Усилитель бриг 001 технические характеристики

Изготовитель : Ленинградское объединение «Океанприбор».

Назначение : усилитель «Бриг-у-001» стерео Hi-Fi предназначен для двухканального усиления сигналов низкой частоты от электропроигрывателя, радиоприемника магнитофона и других двухканальных и одноканальных бытовых источников сигнала.

Характерные особенности модели - высокая линейность амплитудно-частотной и фазовой характеристик, идентичность каналов на любой харак­теристике регулирования, минимальные собственные шумы и искажения.

В 1975 на Ленинградском объединении «Океанприбор» был выпущен опытный экземпляр усилителя «Бриг-001С». В 1976 уже начался запуск серийного производства усилителя «Бриг-001-стерео». Усилитель выпускался с 1976 по 1989, за время которого электрическая схема претерпела несколько модернизаций.

Основные технические характеристики:

Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 25000 Гц

Номинальная выходная мощность каждого канала:

для акустических систем: 50 Вт

для наушников: 0,1 Вт

Музыкальная выходная мощность на АС на канал: 64 Вт

Номинальное сопротивление инагрузки выходов:

для акустических систем: 8 Ом

для головных телефонов: 16 Ом

Коэффициент гармоник в диапазоне 40–16000 Гц: 0,1 %

Коэффициент интермодуляционных искажений: 0,15%

Переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ

Коэффициент демпфирования в диапазоне 20-25000 Гц: 20

Уровень шума по звуковому давлению: 20 дБ

Потребляемая мощность от сети: 150 Вт

Размер усилителя (ШхВхГ): 452х118х372 мм

Вес усилителя: 15 кг

Входное сопротивление для входов:

линейных: 350 кОм (±50 кОм)

корректирующих: 47 кОм (±4,7 кОм)

Переходное затухание между стереоканалами на частотах:

1000 Гц: 50 дБ

250 – 10000 Гц: 40 дБ

Отношение сигнал/взвешенный шум для входов:

линейный: 86 дБ

корректирующий: 72 дБ

золото: 0,346 г

серебро: 6,73 г

Описание:

На задней стенке усилителя установлены: две розетки корректирующих входов для подключения двух магнит­ных звукоснимателей; две розетки линейных входов для подключения тюнера и других ис­точников сигнала; розетка линейного входа и выхода для подключения магнитофона на воспроизведение, перезапись и на запись (по току); розетка линейного входа и выхода для подключения магнитофона на воспроизведение, перезапись и на запись (по напряжению); четыре розетки выходов для подключения двух комплектов акустиче­ских систем; розетка ответвления сети для подключения аппаратуры, работающей в комплексе с усилителем (отключается выключателем сети усилителя); розетка выхода предварительного усилителя и входа усилителя мощ­ности для подключения эквалайзера (в обычном положении в эту розетку вставлен замыкатель). Розетка выхода для подключения головных телефонов выведена на ли­цевую панель усилителя. Еще выпускался усилитель , который аналогичен данному.

Коммутационные возможности усилителя позволяют подключить все источники программ одновременно. В дальнейшем необходимый источник включают в работу селектором входов и переключателем контроля записи.

Установленные в усилителе фильтры ограничения устраняют высоко­частотные помехи радиовещания, магнитной и механической звукозаписи (особенно старых грампластинок), а также низкочастотные составляющие от коробления грампластинок, рокота и других влияющих на качество зву­чания неслышимых помех.

Усилитель имеет пиковую индикацию перегрузки выхода. При появле­нии искажений, превышающих пороговый уровень, загорается индикатор соответствующего канала. Наличие этого удобства позволяет в процессе регулирования громкости не превышать максимально допустимый уро­вень сигнала.

Гальванический выход усилителя гарантирует высокий коэффициент демпфирования, при этом усилитель полностью защищен от коротких замыканий. Предусмотрено также отключение акустических систем при появлении на выходе мощных низкочастотных колебаний ниже 10 Гц и нагреве радиатора выше 70°С.

Ограничитель пускового тока устраняет бросок тока в сети в момент включения усилителя. Сетевой предохранитель срабатывает только при появлении в цепях питания тока короткого замыкания. Источники и приемники сигнала подключают к усилителю с помощью соединительных шнуров, входящих в комплект этих изделий.

Дополнительно прилагаю инструкции по эксплуатации, а так же несколько схем в большом разрешении. Ссылка ведет на Яндекс.Диск администратора и не содержит никаких вредоносных программ. Все упаковано в архив. Скачать можно по ссылке .

Главный разработчик и конструктор усилителя «Бриг-001-стерео»: Лихницкий Анатолий Маркович .

Как-то на форуме прозвучал вопрос: Что лучше: «БРИГ-У-001» или «Одиссей-010»? Я влез в дискуссию со своим мнением, что Бриг легко и быстро доводится до ума, а с Одиссеем надо повозиться, да ещё с неопределённым результатом. От дальнейшей дискуссии оппоненты отказались, посчитав моё мнение недостойным обсуждения. Затем мне на почту пришло письмо с просьбой помочь довести Бриг до ума. По моей просьбе автор письма прислал мне схему в формате djvu. Оказалось, что она значительно отличается от первоначального варианта, с которым я сталкивался в 80-е годы. Правда, более всего в части усилителя мощности (УМ). В первоначальном варианте усилителя УМ был полностью на дискретных элементах, и на выходе КТ808А. Здесь же на входе мало- шумящий операционный усилитель (ОУ), а на выходе комплементарные КТ818В и КТ819В. В других узлах и блоках изменения носили косметический характер. По одной схеме дать рекомендации невозможно, нужен аппарат. И вот он пришёл. Я взял у него подробное интервью. И вот что он рассказал о своих достоинствах, а также о тайных пороках и секретах.

Конструкция.

Аппарат проектировали три талантливых инженера. Электронщик – увлечённый Hi-Fi профессионал, создавший оригинальную и грамотную схему с небольшими шероховатостями. Дизайнер – также увлечённый системами звуковоспроизведения художник, создавший солидный внешний вид в оригинальном стиле. Конструктор, который долго проектировал коммутационные шкафы каких-нибудь РЛС и т.п. закрытых систем, создал подобную этим шкафам конструкцию, не приспособленную к массовому производству (с преобладанием ручной сборки), и жутко неремонтопригодную. Тем не менее, один из главнейших технологических показателей – топология общего провода, влияющая на динамический диапазон выходного сигнала и устойчивость всей системы, реализована правильно, что выделило этот усилитель из множества других, выпускавшихся в то время, своим качеством звука. Следовательно, доводка усилителя до желаемых показателей практически сводится к простому изменению номинальных значений некоторых резисторов и конденсаторов. Правда, чтобы добраться до них, приходится довольно кардинально разбирать всю конструкцию, рискуя порвать многие соединительные провода.

Нежданные радости.

Как и в «Радиотехнике У-101», разработчики заложили скрытую возможность увеличения выходной мощности путём увеличения напряжения питания, намотав всю вторичную обмотку трансформатора 11-14 одним толстым проводом. Для этого надо переместить провода мощного выпрямителя (ВМ) с контактов 15 и 16 соответственно на 11 и 14 контакт трансформатора. Получим увеличение напряжения питания на оконечной ступени УМ с +/-34В до +/-39В. Соответственно, выходная мощность каждого канала возрастёт с 50 до 70Вт на нагрузке 4 Ома. Но одновременно надо подготовить УМ к работе на повышенном напряжении питания.

Укрощение усилителя мощности (УМ).

Предоконечные транзисторы VT17-VT20 начинают перегреваться. Надо уменьшить проходящий через них ток, для чего увеличиваем R67-R70 с 33 до 100 Ом. Раскачивающие транзисторы VT8 и VT10 также начинают раскаляться. Опять же надо уменьшать ток, проходящий через них, для чего увеличиваем R31, R37, R34, R38 с 750 Ом до 1,8к. Для улучшения согласования выхода ОУ с раскачивающим транзистором пришлось уменьшить C15, C16 с 330 до 220пФ, С19, С20 с 100 до 47пФ и увеличить R33, R36 с 4,3 до 6,8к. Теперь можно подумать о качестве выходного сигнала. Электролитические конденсаторы С9 и С10 работают без поляризующего напряжения, поэтому выбраны с большим запасом. В этом месте вполне достаточно ёмкости 10мкФ, но неполярного конденсатора, а лучше плёночного или керамического. Оптимально – поставить неполярный электролитический конденсатор 10мкФ, шунтированный керамическим около 1мкФ. Резисторы R11, R12 пришлось увеличить с 1,3к до 10к для снижения влияния выходного сопротивления регулятора громкости R41/42 на полосу пропускания фильтров R11C5 и R12C7. Но решение не идеальное. Желательно заменить экранированный кабель от регулятора громкости к УМ на более высокочастотный с меньшей собственной ёмкостью. Что-то типа приборного РК-75, РК-50 и подобного.

Настройка УМ сводится к установке тока х.х. оконечных транзисторов около 40мА с помощью подстроечных резисторов R40, R44. Амперметр включать вместо предохранителей F1 или F2 соответственно.

Борьба за комфортную амплитудно-частотную характеристику (АЧХ).

Рекомендации того времени по формированию АЧХ блока тембров и тонкомпенсации опирались на имеющуюся тогда акустику, которая ещё не умела воспроизводить ни низкие частоты (НЧ) на должном уровне, ни высокие частоты (ВЧ). Да и источников сигнала, способных воспроизводить НЧ ниже 50Гц и ВЧ выше 15кГц почти не было. Только с приходом CD вдруг обнаружилось, что есть и инфранизкие и ультравысокие частоты, которые участвуют в формировании звукового образа. Посыпались новые разработки динамиков и акустических систем, позволяющих охватить новый диапазон. Рекомендации 60-х годов устарели, а новых никто не предложил, так как в 90-е всем нам было не до этого. Приходится создавать свои, наощупь, вслепую, прочищая уши и себе и друзьям и всем вокруг.

1. Глубина регулировки АЧХ блоком тембров не должна превышать +/-12 дБ, а не +/-16 дБ как раньше.

2. Частота перегиба кривой АЧХ на НЧ по уровню +3 дБ д.б. не выше 300Гц, а не 500Гц как раньше.

3. Частота перегиба кривой АЧХ на ВЧ по уровню +3 дБ д.б. не ниже 8кГц как и раньше.

4. Тонкомпенсация (ТК) необходима только по НЧ.

5. Глубина коррекции ТК д.б. не более 8 дБ, а не 12 дБ как раньше.

6. Частота перегиба кривой АЧХ ТК по уровню +3 дБ д.б. не выше 250Гц, а не 500Гц как раньше.

Исходя из перечисленных рекомендаций проведены изменения в усилителе тембра (УТ). Резисторы R3, R4, R7, R8 увеличены с 3,92к до 5,6к, а конденсаторы С5, С6 уменьшены с 4700пФ до 3300пФ. В цепях тонкомпенсации резисторы R31, R34 уменьшены с 2,49к до 1,6к, а конденсаторы С19, С20 увеличены с 0,22мкФ до 0,47мкФ. Если всё правильно перепаять, то в среднем положении регуляторов тембра должна сохраняться линейная АЧХ в более широком поле допуска.

Я предпочитаю слушать музыку при линейной АЧХ блока тембров и с включённой тонкомпенсацией. Такой режим позволяет на небольшом уровне громкости слышать всё, не напрягая ни себя ни соседей, то есть комфортно. Мои попытки отказаться от тонкомпен-сации окончились неудачей, а системы без коррекций, которые я слышал, всё равно содержали скрытый вариант дополнительного подъёма НЧ в виде акустического оформления или выпуклой АЧХ басовика. Не надо себя обманывать. Человеческое ухо – не измерительный микрофон, а сложная нелинейная система, которой надо угождать, а не насиловать её своими умозрительными построениями. Поэтому я не верю тем, кто утверждает, что надо слушать чистую линейку. Что-то у них не так: или с ушами или с аппаратурой.

Мелкие брызги.

Покаскадная проверка тракта прохождения сигнала с помощью импульсного сигнала прямоугольной формы выявила удивительную цепь коррекции R42C23 и R43C24 в другом канале в усилителе согласующим УС. Её назначение в каскаде, где д.б. линейная АЧХ, так и осталось загадкой для меня, но в исходном виде она сильно искажала импульсный сигнал, и только увеличение С23 и С24 с 470пФ до 0,015мкФ восстановило на выходе нормальный вид прямоугольника. И последние капли – конденсаторы С26 и С27 – единственные во всём тракте переходные электролитические конденсаторы. Посчитаем – достаточно 10мкФ. Можем заменить на пару керамических по 4,7мкФ. На худой конец зашунтировать имеющиеся электролитические керамическими ёмкостью около 1мкФ.

Заключение.

Ну вот и всё, что рассказал мне старый усилитель про себя и про своих создателей. Я залечил ему раны, нанесённые последним хозяином, вдохнул в него новую жизнь и передал следующему хозяину, который обещал бережно с ним обращаться.

Дополнение к этой статье.

Как удалось выяснить, корректирующие цепи R42C23 и R43C24 образовались случайно, в результате ошибки копировщицы. Номинальные значения ёмкости конденсаторов С23 и С24 должны быть 470 наноФарад, а не пикоФарад, как указано на схеме и, соответственно, впаяно в печатную плату. Как эта ошибка пошла в серию и нигде не вылезла – останется на совести производителей. Дополнительный анализ схемы усилителя согласующего УС показал, что для расширения полосы пропускания по НЧ надо увеличить ёмкость этих конденсаторов до 1мкФ плёночного или керамического типа. А если хочется получить суперзвук, то надо врезать в коллектор VT9 и VT10 резисторы R55 и R56 сопротивлением 68к, как показано на откорректированной схеме. Заодно надо удалить конденсаторы С6 и С8 ёмкостью 3,9пФ в усилителе мощности УМ для расширения полосы пропускания по ВЧ. Все эти дополнительные корректировки отражены в прилагаемой схеме.

Дополнение 2 к статье о «БРИГ-У-001»

После публикации статьи о доработке усилителя «БРИГ-У-001» от 6.03.2010г. ко мне обратился один из читателей с просьбой проделать все предлагаемые изменения в его экземпляре усилителя. Я бодро взялся за работу и через пару выходных дней все доработки, описанные в статье, были сделаны. Пора приступать к настройке. Подключаю амперметр, втыкаю на выход осциллограф, включаю усилитель и не верю глазам своим: вместо шумовой дорожки на выходе полный телевизионный сигнал во всей своей красе. При подаче небольшого полезного сигнала эту картину поглотил сигнал ВЧ генерации, амперметр зашкалил и начали разогреваться выходные транзисторы. Пришлось выключить усилитель. Проверил все свои изменения. Всё правильно. Предыдущий усилитель с теми же изменениями работал нормально. В чём дело? Чешу затылок, ищу причину. Оказалось, что верещит микросхема DA1 из-за изменений в цепях компенсации.

Ради копеечной экономии горе-рационализаторы закоротили R21, R22, и увеличили сопротивление резисторов R19, R20 с 1,3кОм до 4,3кОм, о чём есть запись в перечне и зменений в центре схемы. Поставил всё в соответствии со схемой – микросхема успокоилась.

Вылезла другая проблема: нестабильный уровень сигнала на выходе УМ. Оказалось, что контакты реле, подключающие сигнал с выхода УП ко входу УМ были распаяны наоборот. В результате переходные процессы включения УМ проходил и при открытом входе и провоцировали ударные процессы самовозбуждения. Изменил распайку в соответствии со схемой и закоротил переключающий контакт для надёжности. Нестабильность пропала.

В процессе поиска и устранения перечисленных ошибок обнаружилась необходимость дополнительных к приведённым в указанной статье доработок, повышающих устойчивость УМ и всего усилителя в целом:

Увеличить ёмкость С1, С2 до 0,1мкФ, что повышает устойчивость на высокой частоте на низкоомной нагрузке;

Увеличить сопротивление R23, R24, R25, R26 до 2кОм, что снижает тепловую нагрузку на все элементы печатной платы и сохраняет их параметры в пределах нормы.

Увеличить сопротивление R48, R50 до 33 Ом, что оптимизирует режим работы VT4, VT6 и, соответственно всего каскада.

В результате проведённой работы в затылке образовалась плешь, но и усилитель заработал в соответствии с ожидаемыми параметрами. Все описанные изменения (вместе со всеми предыдущими) внесены в прилагаемую схему красным цветом. Увидеть все изменения можно с помощью прилагаемого редактора. (см. выше)

Усилительно коммутационное устройство (УКУ) «Бриг-001-стерео» (»Бриг У-001-стерео») производилось Ленинградским объединением «Океанприбор», Кировским заводом «Ладога» с 1976 до 1989 года. Разработка устройства велась с 1970 года. В процессе производства вносились улучшения и корректировки в схему изделия.

Усилительно-коммутационное устройство «Бриг-001-стерео» предназначено для высококачественного усиления музыкальных или речевых программ с микрофона, магнитного или пьезоэлектрического звукоснимателя, тюнера, магнитофона и других источников сигналов.

Предусмотрена ступенчатая регулировка громкости и тембра, возможность изменения АЧХ с помощью фильтров ВЧ и НЧ, имеется система мягкого включения для исключения щелчков при включении или выключении усилителя, защита от короткого замыкания в динамиках, световая индикация сети, перегрузки каналов.

«Бриг-001-стерео» имеет четыре выхода для акустических систем или наушников сопротивлением от 4 до 8 Ом.

Основные технические характеристики

Номинальная выходная мощность на нагрузке 8 ом: 2х50 Вт
Номинальный диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ± 0,7 дБ: 20-25.000 Гц
Коэффициент гармоник в диапазоне частот 40…16000 Гц: 0,1 %. Коэффициент искажений: 0,15 %
Разделение каналов на частоте 1000 Гц: 50 дБ
Отношение сигнал/взвешенный шум для ЛВ - 86 дБ. Потребляемая мощность: 150 Вт
Габариты: 452х372х118 мм
Масса: 15 кг

Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 25000 Гц
Номинальная выходная мощность каждого канала:
для акустических систем: 50 Вт
для наушников: 0,1 Вт
Музыкальная выходная мощность на АС на канал: 64 Вт
Номинальное сопротивление инагрузки выходов:
для акустических систем: 8 Ом
для головных телефонов: 16 Ом
Коэффициент гармоник в диапазоне 40–16000 Гц: 0,1 %
Коэффициент интермодуляционных искажений: 0,15%
Переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ
Коэффициент демпфирования в диапазоне 20-25000 Гц: 20
Уровень шума по звуковому давлению: 20 дБ
Потребляемая мощность от сети: 150 Вт
Размер усилителя (ШхВхГ): 452х118х372 мм
Вес усилителя: 15 кг
Входное сопротивление для входов:
линейных: 350 кОм (±50 кОм)
корректирующих: 47 кОм (±4,7 кОм)
Переходное затухание между стереоканалами на частотах:
1000 Гц: 50 дБ
250 – 10000 Гц: 40 дБ
Отношение сигнал/взвешенный шум для входов:
линейный: 86 дБ
корректирующий: 72 дБ
Содержание драгметаллов:
золото: 0,346 г
серебро: 6,73 г

Бриг У-001- стерео

Усилитель - Бриг-001-стерео
Ленинградское объединение "Океанприбор", Кировский завод "Ладога".

Разработка усилителя с 1970, опытный выпуск с 1975, серийный с 1976 года.

Усилитель Бриг-001-стерео , (позднее Бриг У-001-стерео ) предназначен для высококачественного усиления музыкальных или речевых программ с
микрофона, магнитного или пьезоэлектрического звукоснимателя, тюнера, магнитофона и других источников сигналов.
В усилителе Бриг У-001- стерео имеется:
*ступенчатая регулировка громкости и тембра,
* возможность изменения АЧХ с помощью фильтров ВЧ и НЧ,
* система мягкого включения, исключающая щелчки при включении или выключении,
* защита от КЗ нагрузке,
* световая индикация сети и перегрузки каналов.
К Усилителю можно подключить четыре АС с сопротивлением от 4 до 8 Ом, и стереотелефоны.
Усилитель имеет низкий уровень шума, малые интермодуляционные и гармонические искажения, линейность фазовой и частотной характеристик.

Основные характеристики усилителя Бриг У-001-стерео

Номинальная выходная мощность на нагрузке 8 ом, 2х50 Вт.
Номинальный диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ± 0,7 дБ 20...25.000 Гц.
Коэффициент гармоник в диапазоне частот 40...16000 Гц 0,1 %.
Коэффициент искажений 0,15 %. Разделение каналов на частоте 1000 Гц 50 дБ.
Отношение сигнал/взвешенный шум для ЛВ - 86 дБ.
Потребляемая мощность 150 Вт.
Габариты - 452х372х118 мм.
Масса 15 кг.

Техническое состояние: исправное


Из коллекции - шедевр советского усилителестроения! Состояние и комплектацию прошу оценивать самостоятельно по фотографиям - весьма привлекательное, фото оригинал, только ресайз. Не пользуюсь давно - решил продать. Работоспособен, но с оговоркой: после хранения стал тихий звук в одном канале, при вращении регулятора баланса звук поднимается до уровня другого канала. В предусилителе стоят неполярные электролитические конденсаторы - замена должна решить вопрос, за доступную плату могу произвести необходимые работы . Претензии по работоспособности, внешнему виду после пересылки не принимаю, в описании всё указывается на момент выставления аппарата на аукцион.

Посмотрю и заплачу - НЕТ. Выход на связь-3 дня,получение денег за лот-7 дней. Оплата-карта СБ или наличными. При нарушении условий аукциона лот сразу перевыставляю, покупателю отрицательный отзыв. Самовывоз или ТК Энергия , другие варианты оговариваются до того, как делается ставка, после окончания торгов переговоры по условиям аукциона не возможны. За действия ТК ответственность не несу. Обязательная предварительная упаковка лота стреч-плёнкой 200 руб.Участников с низким рейтингом и плохими отзывами прошу предварительно обращаться в "задать вопрос продавцу", возможно удаление ставки. Ставки покупателей с положительным рейтингом не удаляю. Прежде, чем делать ставку ознакомьтесь с условиями, дабы впоследствии не возникло недопонимания. Тему письма по аукциону прошу указывать, как название и номер лота. Письма без темы или с темами "купил", " аукцион", "хачу", "давай дишевли" и т.д. не читаются - удаляются автоматически.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook