особенности.

Типы, операции и выражения: простые и структурированные типы, представление в памяти данных основных типов

Операции над данными основных типов Строки, Совместимость и преобразование типов
Ввод и вывод данных (8 часов)

Структура оператора, диалог. Обращение к файлу. Ввод данных из файла.

Линейный алгоритм (4 часов)

Линейная программа. Операторы ТАВ, LОСАТЕ. Линейный алгоритм. Пошаговое выполнение программ, работа с файлами в интегрированной среде. Разбор примеров программ, иллюстрирующих линейный алгоритм. Вспомогательный алгоритм Понятие процедуры и функции. Локализация имен. Структура подпрограммы Процедурные типы. Разбор примеров программ

Операторы условного и безусловного переходов (12 часов)

Оператор ветвления IF...ТНЕN: назначение, структура, запись простых и сложных условий, вложенные ветвления. Сложные (составные) условия Оператор выбора SELEСТ САSЕ: назначение, структура, запись условий.

Операторы цикла (16 часов)

Циклический оператор FOR. Разбор примеров программ

Циклических} оператор с предусловием. Разбор примеров программ

Циклических} оператор с постусловием Разбор примеров программ

Библиотека алгоритмов. Алгоритм Евклида Алгоритмы нахождения чисел с заданными

свойствами на целочисленном отрезке: простые, совершенные, палиндромы, пифагоровы

тройки.


Записи и файлы (12 часов)

Запись. Понятие новой сложной переменной и обращение к ней.

Запись, как структурированный тип данных. Описание записей. Оператор присоединения.Массивы записей. Программирование алгоритмов с использованием записей. Типизированные константы: константы-записи Файлы и записи

Доступ к файлам, процедуры и функции для работы с файлами, текстовые файлы, типизированные файлы, нетипизированные файлы. Процедуры и функции работы с текстовыми файлами Прямой и последовательный доступ к записям файла. Файлы: бинарные

Разбор примеров программ, иллюстрирующих основные вопросы языка: структура программы, типы данных, описания, операции, управляющие конструкции, записи, файлы.

Графика. Основные операторы (12 часов)

Вычерчивание геометрических фигур: операторы вычерчивания фигур: линия, прямоугольник, эллипс, окружность, дуга, точка, запоминание и воспроизведение изображения.

Управление цветом экрана и толщиной линий: цветная палитра; стили линий; закраска. Построение рекурсивных фигур.

Построение графиков функций: вычерчивание осей; формирование функции; построение точек графика.

Движение объектов на экране: идея анимации; движение символа; движение фигуры, управление движением объекта, клавиши управления; расширенный код (скэн-код).

Управление символьным курсором: роль курсора; программа(демонстрационная) о размере курсора. Задачи на движение и изображение фигур и графиков

Создание рисунков (12 часов)

Метод координат. Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел. Декартова прямоугольная система координат. Координатная плоскость. 1-я координатная четверть.

Операторы машинной графики. Оператор DROW. Команды В, М, II, В, Ь, К, Е, Н, О, Р, 8, С и N. Команды абсолютного и относительного движения. Повороты. Оператор РАINТ.

Массивы. (14 часов)

Понятие массива, инициализация массивов при описании способ заполнения, обращение к элементам массива. Константы-массивы Разбор примеров программ Индексирование многомерных массивов, способ заполнения, обращение к элементам массива. Разбор примеров программ

Линейная сортировка. Сортировка пузырьком Разбор примеров программ

Поиск - линейный и бинарный Разбор примеров программ

Обмен и исключение элементов из массива. Разбор примеров программ

Строковые величины (14 часов)

Строки, основные операции со строками. Моделирование процессов обработки текстовой информации - поиск, удаление, преобразование, замена. Разбор примеров программ

Программная документация (8 часа)

Правила оформления исходных текстов программы. Оформления отчета по работе. Подготовка и печать отчета. Защита отчета по контрольной практической работе.

Творческий проект(6 часов)

Организация многомодульных программ: Заголовочные файлы. Пример многомодульной программы. Файл проекта. Компиляция и -компоновка. Использование библиотек (на примере использования библиотеки для обработки изображений).

Что необходимо для работы с Visual Basic , установка и запуск программы. Чему мы научимся.

Алгоритм (6 часов)

Понятие алгоритма. Способы представления и разработки алгоритмов. Структурирование, блок-схемы алгоритмов и их построение Этапы разработки программ. Методы проектирования программ ("сверху вниз" и "снизу вверх"). Основы структурного программирования. Практикум по записи алгоритма в виде блок схем, словесно-формульный, видно, схемой.

Интерпретаторы и компиляторы, интерфейс (2 часа)

Языки высокого уровня. Интерпретаторы и компиляторы. Понятие о структурном и модульном методах проектирования программ История языка

Среда программирования Visual Basic (5 часа).

ГОЕ - интегрированная среда разработки. Панель инструментов, главное меню, элементы управления, компоненты пользования. Понятие проекта. Окно проекта, окно свойств. Работа с несколькими проектами

Справочная система(2 часа).

Справочная система, Понятие меню. Использование меню.

Работа с формами(5 часа)

Конструктор форм, Окно просмотра объектов. Создание простой программы, создание формы, реагирующей на события. Основные свойства формы. Работа с многодокументными формами.

Выбор и использование управляющих элементов (18 часа).

Управляющие элементы. Кнопки. Текстовые поля. Надписи. Переключатели. Флажки. Рамки. Списки. Комбинированные поля. Рисунки. Графические поля. Таймеры. Полоса прокрутки Списки дисков. Списки файлов. Добавление других элементов на панель. Интерфейс в стиле windows. Дерево. Табличные списки. Списки изображений. Строка состояния.

Работа с модулями и классами (5 часов)

Модули и классы. Создание программной библиотеки. Процедуры, Функции. Передача параметров функциям и подпрограммам. Работа с модулями.

Создание и использование меню и панелей инструментов(4 часа)

Назначение. Создание и использование меню. Работа с редактором меню. Проектирование структуры меню. Создание панелей инструментов. Использование нестандартных элементов в панелях инструментов. Изображение и списки изображений. Усовершенствование панелей.

Тины данных (5 часов)

Типы переменных. Переменные. Массивы. Константы. Управляющие массивы, одномерный массив, массивы более чем одной размерностью. Поиск и сортировка, перечисления.

Логика и последовательность (4 часа)

Как думает компьютер. Логические операторы. Сравнения. Принятие решений в программе. Выполнение повторяющихся действий

Управляющие конструкции (5 часов)

Циклический оператор Гог Циклический оператор с предусловием. Циклический оператор с постусловием Библиотека алгоритмов. Создание тестовых заданий и игр.

Запись и чтение данных (8 часов)

Работа с файлами. Последовательный доступ. Произвольный доступ. Двоичный доступ. Элементы для работы с базами данных. Анатомия базы данных. Создание баз данных.

Печать (2 часа)

Вывод данных на печать. Окно непосредственных вычислений. Работа с отчетами в приложениях. Печать исходных текстов программы

Диалоговые окна (4 часа)

Стандартные диалоговые окна. Создание пользовательских диалоговых окон. Создание класса диалогового окна. Использование диалогового окна.

Работа с мышью (5 часов)

Обработка событий мыши, операции перетаскивание, перетаскивание.

Отладка приложений (4 часа)

Документирование программы. Отладочные средства УВ Создание текстовых утилит

Создание и использование справочныxфайлов (5 часов)

Использование справочных файлов в приложениях. Создание справочных файлов. Проектирование и создание файла содержания. Создание файла проекта. Подключение справочных файлов к приложениям. Преобразование справочного файла в формат НТМL

Объектно-ориентированное программирование (4 часа)

Общие сведения об ООП. Наследование, инкапсуляция и полиморфизм Многократное использование кода. Пример создания и использования класса. Работа с окном просмотра объектов. Компиляция проекта. Вкладка Маке. Настройка параметров компиляции. Распространение приложений

Расширение(2 часа)

Программирование для Интернета на VВ (21 часов)

Использование элемента. Разработка приложений. Проектирование документов

Использование НТМL

Использование ВLХ (8 часов)

Библиотеки динамической компоновки Правила вызова Программа АРI Использование функций АР1 в приложениях Создание класса Работа с системной панелью.

Проекты (6 часов)

Организация многомодульных программ: Заголовочные файлы. Классы памяти, прототипирование. Пример многомодульной программы. Файл проекта. Компиляция и компоновка. Использование библиотек (на примере использования библиотеки для обработки изображений).

Программная документация (4 часов)

Правила оформления исходных текстов программы. Оформления отчета по работе. Подготовка и печать отчета. Защита отчета по контрольной практической работе.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ.

Учащиеся должны понимать:

Значение информационных процессов в жизни общества;

Сущность основных алгоритмических конструкций (процедуры, функции, циклы, ветвления, рекурсия) и смысл их использования;

Принципы, лежащие в основе математических методов решения задач, преимущества, недостатки и границы применимости различных методов;

» назначение и сферу применения различных видов программного обеспечения.

Учащиеся должны знать:

Правила техники безопасности при работе на компьютерах, средства и методы защиты глаз от излучения;

Названия, назначение и наиболее важные характеристики основных устройств компьютеров;

« последовательность решения задач с помощью компьютеров;

Область применимости различных информационных технологий;

Как начать работу с Турбо Паскалем

Справочная система, использование меню

Структуру программ, функциональные клавиши средства редактирования ТигЬо Разса!, основные приемы работы в среде

Суть компиляции и компоновки (линковки)

« алгоритмические конструкции языка программирования Паскаль,

Типы данных и их представление в памяти компьютера, операции над данными основных типов

Концепцию структурно-модульного программирования в Паскале и ее реализацию

Как происходит передача параметров в функции

Функции - даты и времени, работы с числами, финансовые

Панель инструментов, элементы управления, компоненты пользования » как описываются и представляются в памяти массивы и строки;

Как описываются указатели и как они связаны с массивами;

Строковые функции

Различие между текстовыми и бинарными файлами, особенности организации текстовых файлов;

Команды, элементы управления, файлы прямого и последовательного доступа, бинарные файлы

Стандартные операции ввода/вывода

Основные понятия технологии объектно-ориентированного программирования (инкапсуляция, наследование, полиморфизм).

» назначение заголовочных файлов

в назначение и способы организации файлов проекта.

Учащиеся должны уметь:

Использовать все доступные источники (интерактивные компьютерные справочные системы, книги, справочники, технические описания) для самостоятельного решения задач с помощью компьютеров;

Составлять алгоритмы в словесной форме для решения разнообразных задач;

Применять метод пошаговой детализации при составлении алгоритмов

переводить алгоритмы на язык программирования;

составлять алгоритмы и программы для новых методов решения задач;

работать с различными структурами данных (массив, запись, файл, множество,

объект);


работать с редакторами текстовой и графической информации;

решить поставленную задачу, реализовывать алгоритмические конструкции на

языке программирования Паскаль,

составлять игровые, обучающие, контролирующие программы

Дата публикации: 2016-10-18

Краткое описание: ...

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ "ПОДМОСКОВНЫЙ »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка « ПРОГРАММИРОВАНИЕ »

11 класс

основное общее образование

(Федеральный компонент государственного

стандарта общего образования)

БУП-2004

Составитель : Недвига С.И,

учитель информатики

    2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

    Федерального закона №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

    Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2);

    Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

    Основной образовательной программы основного общего образования ЧУОДО «Лицей-интернат «Подмосковный»;

    Положения о рабочей программе педагога ЧУОДО «Лицей-интернат «Подмосковный»;

    Учебного плана ЧУОДО «Лицей-интернат «Подмосковный» на 2016-2017 учебный год;

Федерального перечня учебников

Курс рассчитан на изучение в 11 классах лицея-интерната "Подмосковный". Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Настоящий календарно-тематический план составлен для 11 класса по программе зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования к.п.н. Н.Д.Угриновича, адаптированной для лицея-интерната «Подмосковный» в соответствии с учебником «Информатика и информационные технологии: Учебник для 11 классов /Н.Д.Угринович. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».

Современному специалисту темы крайне необходимо иметь навыки алгоритмизации, а зачастую, и программирования. Поэтому рассмотрение данной темы возможно на учебном курсе «Программирование на языке Турбо Паскаль». Следует также отметить, что Всероссийские олимпиады для школьников по информатике и тесты Единого государственного экзамена содержат задания на программирование. Таким образом, введение дополнительного 1 ч в неделю на изучение основ алгоритмизации и программирования на языке Турбо Паскаль является необходимым и достаточным условием для реализации задачи обучения и воспитания нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Кроме того, изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков (организация деятельности, ее планирование и т.д.), которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна их приоритетных задач современной школы.

Цели и задачи курса

    Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.

    Формирование алгоритмической культуры.

    Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.

    Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.

    Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.

    Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

    Развитие алгоритмического мышления учащихся.

    Формирование навыков грамотной разработки программ.

    Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

В результате изучения основ программирования учащиеся должны

знать

    Структуру программы на языке Паскаль

    Понятие величины

    Математические функции и операции языка

    Типы данных

    Операторы и их синтаксис

    Правила написания процедур и функций на языке Паскаль; их различия

    Понятие одномерного и двумерного массива

    Алгоритмы поиска и сортировки

Записывать математические выражения на языке Паскаль

Описывать словесно работу операторов

Разрабатывать программы, требующие вложения одного и более операторов

Выделять вспомогательные алгоритмы в сложных задачах.

Формировать процедуры и функции. Правильно строить обращения к процедурам и функциям.

Описывать, заполнять и выводить массивы

Обрабатывать массивы

    Алгоритм и его формальные исполнители

История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Алгоритм и формализация. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей.

Компьютерный практикум

    Линейный алгоритм.

Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование. .

Компьютерный практикум

    Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор»

Организация ветвлений в программах. Основные понятия математической логики. Условный оператор. Оператор безусловного перехода.

Компьютерный практикум

Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы

    Turbo Pascal

Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных функций. Почему наличие полноценных процедур и функций является принципиально важным для структурно-ориентированного языка высокого уровня. Каковы правила описания процедур в Паскале. Как строится вызов процедур. В чем принципиальные отличия между формальными, локальными и глобальными переменными. В чем отличия между параметрами-переменными и параметрами-значениями, и в каких ситуациях целесообразно использовать те и другие. В чем отличия между процедурами и функциями. Область действия описаний в процедурах. В чем в принципе заключается рекурсия и как она реализована на Паскале. Выделять вспомогательные алгоритмы в сложных задачах. Формировать процедуры и функции. Правильно строить обращения к процедурам и функциям

    Структура программы. Основные операторы

Какие структурированные типы данных есть в языке Турбо Паскаль. Синтаксис операторов. Детали процесса исполнения каждого из операторов. Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов. Разрабатывать программы обработки числовой и символьной информации, требующие вложения одного и более основных операторов.

    Логические выражения и отношения

Что такое величина и чем она характеризуется. Что такое операция, операнд и их характеристики; в чем принципиальные отличия величин структурированных и не структурированных; о таких структурах данных, как множество, запись, файл, стек, очередь, строка. Что может входить в состав арифметического выражения; перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль. О логических выражениях и входящих в них операндах, операциях и функциях. Записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов, которые могут в них входить.

Как формально определять в программе типы «массив», «строка», «множество», «запись», «файл». Какими свойствами обладают данные указанных типов. Какие операции возможны над величинами указанных типов. При решении содержательных задач, в которых целесообразно пользоваться структурированными данными, адекватно выбирать подходящую из перечисленных выше структур. Пользоваться комбинациями структур данных (типа «массив записей» и т.д.). Воспроизвести алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве. Распространить эти алгоритмы на сортировку и поиск в нечисловых массивах, массивах записей

    Типы данных

Назначение перечислимого и интервального типов данных. Какие ограничения связаны с этими типами. Примеры программ, использующих эти типы. Создавать перечислимые типы. Описывать переменные перечислимого типа. Разрабатывать программы, содержащие величины перечислимого типа. Строить интервальный тип на базе произвольного порядкового типа.

Требования к знаниям и умениям:

В результате освоения курса учащиеся

должны знать/ понимать :

    сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;

    основные типы данных и операторы (процедуры) языка программирования Турбо Паскаль;

    назначение процедур и функций, их различие;

    принципы работы с текстовыми файлами;

    способы задания элементов массивов;

    методы сортировки массивов и поиска элементов в массиве;

    принципы работы со строками, записями, множествами;

должны уметь:

    разрабатывать и записывать на языке Турбо Паскаль типовые алгоритмы;

    разрабатывать сложные алгоритмы методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх);

    использовать текстовые файлы;

    сортировать одномерные массивы и искать элементы заданного свойства;

разрабатывать алгоритмы на обработку строк, записей, множеств .

Количество часов на курс : 11 класс – 1 ч в неделю, всего 34 ч.

Объем дисциплины и виды учебной работы

В том числе по полугодиям

Общая трудоемкость работы, в том числе:

Тематический план дисциплины

Уроки контроля

Основы алгоритмизации

Основы программирования на языке Turbo Pascal

ИТОГО по ИТ

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет: программирование

Класс: 11

Учитель: Недвига С.И.

Глава, параграф, страницы

Виды деятельности

Дата

проведения

Примечание

План

Факт

Техника безопасности. Алгоритм и его формальные исполнители.

Линейный алгоритм.

Беседа. Работ в тетрадях

Алгоритмическая структура «ветвление»

Беседа. Работа у доски

Алгоритмическая структура «выбор»

Беседа. Работа с учебником

Алгоритмическая структура «цикл»

Базовые понятия языка программирования Turbo Pascal

Устный опрос, работа с учебником

Типы данных

Работа у доски, выдвижение гипотез с их последующей проверкой

Структура программы

Фронтальная работа с классом

Ввод данных

Вывод данных

Практическая работа на компьютере

Операторы присваивания

Беседа

Арифметические выражения

Беседа. Фронтальный опрос

Арифметические операции.

Операторы DIV MOD .

Работа в тетради

Арифметические процедуры и функции.

Типы в арифметических выражениях

Практическая работа на компьютере

Функции TRUNC и ROUND .

Преобразование типов. Переполнение.

Практическая работа на компьютере

Возведение в степень.

Полезные формулы.

Беседа, работа в тетради

Безусловный переход. Оператор GOTO.

Практическая работа на компьютере

Оператор вызова процедуры Пустой оператор. Составной оператор.

Работа у доски.

Логические выражения и отношения. Приоритет операций

Беседа.

Условный оператор IF .

Практическая работа на компьютере

Оператор CASE

Практическая работа на компьютере

Оператор REPEAT

Практическая работа на компьютере

Оператор WHILE

Практическая работа на компьютере

Оператор FOR .

Вложенные циклы.

Беседа. Работа у доски

Описание и использование массивов

Заполнение массива данными

Практическая работа на компьютере

Вывод массива

Действия с одномерными и двумерными массивами.

Индивидуальные задания по карточкам, работа у доски

Перестановка элементов в массиве

Работа в тетради, у доски

Сортировка массива

Практическая работа на компьютере

Типы данных CHAR и STRING

Практическая работа на компьютере

Операции сцепления

Индивидуальные задания по карточкам, работа у доски

Операции отношения

Практическая работа на компьютере

Контрольная работа

Контроль знаний

Итоговое занятие

Подведение итогов

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Аппаратные средства

    Компьютер

    Проектор

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

    Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

    Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; web -камера; диктофон, микрофон.

Программные средства

    Операционная система.

    Пакет офисных приложений.

    Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

    Антивирусная программа.

    Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

    Простая система управления базами данных.

    Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

    Система программирования.

    Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

    Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

    Язык программирования Турбо Паскаль 7.0.

Пример программы на языке Паскаль.

Нахождение корней квадратного уравнения

Var A, B, C, D, X1, X2: Real;

Begin

Writeln ("Введите коэффициенты квадратного уравнения: a,b,c");

Readln (A,B,C);

D:=B*B-4*A*C;

If D<0 Then Writeln (" Корней нет ! ")

Else

Begin

X1:=(-B+SQRT(D))/2/A;

X2:=(-B-SQRT(D))/2/A;

Writeln ("X1=", X1:8:3, " X2=",X2:8:3)

End;

End.

Список литературы:

    «Информатика: Учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014.

    Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2012

    «Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А.Залогова, М.Плаксин и др. под редакцией И.Семакина, Е.Хеннера. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012.

    «Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. / Н.Д.Угринович. – М; БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.

    «Системы счисления и компьютерная арифметика» Андреева Е., Фалина И. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.

    Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013.

    Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011.

Целью деятельности кружка является формирование алгоритмического и абстрактного мышления обучающихся, развитие умения самостоятельно составлять алгоритмы и реализовывать их в системах программирования и проектирования. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • изучение основ алгоритмизации и программирования на языках C++ и Python;
  • обучение навыкам работы в системах программирования Eclipse, Code::Blocks, QtCreator, IDLE Python;
  • проведение анализа эффективности найденных решений;
  • знакомство с классическими алгоритмами и их реализацией на C++ или Python;
  • обсуждение и разбор олимпиадных задач;
  • подготовка и участие в командных или индивидуальных олимпиадах по программированию

Почему мы учимся программировать на С++ ?

  • Около двух десятилетий C++ находится в тройке лидеров среди компилируемых языков программирования. Поэтому широкая востребованность специалистов С/С++ будет сохраняться еще долгое время
  • Синтаксис С/С++ является основой для многих современных и не менее популярных языков программирования, таких как Java, PHP, C#, Perl, Rust, D
  • Это компилируемый язык со статической типизацией на котором можно создавать программы любого уровня сложности.
  • С++ обладает богатой и мощной стандартной библиотекой включающей классы поддержки контейнеров, алгоритмов, строки, ввода/вывода, математики, локализации и многое другое
  • Доступность. Для С++ существует множество реализаций языка, как бесплатных (GCC), так и коммерческих (Visual C++) и для различных платформ
  • С++ активно развивающийся язык и по сей день! В 2017 году принят новый стандарт языка.
  • В С++ поддерживает множество парадигм программирования, в том числе, ООП (объектно-ориентированное). Но это не означает, что при разработке программист ограничен только одним подходом. В процессе реализации он может использовать различные стили программирования, таким образом, разработка программы превращается в творческий процесс.
  • C++ это огромная страна! Не верите? !

Расписание занятий

  • Вторник
    • Бьерн Страуструп. Язык программирования C++. Специальное издание. Пер. с англ. - Изд. Бином, 2011 г.
    • Дейтел Харви, Дейтел Пол. Как программировать на С++. Изд.: Бином-Пресс, 2008
    • Джосаттис Н.М. Стандартная библиотека C++. Справочное руководство. Вильямс, 2014
    • Дьюхерст С. C++. Священные знания. – Пер. с англ. – СПб.: Символ-Плюс, 2012.
    • Лаптев В. В. C++. Объектно-ориентированное программирование - СПб.: Питер, 2008.
    • Липпман Б. Стенли, Жози Лажойе, Барбара Э. Му. Язык программирования С++. Базовый курс. Изд. 5-е. М: ООО “И. Д. Вильямс”, 2014
    • Прата, Стивен. Язык программирования C++. Лекции и упражнения, 6-е изд.: Пер. с англ. - М.: ООО “И.Д. Вильяме”, 2012
    • Сиддхартха Рао. Освой самостоятельно C++ за 21 день, 7-е изд. Вильямс, 2013
    • Столяров А. В. Введение в язык С++: 3-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012.
    • Эффективное использование C++. Третье изд. 55 верных советов улучшить структуру и код ваших программ. М.: ДМК Пресс, 2006.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ключевой особенностью курса является его направленность на формирование у учащихся навыков поиска собственного решения поставленной задачи, составления алгоритма решения и реализации алгоритма с помощью средств программирования.

Для школьников этот курс – возможность развить навыки программирования на языке Pascal . Программирование – это стержень как базового, так и профильного курсов информатики. В рамках предлагаемого курса «Углубленное изучение программирования на языке Pascal » изучение основ программирования на языке Pascal – это не столько средство подготовки к будущей профессиональной деятельности, сколько формирование новых общеинтеллектуальных умений и навыков: разделение задачи на этапы решения, построение алгоритма и др. Исключительно велика роль программирования для формирования мышления школьников, приёмов умственных действий, умения строить модели, самостоятельного нахождения и составления алгоритмов решения задач, умения чётко и лаконично реализовывать этапы решения задач. Использование этих возможностей для формирования общеинтеллектуальных и общеучебных умений школьников активизирует процесс индивидуально-личностного становления учащихся.

Общепедагогическая направленность занятий – гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Умение составлять алгоритмы решения и навыки программирования являются элементами информационной компетенции – одной из ключевых компетенций современной школы. Умение находить решение, составлять алгоритм решения и реализовать его с помощью языков программирования – необходимое условие подготовки современных школьников. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими продуктами в виде программ на компьютере рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся в форме различных программ.

Цели изучения курса:

    понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации;

    овладеть базовыми понятиями теории алгоритмов;

    освоить понятие алгоритма и особенности реализации алгоритмов в виде программ, написанных на языке программирования Pascal .

Задачи курса:

    познакомиться с понятиями «алгоритм», «язык программирования»;

    сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Pascal;

    изучить основные конструкции языка программирования Pascal;

    научиться работать с графическими средствами языка программирования Pascal;

    научиться отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ.

Методы обучения

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формировать у школьников информационную и коммуникативную компетентности, реализовывать личностно-ориентированное обучение, направлять их на самостоятельное решение разнообразных проблем, развивать исследовательские и творческие способности. Решение данных задач кроется в организации деятельностного подхода к обучению, в проблемном изложении материала учителем, в переходе от репродуктивного вида работ к самостоятельным, поисково-исследовательским видам деятельности. Поэтому основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов, а основная методическая установка – обучение старшеклассников навыкам самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты курса

В рамках курса «Углубленное изучение программирования на языке Pascal » учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

    умеют составлять алгоритмы для решения задач;

    умеют реализовывать алгоритмы на компьютере в виде программ, написанных на языке Pascal ;

    владеют основными навыками программирования на языке Pascal ;

    умеют отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Pascal .

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля в курсе «Углубленное изучение программирования на языке Pascal » являются внешние образовательные продукты учащихся (созданные блок-схемы, программы), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Педагогическая ценность контроля заключается в том, что он даёт всестороннюю информацию о способностях учащихся к анализу или синтезу, оценочным суждениям и позволяет оценить эффективность учебного труда для каждого из них.

Диагностика и контроль – необходимые части учебного процесса, но увеличение их доли неизбежно приводит к сокращению времени на изучение материала. Поэтому столь важно извлечение максимума информации об учащихся за минимальное время. Контроль и диагностика должны быть действенными. Поэтому необходимо анализировать результаты проверки и принимать меры по коррекции образовательного процесса. От этого зависит, станут ли способы оценивания уровня достижений учащихся результативными.

Качество внешней образовательной продукции желательно оценивать по следующим параметрам:

    алгоритм должен быть оптимальным по скорости выполнения и максимально простым в реализации на языке программирования;

    программа должна выполнять поставленные задачи;

    по степени «читаемости кода» (должны быть соблюдены отступы, обязательное наличие комментариев к коду программы и т. д.).

Созданными внешними образовательными продуктами учащиеся могут пополнять собственные портфолио.

Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:

    текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учениками выполняемых заданий;

    текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

    итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой освоения курса;

    итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности школьников учителем в виде отзыва или рекомендации.

Контроль знаний организуется в форме трёх контрольных работ. Итоговая оценка выставляется на основании результатов контрольных работ.

Аппаратное обеспечение :

    IBM PC-совместимый компьютер.

    Процессор не ниже Pentium-100.

    Оперативная память не меньше 64 Мб.

Программное обеспечение :

    Операционная система: WindowsXP (или выше).

    Одна из сред разработки :

Borland Pascal 7.0 ,

Turbo Pascal 7.0 ,

Free Pascal 2.0 (или выше).

Тематический план курса

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Дата

Знакомство с Pascal

Структура программы на языке Pascal

Числовые типы данных

Условный оператор.

Вложенные условные операторы.

Условные операторы, логические операции И, ИЛИ, НЕ

Оператор выбора.

Циклы с предусловиями

Циклы с постусловиями

Циклы с параметрами

Вложенные циклы

Решение задач

Одномерные массивы

Алгоритмы информационного поиска

Двумерные массивы

Алгоритмы сортировки

Строковый тип данных

Процедуры для работы со строковым типом данных

Решение задач

Файловый тип данных

Основные операции с файлами

Примеры работы с файлами

Текстовые файлы

Итого:

Содержание курса

Знакомство с Pascal

Тема 1. Структура программы на языке Pascal

:

    назначение и основные команды среды разработки;

    общую структуру программы;

    назначение и виды оператора вывода.

Учащиеся должны уметь :

    пользоваться интерфейсом среды программирования Borland / Turbo Pascal или Free Pascal

    использовать команды редактора;

    составлять и запускать программы;

    организовывать вывод данных.

Язык программирования Pa scal и его характерные особенности. Структура программы на языке Pa scal. Простейшая программа. Среды разработки. Элементы языка Pascal. Создание и исполнение программ в среде разработки. Операторы вывода Write и WriteLn .

Практическая работа: создание, сохранение, запуск простейшей программы в среде разработки.

Тема 2. Числовые типы данных

Учащиеся должны знать / понимать :

    понятие типа данных;

    целые, вещественные типы данных и операции над ними;

    понятие переменной;

    оператор присваивания;

    назначение и виды оператора ввода.

Учащиеся должны уметь :

    определять тип числовых данных;

    объявлять необходимые переменные;

    записывать арифметические выражения.

Переменные. Типы данных в языке Pascal. Простые типы данных. Целые и вещественные типы. Значения. Оператор присваивания. Операции, допустимые с переменными и значениями целого и вещественного типа.

Практическая работа: составление вычислительных программ.

Основные алгоритмические конструкции

Тема 1. Циклы

Учащиеся должны знать / понимать :

    понятие и назначение цикла;

    цикл со счётчиком;

    циклы с условием;

    понятие генератора случайных чисел;

    понятие символьного типа;

    назначение и возможности модуля CRT ;

    понятие кода клавиши, расширенного кода клавиши.

Учащиеся должны уметь :

    использовать все виды циклов для повторения блока действий в программе;

    определять оптимальный вид оператора цикла для решения поставленной задачи;

    использовать генератор случайных чисел;

    использовать символьные переменные и константы;

    принимать коды и расширенные коды клавиш: символьных и служебных.

Цикл. Цикл со счётчиком. Цикл с предусловием и цикл с постусловием.

Генератор случайных чисел.

Символьный тип данных Использование возможностей модуля CRT для приёма и обработки сигналов клавиш.

Практическая работа: создание программ, использующих разные виды циклов.

Тема 2. Условный оператор. Оператор выбора

Учащиеся должны знать / понимать :

    понятие и назначение условного оператора;

    назначение оператора выбора;

    алгоритм поиска максимального/минимального элемента;

    логические выражения;

    способы тестирования программ.

Учащиеся должны уметь :

    использовать условный оператор, оператор выбора при составлении программ;

    осуществлять выбор типа условного оператора/оператора выбора для оптимального решения поставленной задачи;

    составлять сложные логические выражения;

    использовать алгоритм поиска максимального/минимального элемента последовательности;

    составлять тестовую таблицу, тестировать готовую программу.

Условный оператор. Полная и неполная формы условного оператора. Оператор выбора.

Алгоритм поиска максимального / минимального элемента последовательности.

Тестирование готовой программы.

Практическая работа: создание программ, использующих алгоритмы ветвления.

Структурированные типы данных

Тема 1. Массивы

Учащиеся должны знать / понимать :

    понятие массива;

    понятие двумерного массива как массива массивов;

    способы поиска максимального/минимального элемента массива;

    способы сортировки – сортировка выбором и пузырьковая.

Учащиеся должны уметь :

    объявлять одномерные и двумерные массивы;

    использовать массивы для хранения данных в программе;

    осуществлять поиск максимального/минимального элемента в одномерном массиве;

    производить сортировку одномерного массива одним из двух способов: сортировкой выбором или пузырьковой сортировкой.

Массив. Одномерный массив. Двумерный массив. Объявление массивов. Обработка массивов: поиск элемента по заданным признакам, заполнение массива, вывод массива на экран.

Сортировка массива. Сортировка выбором. Пузырьковая сортировка.

Практическая работа : создание и обработка массивов.

Тема 2. Строковый тип данных

Учащиеся должны знать / понимать :

    строковый тип данных;

    понятие строк как массива символов;

    допустимые действия над строковыми данными.

Учащиеся должны уметь :

    объявлять и использовать в программе величины строкового типа;

    использовать стандартные процедуры и функции обработки строк.

Строковый тип данных. Строки как массив символов. Стандартные строковые процедуры и функции.

Практическая работа : обработка данных строкового типа.

Тема 3. Файловый тип данных

Учащиеся должны знать / понимать :

    понятие файлового типа;

    отличия и область применения типизированных и текстовых файловых типов;

    порядок работы с данными файлового типа.

Учащиеся должны уметь :

    определить оптимальный тип файловых данных для решения конкретной задачи;

    ассоциировать файловую переменную с файлом на диске;

    открыть файл для чтения или записи;

Файловый тип данных. Типизированные файлы. Текстовые файлы.

Практическая работа : создание программ, позволяющих хранить данные на диске.

Учебно-методические материалы

    Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal: Учеб. пособие / Л. А. Татарникова; Под ред. Т. Б. Корнеевой. – Томск, 2008. – 139 с.

    Татарникова, Л. А. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal: Методические рекомендации. – Томск, 2008. – 28 с.

    Тимошевская Н.Е., Перышкина Е.А. Основы алгоритмизации и программирования на языке Pascal. Рабочая тетрадь: Учеб. пособие. – Томск, 2004. – 116 с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с.Яковлевка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области».

Рабочая программа
внеурочной деятельности в 9-11 классах.

Кружок « Основы программирования
на языке Паскаль
»

Руководитель: Дамаев Р.Х., учитель информатики.

2016-17 уч.год

Пояснительная записка.

Изучение темы алгоритмизации и основ программирования в курсе информатики является одним из самых сложных я в рамках предмета. Учитывая относительно небольшой объём учебного времени, выделяемый на этот блок, а также то, что для большинства учащихся самостоятельное изучение принципов алгоритмизации и программирования по учебникам и учебным пособиям затруднительно, перед учителем информатики встаёт проблема разработки таких способов и методик, которые помогут детям глубже понять суть алгоритмизации, научиться программировать на одном или нескольких языках, возможно, помочь определиться старшеклассникам в профессиональном плане.

Для решения этих задач может быть организован кружок «Основы программирования на языке Паскаль» для учащихся 9-11 классов. Почему именно Паскаль!?

Язык Паскаль был разработан в 1970 г. Никлаусом Виртом как язык, обеспечивающий строгую типизацию и интуитивно понятный синтаксис. Он был назван в честь французского математика, физика и философа Блеза Паскаля.

Одной из целей создания языка Паскаль Никлаус Вирт считал обучение студентов структурному программированию. До сих пор Паскаль заслуженно считается одним из лучших языков для начального обучения программированию. Его современные модификации, такие как Object Pascal, широко используются в промышленном программировании (среда Delphi). Наиболее популярным решением для персональных компьютеров в 80-е - начале 90 годов стал компилятор и интегрированная среда разработки Turbo Pascal фирмы Borland. Встроенный компилятор обеспечивал высокую скорость компиляции и высокое качество кода (отсюда приставка Turbo). Среда Turbo Pascal обеспечивала также отладку кода, содержала богатый набор примеров. Все эти качества позволили Turbo Pascal стать стандартом Паскаля де-факто. Наиболее известной свободной реализаций языка Паскаль является Free Pascal. Помимо открытости исходного кода, его основным преимуществом является мультиплатформенность, а также поддержка различных диалектов Паскаля. На основе FreePascal создана свободная мультиплатформенная среда Lazarus, аналогичная среде Delphi. Однако, бедный и не меняющийся десятилетиями консольный интерфейс интегрированной среды Free Pascal, мало совместимый с современными интерфейсами рабочих столов операционных систем, всё более отталкивает обучаемых, неправильно формируя у них представление, что Паскаль - устаревший язык. С другой стороны, среда Delphi по мере развития становилась все более громоздкой и малопригодной для обучения программированию. Кроме того, отсутствует бесплатная версия Delphi даже для академического использования. Данные факторы привели к практически полному исчезновению Delphi из сферы образования, а для среды Lazarus, несмотря на ее бесплатность, такие случаи единичны.

Наконец, появление платформ Java и.NET, включающих мощный язык программирования и мощные стандартные библиотеки ослабило позиции языка Delphi. Для обучения программированию стали чаще использоваться такие языки как Java, C, C++, C#, Visual Basic, Python, Haskell.

Одним из ярких событий, связанных с развитием языка Паскаль, стало появление языка и компилятора Oxygene фирмы RemObjects, который создатели заслуженно назвали современным Паскалем 21 века. Oxygene может генерировать код под различные платформы, в том числе под платформы.NET и Java. Основным его недостатком является отсутствие бесплатного компилятора и среды для образовательных целей. Кроме того, Oxygene достаточно сильно отличается от канонического языка Паскаль (методы классов вместо процедур и функций), что отражает его сугубо профессиональную направленность.

Язык и система программирования PascalABC.NET призваны изменить сложившуюся ситуацию и вернуть языку Паскаль былую привлекательность как для обучения, так и для профессионального программирования, помножив ее на мощь платформы.NET. Конечно, в рамках данной программы используются далеко не все возможности системы PascalABC.NET, но этого и не требуется для достижения целей, которые перед ней поставлены.

Изучение Паскаля предлагается начать сразу с конкретных примеров. Шаг за шагом ученики пройдут все стадии программирования и ощутят уверенность в себе и поймут: «Если я смог написать одну программу, значит смогу и вторую!»

«Пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, информационной культуры, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.

Алгоритмический (программистский) аспект, связанный с развитием алгоритмического стиля мышления учащихся.

Кибернетический аспект, связанный с формированием мировоззренческих представлений о роли информации в управлении, закономерностей информационных процессов.

В основе программы кружка осуществляется интегрированный подход к изучению тем, что позволяет учащимся глубже овладеть необходимыми знаниями. Интегрирование ведётся по трём направлениям: математика, физика и информатика.

Основная задача кружка - развитие алгорит-мического стиля мышления. Учащиеся должны получить представление об од-ном из языков программирования, научиться исполь-зовать этот язык для записи алгоритмов решения про-стых задач на 1-м уровне и достаточно сложных на 2-м уровне.

Актуальность программы.

В наше время важно, чтобы человек не только умел работать за компьютером, но и понимал, как устроены программы, с помощью которых он работает на нём. Кружок должен стать стартовой базой для изучения языка объектно-ориентированного программирования. Занятия помогут учащимся глубже изучить один из языков программирования (в нашем случае, Паскаль) и приобрести необходимые навыки в составлении программ. Для учащихся, которые имеют склонность быстрее осваивать основные принципы программирования, можно давать индивидуальные задания олимпиадного характера.

В профориентационных целях занятия кружка помогут учащимся в выборе дальнейшей профессии.

По результатам ЕГЭ информатика именно в области программирования считается наиболее трудным разделом, и кружок также может послужить ещё одним вариантом подготовки к этой форме проверки знаний учащихся.

Требования высших учебных заведений к выпускникам школ существенно возросли и расширились, поэтому целью кружка также является оказание помощи в изучении основ программирования и подготовке учащихся к поступлению и успешному обучению в ВУЗах технической направленности.

Цели программы.

Закрепить у учащихся понятия алгоритма, свойства алгоритмов, способы записей алгоритмов, основных алгоритмических структур (линейной, ветвления, цикла), вспомогательных алгоритмов.

Обратить особое внимание на алгоритмическое программирование: основные типы и структуры данных (переменные, массивы), процедуры и функции.

Дать учащимся представление о решении сложных задач программирования, о применении программирования на практике.

Данная программа разработана с целью привлечения учащихся к самостоятельному и осмысленному составлению законченных программ на языке Pascal, привития основных навыков алгоритмической и программистской грамотности: ясного и понятного стиля, надёжности решений, экономии вычислений, организации переборов и т.д.

Задачи программы.

  • Обучающие

Расширить знания учащихся по алгоритмизации и программированию.

Привить учащимся навыки решения простых задач по программированию.

Научить решать сложные задачи методом деления на подзадачи.

  • Развивающие

Программа рассчитана на развитие познавательных способностей учащихся, углубление интереса к программированию, привитие алгоритмического стиля мышления. Программа рассчитана также на подготовку некоторых учащихся к олимпиадам по программированию.

  • Воспитательные

Программа кружка рассчитана на воспитание у учащихся чувства ответственности, анализа ситуации и поиска мер по её разрешению. Составление алгоритмов и программ позволяет ученику оценивать задачу и заняться поиском вариантов её решения, что позволит ему и в других жизненных ситуациях сделать то же самое. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей, взаимовыручке, умению выработать единый подход к решению задачи.

Условия достижения поставленных целей и задач.

Для достижения поставленных задач занятия кружка проводятся в формате «от простого к сложному». Учащиеся вспоминают свои знания по основам алгоритмизации и программирования и на их основе, углубляя их, учатся составлять простые и сложные программы.

При разработке программы учитывался возраст учащихся, используется сочетание теоретического материала с практическими занятиями на компьютере.

Для практической работы на каждом компьютере установлена среда PascalABC.NET, где учащиеся могут реализовать свои программы, посмотреть результат их выполнения, делать коррекцию.

Образовательные результаты:

Учащиеся должны знать:

Что такое алгоритм, свойства, типы алгоритмов, способы записи алгоритмов;

Основные типы данных и операторы (процедуры);

Назначение вспомогательных алгоритмов, технологии построения простых и сложных алгоритмов; - - метод последовательной детализации и метод обратного сбора блоков.

Учащиеся должны уметь:

Строить информационные структуры (модели) для описания объектов и систем, уметь переводить проблемы из реальной действительности в адекватную оптимальную модель (информационную, физическую, математическую), оперировать этой моделью в процессе решения задачи при помощи понятийного аппарата и средствами той науки, к которой относится построенная модель, правильно интерпретировать полученные результаты;

Организовать поиск информации, необходимой для решения задачи;

Применять линейные, ветвящиеся и циклические конструкции языка Паскаль;

Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;

Уметь решать задачи разного уровня по программированию;

Компилировать, редактировать, пользоваться справкой в среде программирования PascalABC.NET.

Организация деятельности учащихся.

формы :

в группах

индивидуальные

индивидуально-групповые.

режим занятий:

    общее количество часов в год - 35;

    периодичность занятий - 1 раз в неделю.

    количество часов и занятий в неделю - 1.

Формы занятий:

    1. Семинарские занятия

      Практические занятия

Формы контроля:

Текущий контроль - по результатам выполнения текущих практических работ.

Итоговый контроль - по результатам реализации программ, созданных учащимися самостоятельно.

1. Введение. Знакомство с языком Паскаль. Структура программы. Окно программы PascalABC.NET. Познакомить учащихся с историей языка Паскаль, его алфавитом, структурой программы. Рассмотреть окно среды программирования PascalABC.NET, интерфейс, меню, как пользоваться справкой, показать пример программы, ввод и вывод значений переменных.

Рассмотреть вопросы техники безопасности и здоровьесберегающих технологий при работе за компьютером.

2. Операторы ввода-вывода. Запись программы. Структура программы, блоки.

Познакомить учащихся с переменными величинами и их типами, рассмотреть операторы ввода-вывода и присваивания. Работа с готовой программой.

3. Составление первой программы (самостоятельно). Линейные алгоритмы и программы. Отладка.

Математические функции на Паскале: abc(x), sqr(x), sqrt(x), mod, div. Программы с их использованием.

4.Алгоритмы с ветвлением. Решение задачи на вычисление значений многочлена.

Познакомить учащихся с алгоритмами ветвления и рассмотреть задачи полного и неполного ветвления.

5. Циклические алгоритмы и программы.

Ввести представление о циклических алгоритмах. Рассмотреть их виды.

6. Массивы. Обработка массива. Задание массива.

Ввести учащимся определение массива. Представить способы задания массива и вывода его членов на экран.

7. Программы на ввод и обработку элементов массива.

Закрепить с учащимися понятие массива. Рассмотреть основные задачи на массивы.

Двумерные массивы.

Дать учащимся представление о двумерных массивах. Рассмотреть их заполнение и вывод на экран.

8. Строковые данные. Особенности работы со строковыми данными. Строковые массивы.

9. Библиотечные модули. Стандартные модули. Набор стандартных модулей: system, crt, graph, dos, printer.

Способы подключения модулей, и работа с ними.

10. Текстовые файлы. Ввод и вывод с использованием текстовых файлов.

11. Решение сложных задач

В этом разделе можно использовать решение задач из раздела 2 ЕГЭ, а также олимпиадные задачи.

12. Итоговое занятие

В качестве итогового занятия можно использовать проведение небольшой олимпиады по программированию или решение заданий из Раздела 2 одного из вариантов ЕГЭ.

Учебно-тематическое планирование.

п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Инструктаж по технике безопасности. Среда PascalABC.NET. Элементы интерфейса. Использование справки. Структура программы.

Операторы ввода-вывода. Запись программы. Первая программа в PascalABC.NET. Линейные алгоритмы и программы.

Синтаксис языка. Исполнение программы. Отладка. Сообщения об ошибках. Типичные ошибки.

Данные. Типы данных. Блок описания переменных. Описание констант.

Арифметические выражения. Формат результата вычислений. Примеры программ на вычисления.

Оператор присваивания. Выполнение оператора. Операторы ввода и вывода. Вывод текстовых сообщений. Комментарии в программе.

Пошаговое выполнение программы.

Данные логического типа. Запись условий. Составные условия и их запись.

Алгоритмы с ветвлением. Организация ветвлений в PascalABC.NET. Условный оператор. Полное и неполное ветвление.

Вложенные ветвления.

Проверочная работа

Циклические алгоритмы. Цикл с параметром (for).

Цикл с предусловием (while)

Цикл с постусловием (repeit)

Одномерные массивы. Описание массива, основные типы задач с массивами (поиск, замена, сортировка, суммирование)

Двумерные массивы. Описание массива.

Вложенные циклы.

Строковые данные. Функции для работы со строковыми данными. Строковые массивы.

Проверочная работа

Процедуры и функции. Общие сведения.

Библиотечные модули. Стандартные модули. Подключение. Примеры.

Понятие файла. Чтение и запись файла. Текстовые файлы. Файловый ввод-вывод.

Решение олимпиадных задач и задач из Раздела 2 ЕГЭ.

Итоговый проект (решение задачи на выбор учащегося)

Техническое и программное обеспечение:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, среда PascalABC.NET (рабочее место преподавателя).

Компьютер, среда PascalABC.NET (рабочее место учащегося).

Литература и Интернет-ресурсы:

Ушаков Д.М., Юркова Т.А. - Паскаль для школьников. -СПб.: Питер, 2006г. - 256с.:

Шпак Ю.А. - Turbo Pascal просто как 2х2. - Эксмо, 2008. - 400с.:

Чернов А.Ф. - Олимпиадные задачи с решениями и подробным анализом. - Волгоград: Учитель, 2007. - 207с.:

Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. - Turbo Pascal для студентов и школьников. - СПб.:БХВ-Петербург, 2007.-352 с.:

Цветков А.С. - Язык программирования PASCAL Система программирования ABC Pascal. Учебное пособие для школьников, Санкт-Петербург, 2015. -46с.

Ускова О.Ф. - Программирование на языке Паскаль Задачник. Изд. Питер. 2002. -336с.

Потопахин В.В. Turbo Pascal. Решение сложных задач. Издательство: «БХВ-Петербург», 2006, - 12с.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook