Что такое информация ресурсы. ЭОР: что понимают под образовательными электронными информационными ресурсами. Методы защиты информации

Практическая работа №1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.

Цель работы: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью, овладеть методами работы с программным обеспечением.

Теоретическая часть

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики.

Информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

Для классификации информационных ресурсов используют следующие их наиболее важные параметры:

      тематика хранящейся в них информации;

      форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

      доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;

      принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;

      источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;

      назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;

      форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

      вид носителя

      информации – бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами понимают текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Субъекты информационной деятельности классифицируются следующим образом:

      субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы - преподаватель, студент);

      субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

      субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

      субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам относят:

      учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

      учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

      научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

      дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),

      системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),

      электронные полнотекстовые библиотеки;

      электронные периодические издания сферы образования;

      электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

электронные архивы выпусков.

Практическая часть

Задание 1. Приведите примеры:

1) достоверной, но необъективной информации;

2) объективной, но недостоверной информации;

3) полной, достоверной, но бесполезной информации;

4) неактуальной информации;

5) актуальной, но непонятной информации.

Задание 2. Пользуясь любыми поисковыми системами, дополните таблицу найденными Интернет-ресурсами в соответствии с Вашими профессиональными интересами.

Тип Интернет-ресурса

Задание 3. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

1) Что такое WWW ?

2) Кто разработчик первого компьютера?

3) Когда отмечают Всемирный день информации?

4) Кто такой К.Э.Циалковский? Годы его жизни. Место работы.

5) Дата первых Олимпийских игр.

6) Микенская культура

7) Когда была Троянская война?

Задание 4.

Запишите ответы на вопросы:

1)Что такое информационные ресурсы?

2)Что такое образовательные информационные ресурсы?

3) Что относится к образовательным информационным ресурсам?

Задание 5.

Работа с тестовой программой MY TEST

6. Структура контрольного задания

6.1 Текст задания

Лабораторная работа №1

Текст задания:

Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением .

Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление.

Цель: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть навыками установки программного обеспечения и работы с ним.

Задание №1.

1. Загрузите Интернет.

2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».

3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.

4. Охарактеризуйте любые три.

Задание №2. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

Вопрос

Ответ

1) укажите время утверждения григорианского календаря

2) каков диаметр пылинки

3) укажите смертельный уровень звука

4) какова температура кипения железа

5) какова температура плавления йода

6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца

7) какова масса Земли

8) какая гора в Австралии является самой высокой

9) дайте характеристику народа кампа

10) укажите годы правления Ивана III

11) укажите годы правления Екатерины II

12) укажите годы правления Ивана IV

13) укажите годы правления

14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед

Задание №3. Ответьте на вопросы:


Задание №4.

1. Установите программу «Клавиатор2004» из папки «Практикум» на диске D. Опишите все этапы установки.

2. Удалите программу «Клавиатор2004» через «Панель управления». Опишите все этапы.

Задание №5. Сделайте вывод о проделанной лабораторной работе :

6.1.2 Время на подготовку и выполнение: 45 мин

6.1.3 Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)

За правильный ответ на вопросы или верно выполненное действие выставляется положительная оценка – 1 балл.

За неправильный ответ на вопрос, не выполненное или неверно выполненное действие выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Лабораторная работа №2

Текст задания:

Тема: Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет

Цель: изучить лицензионные и свободно распространяемые программные продукты; научиться осуществлять организацию обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

Задание №1. Найти в Интернет закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации » и выделить определения понятий:

Задание 2 . Изучив источник «Пользовательское соглашение» Яндекс ответьте на следующие вопросы:

Вопрос

Ответ

1. По какому адресу находится страница с пользовательским соглашением Яндекс?

2. В каких случаях Яндекс имеет право отказать пользователю в использовании своих служб?

3. Каким образом Яндекс следит за операциями пользователей?

4. Что подразумевается под термином «контент» в ПС?

5. Что в ПС сказано о запрете публикации материалов, связанных с:

ü обращением с животными;

ü размещением и пропагандой порнографии

6. Какого максимального объема могут быть файлы и архивы, размещаемые пользователями при использовании службы бесплатного хостинг а?

7. Ваш почтовый ящик на Почте Яндекса будет удален, если Вы не пользовались им более

Задание 3 . Изучив презентацию «Программное обеспечение компьютера» (располагается на сайте преподавателя), заполните таблицу:


Задание 4 . Изучив программное обеспечение компьютера, за которым Вы работаете, заполните список:

Перечень стандартных программ

Информационные ресурсы (ИР) – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования.

В настоящее время используется узкое и широкое понимание ИР: в узком понимании имеют в виду только сетевые ИР, доступные через компьютерные средства связи, а в широком – любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, пригодную для сохранения и распространения. Для информационных работников профессионально значимо широкое понимание.

Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и других информационных системах) .

Под информационными массивами понимают обычно упорядоченное множество элементов (документов и/или данных), к которым возможен индивидуальный доступ. В настоящее время чисто количественно информационные массивы составляют подавляющую часть информационных ресурсов. Наиболее яркими представителями этих массивов являются обычные базы данных, библиотечные или архивные фонды.

Существует множество признаков для описания, т.е. многоаспектной классификации информационных массивов, каждый из которых представляется существенным с определенной точки зрения. Базовым набором признаков можно считать следующий:

источник ИР : например, официальная информация, опубликованная, статистическая отчетность, результаты измерений, испытаний и проч.;

принадлежность ИР к определенной организационной или информационной системе: например, ресурсы архивные, библиотечные, МВД, МЧС, НТИ и др.;

форма собственности : государственная (федеральная, субъекта федерации), муниципальная; собственность общественных организаций; акционерная, частная, а также указание на владельца;

характер использования ИР (назначение ): например, ИР массовые, межведомственные, региональные, внутрифирменные, личные и др.;

объем информационного массива (выраженный в сопоставимых единицах измерения);

открытость информации : открытая, секретная, конфиденциальная;

форма представления информации : текстовая, графическая, мультимедийная и др.;

носитель ИР : электронный, бумажный и др.

способ распространения информации : сети (глобальные, локальные), издания и др.;

естественный язык , на котором представлена информация.

Кроме того, важнейшими характеристиками ИР являются такие трудно формализуемые параметры, как полнота, достоверность, актуальность и значимость содержащейся в них информации.

Состав ИР может быть охарактеризован как:

    полнотекстовые базы данных;

    библиографическая продукция;

    фактографические базы данных;

    справочно-библиографический (справочно-поисковый) аппарат библиотек, информационных центров и архивов, в том числе каталоги и библиографические картотеки (базы данных);

    обзорно-аналитическая продукция (аналитические обзоры, прогнозы, рейтинги и т.д.);

    услуги, предлагаемые на информационном рынке;

    компьютерные сети связи;

    программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей;

    учреждения (редакции, издательства, библиотеки, информационные центры, книготорговые учреждения и т.д.), обеспечивающие создание информационной продукции, накопление и использование ИР.

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

    федеральные ресурсы;

    информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

    информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

    библиотечная сеть Российской Федерации;

    архивный фонд Российской Федерации;

    государственная система статистики;

    государственная система научно-технической информации.

Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек.

Архивный фонд РФ находится в ведении Федеральной архивной службы. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки, учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда документов осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов.

На федеральном уровне осуществляется интеграция информационных ресурсов всей системы органов государственной статистики. Головной организацией по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче статистической информации является Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата, важнейшей задачей которого является подготовка публикаций в области статистики и информирование широких слоев общества.

В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.

В общем случае под информационными ресурсами понимается вся совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей, для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении.

Для обеспечения своей деятельности органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, отдельные граждане формируют информационные ресурсы.

В информационном обществе особое внимание уделяется именно информационным ресурсам и подчеркивается их значимость по сравнению с традиционными видами ресурсов, например, полезными ископаемыми. Резко повышается эффективность доступа к информационным ресурсам, становится возможным использование компьютерных телекоммуникационных сетей. По полноте предоставляемой информации к российским информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, молено отнести:

  • ресурсы органов государственной власти;
  • библиотечные ресурсы;
  • правовые ресурсы;
  • архивные ресурсы;
  • образовательные ресурсы.

Рассмотрим их подробнее.

В качестве примера ресурсов органов государственной власти можно привести сервер органов государственной власти Российской Федерации (РФ) «Официальная Россия», расположенный по адресу http://www.gov.ru.

С сайта «Официальная Россия» можно посетить следующие ресурсы:

  • Президента РФ;
  • федеральных органов исполнительной власти;
  • Федерального Собрания РФ;
  • судебной власти РФ;
  • Совета безопасности РФ;
  • региональных органов государственной власти РФ и др.

Другим примером ресурсов органов государственной власти может служить портал государственных и муниципальных услуг, расположенный по адресу http://www.gosuslugi.ru. Портал предоставляет оперативный доступ к информации, необходимой гражданам и организациям для получения государственных услуг, служит единой «точкой входа» для граждан при информировании и получении государственных услуг, содержит понятное для граждан изложение информации о государственных услугах, включая примеры заполнения заявлений и др.

Перейдем к рассмотрению библиотечных ресурсов , размещенных в сети Интернет. В качестве примеров можно привести:

  • электронный каталог Российской государственной библиотеки (РГБ) (www.rsl.ru). Фонд представляет собой собрание электронных копий ценных и наиболее спрашиваемых изданий из фондов РГБ, из внешних источников и документы, изначально созданные в электронной форме;
  • электронный каталог Российской национальной библиотеки (www.nlr.ru). В составе цифровой библиотеки рукописные и архивные документы, первопечатные и раскрашенные вручную карты, редкие книги;
  • научную электронную библиотеку eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru) - крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн научных статей и публикаций. На платформе eLlBRARY.RU доступны электронные версии более 1700 российских научно-технических журналов, в том числе более 700 журналов в открытом доступе;
  • электронную библиотеку Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ) им. М.И. Рудомино (http://hyperlib.libfl.ru/ index.php). ВГБИЛ осуществляет работу по автоматизации библиотечно-библиографических процессов, внедрению и развитию новых информационных технологий и услуг, формированию локальных отраслевых баз данных. Наряду с обычными (бумажными) каталогами в пользование читателям предоставляются электронные каталоги, в которых содержатся новые книжные поступления, периодические издания и т. д.;
  • государственное научное учреждение «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека» Российской академии сельскохозяйственных наук (www.cnshb.ru) - одна из крупнейших сельскохозяйственных библиотек мира, выполняющая функции отраслевой национальной библиотеки России по сельскому хозяйству и продовольствию;
  • университетскую информационную систему РОССИЯ (УИС РОССИЯ) (http://uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp). УИС РОССИЯ поддерживается на базе Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ имени М.В. Ломоносова и развивается как тематическая электронная библиотека и база для исследований в области экономики, управления, социологии, лингвистики, философии, филологии, международных отношений и других гуманитарных наук.

Анализ правовых информационных ресурсов в сети Интернет необходим не только для современных юристов, но и для всех желающих иметь свежую правовую информацию по различным аспектам современной жизни. В качестве примеров можно привести:

  • официальный сайт справочно-правовой системы КонсультантПлюс (www.consultant.ru). В настоящее время клиентами КонсультантПлюс являются более 300 000 организаций во всех регионах страны. Система КонсультантПлюс содержит свыше 5 000 000 документов. Интернет-версии системы КонсультантПлюс содержат законы РФ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и другие нормативные документы в бесплатном доступе;
  • информационно-правовой портал ГАРАНТ (www.garant.ru). На портале представлены все виды правовой информации :
  • - федеральное и региональное законодательство;
  • - судебная и арбитражная практика;
  • - комментарии и разъяснения к нормативным актам;
  • - проекты законов;
  • - международные договоры;
  • - формы документов;
  • - нормативно-технические справочники;
  • - словари и наглядная дополнительная справочная информация.

Архивные информационные ресурсы содержат документальные издания различного типа (научные, научно-популярные, учебные, краеведческие), архивные справки, архивные выписки, аналитические информационные материалы и т. д. В частности, портал «Архивы России» Федерального архивного агентства (www.rusarchives.ru) содержит архивные справочники, электронные архивы, информацию об историко-документальных выставках, on-line проект «Победа 1941-1945» и многое другое.

Другим примером может служить официальный сайт Федерального архивного агентства (http://archives.ru/), который содержит путеводитель по архивам России, электронный проект «Закаленные Великой Отечественной» и др. Кроме того, есть возможность осуществить поиск необходимой информации по архивным сайтам, находящимся в русскоязычной части Интернета.

Повысить эффективность и наглядность обучения различным дисциплинам можно с помощью обращения к образовательным информационным ресурсам. К наиболее крупным из них можно отнести:

  • каталог образовательных ресурсов сети Интернет (http://katalog.iot.ru). На сайте размещена информация, с помощью которой можно получить доступ к федеральным, региональным образовательным ресурсам; проведенным и предстоящим мероприятиям, участниками которых являются педагоги и школьники ит. д.;
  • федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru), содержащий каталог образовательных интернет-ресурсов, электронный архив нормативных документов федеральных органов управления образованием, базы данных образовательных учреждений и многое другое;
  • российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) обеспечивает оперативный доступ к образовательной информации, оказывает практическую помощь участникам образовательного процесса с применением новых образовательных технологий;
  • информационную систему «Единое окно к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), обеспечивающую свободный доступ к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов;
  • портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (www.ict.edu.ru), предназначенный для организации оперативного доступа к информационным ресурсам учебного, учебно-методического, справочного и информационного назначения, размещенных как на самом портале, так и на других порталах и сайтах.

Методы работы с информационными ресурсами, позволяющие осуществлять, в частности, поиск информации, будут рассмотрены позднее. Если вы овладеете первоначальными знаниями по методике поиска, формулирование и осуществление поискового запроса не будет представлять в дальнейшем никаких трудностей, а это значит, что вы всегда сможете найти необходимую вам информацию. Однако рекомендуется посетить интернет-сайты, ссылки на которые приведены в параграфе, для того чтобы узнать об общих правилах пользования различными информационными ресурсами, оценить объем информации, который может быть предоставлен с их помощью.

Интернет-технологии, так же как и промышленные или финансовые технологии, определяют средства и форму, в которых реализуется совместная деятельность людей ради достижения определенных целей. Хорошо известны промышленные технологии и технологические линии, которые объединяют в виде производственных цепочек деятельность отдельных рабочих, цехов или целых производств.

Интернет-технологии объединяют информационные потоки от большого количества действующих лиц для достижения большей согласованности своих действий, а также более точного определения содержания своих будущих действий.

Перечислим основные компетенции, которыми должен обладать человек, владеющий интернет-технологиями:

  • работа с интернет-браузерами;
  • осуществление поиска необходимой информации с помощью поисковых машин;
  • отправление и получение сообщений по электронной почте;
  • получение информации из интернет-библиотек, интернет-СМИ и т. д.;
  • обмен информацией на форумах;
  • участие в телеконференциях;
  • организация видеоконференций;
  • заказ товаров в интернет-магазинах;
  • пользование услугами интернет-турагентств, интернет-фирм;
  • разработка гипертекстовых страниц (сайтов);
  • использование справочных служб («досок объявлений»);
  • общение с помощью интернет-телефонии.

Таким образом, знакомясь с теоретическим и практическим материалом настоящего издания, вы будете способны применять знания и умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении повседневных задач в области интернет-технологий.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что понимают под информационными ресурсами?
  • 2. Перечислите основные информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет.
  • 3. С помощью сайта «Официальная Россия» приведите перечень органов государственной власти, доступных с помощью данного ресурса. Проанализируйте региональные органы государственной власти Российской Федерации, размещенные на сайте. Найдите сайт (портал, сервер) той области, края, где вы родились. Представьте информацию, размещенную на таком ресурсе, в виде эссе.
  • 4. Перечислите категории государственных услуг, оказываемых с помощью портала «Государственные услуги».
  • 5. Расскажите, какие фонды доступны пользователю на сайте Российской государственной библиотеки.
  • 6. Какие проекты реализованы на сайте Российской государственной библиотеки?
  • 7. Выполните классификацию ресурсов, представленных на сайте Российской национальной библиотеки.
  • 8. Какая актуальная справочная информация размещена на официальном сайте справочно-правовой системы КонсультантПлюс?
  • 9. Перечислите on-line проекты, доступные на сайте Федерального архивного агентства.
  • 10. Используя каталог образовательных ресурсов сети Интернет, дайте характеристику федеральным информационно-образовательным порталам.
  • 11. Назовите каталоги профессионального образования, доступные с помощью информационной системы «Единое окно к образовательным ресурсам».
  • 12. Назовите основные компетенции, которыми должен обладать человек, владеющий интернет-технологиями.

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы .

В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы .

Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Существуют разные подходы к понятию «информационные ресурсы».

Юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», гласит:

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире.

На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие:

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

Сжигается топливо, расходуются финансы и т. п., а информационный ресурс остается «неуничтожаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Национальные информационные ресурсы

Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

  • отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т. п., к чему относится информация);
  • форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.).

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение.

Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т. д.

Один из способов классификации национальных информационных ресурсов:

Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках . Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую основу.

Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объёмы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации . Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т. д.

Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации - без этого не может жить ни одно государство.
Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества.

Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т. д.

Отметим, что само это понятие сформировалось не так давно, примерно четверть века назад, в ответ на растущую зависимость развитых стран от объёмов информации, уровня развития средств её передачи и обработки.

Рынок информационных ресурсов и услуг

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг.

В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка.

  • информация бытового характера о доступе к материальным товарам и услугам, их стоимости;
  • информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);
  • информационные технологии, компьютерные программы;
  • базы данных, информационные системы и многое другое.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных ресурсов есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели).

Обрати внимание!

Поставщики - это, как правило, производители информации или её собственники.

Ими бывают:

  • центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
  • службы связи и телекоммуникации;
  • бытовые службы;
  • специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);
  • неспециализированные фирмы, выпускающие материальные товары и в, качестве дополнительной продукции, информацию о них;
  • консалтинговые (консультационные) фирмы;
  • биржи;
  • частные лица и пр.

Обрати внимание!

Потребители информации - это мы все, частные лица, а также предприятия, которые сегодня без информации не смогли бы функционировать, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т. д.

Информационные услуги - особый вид товара на информационном рынке.

Уровень развития сферы информационных услуг во многом определяет степень приближенности к информационному обществу.
Рынок информационных ресурсов и услуг в своём развитии прошёл несколько стадий. Его активное формирование совпало во времени с появлением первых ЭВМ, т. е. с началом \(50-х\) годов \(XX\) века.

Это совпадение явилось, в значительной мере, случайным, так как первые ЭВМ ещё не создавали информационной инфраструктуры. В то время бурный расцвет науки и техники привёл к созданию первых профессиональных информационных служб для этих областей, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой учёных и специалистов.

По-настоящему рынок информационных ресурсов и услуг расцвёл после широкого внедрения микрокомпьютеров и основанных на их использовании телекоммуникационных систем.

Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности.

Процесс этот принял массовый характер в \(80\)-х годах ушедшего века.

К этому времени появились первые признаки глобализации данного рынка, начался международный обмен на нём ресурсами и услугами.

Ведущими странами на рынке информационных ресурсов и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.

В России в настоящее время (данные \(2014\) г.) имеется вполне сформировавшийся информационный рынок (хотя по объёму предлагаемых услуг он пока уступает аналогичным рынкам экономически высокоразвитых стран).

Важнейшими компонентами отечественного рынка информационных услуг являются данные об информационном оборудовании, компьютерах, компьютерных сетях и соответствующих технологиях. Немалую часть предлагаемых товаров составляют справочные системы разного назначения.

Существуют специальные службы обработки информации по заказу клиентов, службы продажи билетов и т. д. Немало на этом рынке и финансовой, статистической информации, информации по образовательным услугам, организации досуга и др.

Постепенно в российском обществе начинает формироваться понимание простой истины: если информация - товар, то за неё надо платить. В противном случае разрушается сама основа рынка. Например, рынок программного обеспечения в нашей стране мог бы быть гораздо более развитым, если бы не происходило массового «пиратского» копирования программ.

Источники:

И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер Информатика и ИКТ.10-11 классы. М: 2012, 213 c.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook