Телефонный усилитель на 6н23п схема. Теперь о выборе ламп


Добрый день.

Все началось с обсуждения схемы гибридного усилителя для наушников. Ее отличительной особенностью является использование лампы 6Н23П в режиме с низким напряжением питания (и с малыми анодными токами). Близкий по режимам входной ламповый каскад изображен на рисунке

Примечание: точных значений режима у нас не было. Поэтому режимы оригинальной схемы я определил расчетно с учетом исходной схемы усредненных ВАХ лампы и напряжения питания каскада (60В). В тестовом каскаде выставлен близкий режим. Вполне возможно, что в оригинальной схеме результаты измерений незначительно отличались бы от полученных для нашего каскада.

Измерения провел как обычно: для нескольких уровней выходного сигнала и разных частот. Графики приведу только для частоты 1 КГц. Потому что для частот 100 Гц и 10 КГц результаты отличались незначительно (в пределах ошибки измерений).

В первую очередь привожу графики для выходных сигналов с амплитудой 1 В и 2 В. Вероятно, именно такие уровни были в гибридном усилителе, с которого все началось.

Уровень искажений высокий и быстро растет с увеличением амплитуды выходного сигнала. Уже при уровне 2 В вторая гармоника достигает 1 %, третья - 0,03 %... Хорошо это или плохо? Мне кажется, что честным и чистым звук такого усилителя называть не стоит. Скорее он "сильно окрашенный".

Примечание: при использовании этого каскада в реальной схеме уровень искажений, наверняка, будет выше. Скажется влияние следующего каскада.

Увеличим уровень выходного сигнала:

Искажения выросли (более 3 %), в спектре появились гармоники до 7-ой. Но лампа в этом не виновата. Просто мы слишком много от нее хотим. Вывод: не надо мучить лампы:).

Общий вывод: 6Н23П приемлемо работает с напряжением питания 60В (на аноде 40В) при уровне выходного сигнала до 1-2 В.

Теперь посмотрим, что эта лампа может в каскаде с высоким напряжением питания.

Итак: лампа 6Н23П в "высоковольтном" режиме:

Измерения проведем для обычного резистивного каскада и для SRPP. Начнем с резистивного. Надо выбрать режим. Анодное напряжение, ток анода, напряжение питания и сопротивление нагрузки могут сильно влиять на параметры каскада. Так на каком же режиме остановиться?

Признаюсь: я не захотел заниматься оптимизацией или пробовать все режимы, которые для этой лампы заявляются как "самые лучшие". Поэтому выбирал на свое усмотрение. "Подвигал" настройку, проводя пробные измерения спектра. Серьезных изменений в результатах не заметил. Остановился на режиме который показался лучшим.

Примечание: допускаю, что мог ошибиться с выбором режима работы каскада. Может быть есть более "правильный"?

Измерения проведены для четырех уровней выходного сигнала. Вот графики:

Результат такой, как и следовало ожидать. Линейность выросла: уровни гармоник снизились, а спектры укоротились. Каскад вполне можно применить в "ушном" усилителе с уровнем выходного сигнала до 5-8 В (для высокоомных наушников).

Наверное, звук станет более чистым и достоверным (по сравнению с "низковольтным" режимом).

Посмотрим 6Н23П в SRPP:

Результаты измерений:

Линейность еще немного подросла. Если использовать эту лампу в гибридном усилителе для низкоомных наушников (Uвых < 2 В), то уровень искажений каскада не превысит 0.1 %. Так как спектр в этом режиме представлен только второй гармоникой, то можно предполагать, что искажения будут совершенно не заметны на слух и не дадут окраски.

Пусть каждый сам решает для себя: стоит ли использовать эту лампу в предварительном каскаде гибридного усилителя для наушников или поискать что-нибудь другое.

Изменением типа каскада и режима работы лампы ее звук можно поменять в широком диапазоне: от сильно "окрашенного" до практически "честного". А выбор того, что и как слушать - дело личное:). И любой выбор будет совершенно правильным, если звук будет нравиться именно вам...

Пора перейти ко второй участнице сегодняшних измерений.

Лампу 6Н6П применять в усилителе напряжения я не планировал и проводить для нее измерения не собирался. Я обратил на нее внимание после недавней дискуссии на фейсбуке.

Некоторое время назад один активный ценитель_лампового_звука попытался донести до моего коллеги Никиты мысль о том, что полупроводники супротив ламп то же, что "плотник супротив столяра" (с).

Примечание: Никита - один из соавторов этого блога и незаменимый участник нашего небольшого коллектива. Среди множества прочих своих дел он еще представляет нас на фейсбуке... Поэтому ему и пришлось общаться с любителем_лампового_звука.

Манера общения ценителя была не очень корректной и не располагала к дружеской беседе. А недостаток аргументации он компенсировал эмоциями и безапелляционностью заявлений. Создавалось ощущение, что общение становится совершенно бессмысленной тратой времени. Такими являются почти все беседы на тему "что лучше? Лампы или полупроводники?"

В тот момент, когда стало совсем грустно и скучно, собеседник озвучил утверждение о том, что лампа 6Н6П при питании 300 В способна выдать на выходе сигнал с амплитудой 100 В и уровнем искажений 0.01 % Появились цифры и конкретика. Общение наконец-то могло стать конструктивным, полезным и интересным.

В каком же каскаде и при каких режимах нужно запустить лампу для того, чтобы получить такие результаты? Почему-то оппонент не захотел ответить на этот вопрос:(. Он потерял к нам интерес и перестал отвечать. Остается только догадываться, что его отпугнуло. Может неспособность Никиты проникнуться тотальной любовью к лампам, а может его собственная не любовь к точным цифрам... если собеседник Никиты вновь появится мы, возможно, узнаем это.

Из-за неожиданного завершения общения так и осталось непонятно: в каком режиме мерить... Но я никак не мог отделаться от желания проверить лампу. Даже сходил до магазина и приобрел несколько штук 86 года рождения.

Вообще в дискуссии речь шла о простых предварительных каскадах, поэтому я посчитал, что можно попробовать все те же резистивный каскад и SRPP. Режимы опять-таки выбрал на свое усмотрение по серии коротких тестовых измерений.

6Н6П. Резистивный каскад

Результаты измерений

  1. Мягкое, детальное и чистое звучание
  2. Прекрасная передача вокала, сцены и объема
  3. Простая конструкция, не требует настройки
  4. Полный комплект защит, реализованный на кристалле микросхемы
  5. Высокая концептуальность – в роли токового буфера выступает вакуумный двойной триод. Достигнута максимальная линейность ФЧХ и АЧХ, использовано инвертирующее включение с Т-ООС.
  6. Основа – популярная МС LM3886 производства National Semiconductors
  7. Средняя мощность – 68 Вт/4 Ом. Пиковая – 135 Вт.

Усилительные микросхемы серии LM обладают наилучшим звучанием среди аналогов. Это относится и к флагманским моделям разного уровня, таких как LM1875, LM3876 и ее логическому продолжению – LM3886. В авторской статье продолжена полемика на тему схемотехники и разработок Thorsten-а. Рассматривается усилитель на основе LM3875. Ее наилучшее звучание, стабильность и линейность достигается при инвертирующем включении. Однако это включение при работе на классическое выходное сопротивление источника обладает рядом минусов. Вкратце: с увеличением частоты растет нелинейность АЧХ и фазы. Это обусловлено тем, что при инвертирующем включении сигнал должен поступать от источника тока, а CD-плееры и звуковые карты имеют выходное сопротивление около 200 Ом. Источник тока на полевых транзисторах тоже отпадает ввиду высоких потерь, высокой входной емкости и выраженной нелинейности. С этой задачей удачно справляется токовый буфер на триоде.

Кроме того, такого рода буфер имеет коэффициент усиления по напряжению меньше 1. Виду этого глубина ООС самой микросхемы уменьшена, что также крайне благоприятно сказывается на качестве звучания. Известно, что глубокая ООС, реализованная классическим делителем, огрубляет и мертвит звук. В схеме, предложенной Расмуссеном (рис.1 ), введена Т-образная ООС, которая увеличивает входное сопротивление по инвертирующему входу и позволяет уменьшить заземляющее сопротивление по прямому входу. Минусом такого подхода является увеличение шумов и наводок, но это первое впечатление. Если разводка и экранирование усилительного блока выполнены должным образом, наводки будут практически незаметны.

Теперь рассмотрим, что меня лично не устроило в оригинальной схеме.

В качестве УМ у автора установлена LM3875. Ее недостатки – несовершенная защита, работа только на 8-Омную нагрузку, малая мощность. Вместо нее была выбрана МС LM3886 с полным комплектом защит, мощным выходным каскадом, позволяющим отдавать долговременную мощность 68 Вт и кратковременную 135 Вт в 4-Омную нагрузку. Кроме того, усилитель оснащен полным комплектом защит и встроенным режимом mute.

На выходе рис.1 присутствует ограничитель тока – проволочный SQP резистор. Система SPiKe, реализованная в LM3886, позволяет от него отказаться.

Для удобства сведения параметров каналов и уменьшения габаритов усилителя в качестве буфера использован популярный вакуумный двойной триод 6Н23П-ЕВ. Его отличают низкое напряжение питания, актуальное в данной схеме, и вместе с тем, неплохое звучание. Хотя приходится признать – в данном случае его применение далеко от классического.

Из собственных соображений в плату были внесены следующие особенности:

С учетом всех вышеизложенных соображений, схема приняла следующий вид (рис.2 ):

Здесь элементы C 1 , C 3 , C 4 а также клеммы CN 1.. CN 6 – общие для обоих каналов. На каждый канал также приходится по половине двойного триода 6Н23П-ЕВ .

Здесь на несколько секунд отвлечемся от схемотехники УМ и рассмотрим блок питания, чтобы больше к этой теме не возвращаться.

Для питания всей схемы служит четырехполярный блок питания с общей землей и независимой обмоткой нагрева, схема которого представлена на рис.3:

Диодные мосты выбираются либо готовые, либо собираются из диодов импонирующих вам типов, все от Д213 до диодов Шоттки. Для ±36 V 0,2 A – D 1 на напряжение не менее 200 В и ток не менее 4 А. Для ±27V 4 A – D 2 на напряжение не менее 100 В и ток не менее 8 А. Для накала – D 3 на любое напряжение и ток не менее 4 А. Такое, казалось бы завышение параметров неслучайно. Дело в том, что, несмотря на пиковый запас у диодов, ток во время зарядки емкостей превышает номинальный в разы. А вот цена у диодов или готовых мостов уже различается несильно, поэтому для собственного спокойствия экономить не советую.

Емкости C 1, C 2 (на напряжение не менее 50 В), C 5, C 6 (на напряжение не менее 35 В), C 9 (на напряжение не менее 16 В)– импортные электролитические типа К50-35. C 3, C 4, C 7, C 8, C 10 – типа К73-17 на 63 В.

В качестве трансформатора может использоваться любой силовой с габаритной мощностью не менее 200 Вт, удовлетворяющий указанным на схеме параметрам токов и напряжений во вторичных обмотках (ток накала не менее 0,8 А на одну лампу).

Кроме того, возможно использование двух отдельных трансформаторов. Одного – мощного для питания УМ, и другого для питания лампы. Второй может выбираться из ряда унифицированных ламповых «Т рансформаторов А нодно-Н акальных». У меня используется ТАН1 .

Итак, оба канала удалось уместить на одну печатную плату размером 130х80 мм. Собранный модуль (без дополнительных блокировочных емкостей C 8, C 9 ) выглядел так (рис.4 ).

Симпатично, правда?

Оригинальная раскладка элементов приведена на рис.5:

Теперь несколько слов о деталях и тонкостях сборки.

Резисторы

Большинство резисторов требуют подбора в пары по каналам с точностью хотя бы 1%. Этим условиям вполне удовлетворяют резисторы серии С2-23. Итак, подбора требуют R 1 , R 3.. R 9 . Причем R 1 , R 3 и R 4 лучше использовать металлопленочные типа МЛТ, ОМЛТ или импортные аналоги.

Резисторы R 2 и R 10 подбора не требуют. Могут быть типа МЛТ-0,25, С1-4 или С2-23 на 0,125/0,25 Вт. R 11 и R 12 – импортные на 2 Вт. Выходная индуктивность мотается поверх R 11 , одетого в изоляционный кембрик, проводом в эмалевой или эпоксидной изоляции диаметром 0,6-0,8 мм до заполнения и припаивается к ножкам резистора. Хотя я в данном случае резистор R 11 не устанавливал. Вместо него была запаяна катушка, намотанная на ручке надфиля и содержащая 15 витков провода диаметром 0,8 мм.

VR 1 , VR2 – сдвоенный переменный резистор. В моем случае – Тайвань на 44 клика, подобранная с точностью 0,5% из 5 штук.

Конденсаторы

C 1 , C 3 , C 8 , C 9 , C 10 – полярные электролитические типа К50-35, лучше импортные известных марок. Однако схема не содержит электролитов в звуковой цепи, что значительно улучшает звучание, уменьшает критичность элементарной базы и увеличивает надежность системы в целом.

С1 – 16 В, С3 – 100 В, С8-С10 – 50 В.

C 4 , C 5 , C 7 , C 11 – металлопленочные типа К73-17. C 4 – на 250 В, остальные – на 63 В.

С2 – металлопленочный или металлобумажный максимально доступного качества, желательно не хуже полипропиленового. Допустимое напряжение также не ниже 63 В. Хотя и с конденсатором типа К73-17 эта схема звучит отлично.

С6 – керамика, желательно без пьезо-эффекта. Типа КМ или дисковые. На крайний случай, конечно, и К10-17Б подойдут, но худший вариант представить сложно.

Активные компоненты

Усилительная ИМС LM3886 может быть заменена на аналогичные по цоколевке, с учетом особенностей каждой. Чисто теоретически, схема работает с любой МС, построенной по принципу мощного ОУ. Внимание! На корпусе МС – минус питания!

Лампа RO 1 6Н23П-ЕВ меняется на 6Н23П или импортный аналог ECC88. Устанавливается в керамическую или любую другую панельку, предназначенную для монтажа на печатной плате, либо на шасси УМЗЧ и соединяется с платой медными проводниками.

Кроме того, учитывая современные веяния в дизайне, были разработаны отдельные усилительные блоки на LM 3886 , которые устанавливаются на радиатор внутри корпуса УМЗЧ, а лампа устанавливается в специальную панельку, располагаемую на крышке корпуса. В таком варианте вся обвязка ламы (R 1 , R 2 , 2xR 3 , C 3 , C 4 ) выполняется навесным монтажом прямо на выводах панельки. А затем уже экранированным сигнальным кабелем присоединяется к блокам усиления мощности. Не забудьте заземлить экран лампы.

Печатная плата одного канала УМ дана на рисунке 6:

Поскольку на прогрев лампы уходит около 5 с, все эти 5 с вход усилителя “висит в воздухе”. В это время на выходе присутствую все мыслимые наводки и весьма ощутимый рокот. Избежать этого можно двумя способами – задействовав для задержки включения цепь mute или реле. В обоих случаях управляющим сигналом будет биполярный транзистор с RC-делителем в базе. Если задержка недостаточна, просто увеличьте номинал R 1 .

Схема такой задержки дана на рисунке 7:

Кроме того, на момент моделирования у меня под рукой валялись реле TR 81 фирмы TTI . Под них была разведена печатная плата. Ее рисунок также можно использовать в качестве ориентировочного для разводки под любое понравившееся вам реле с нормально разомкнутой контактной группой. Компоновка платы дана на рис.8.

Детали:

VR 1 – на напряжение питания обмотки реле. Можно брать чуть выше (примерно на 2 В – падение на транзисторе). В моем случае 12 В, т.е. стабилизатор 7812..7815 .

С2 – на напряжение плеча питания УМ.

С1 – выше напряжения стабилизации VR 1

Данная защита подключается к положительному плечу питания УМ (мощный трансформатор). К реле подключается отрицательный вывод питания и соединенные вместе цепи mute обоих каналов усилителя (или всех, если каналов больше).

Итак, наконец, ЗВУЧАНИЕ

Этот усилитель очень понравится поклонникам “лампового звука”. Сразу в глаза бросается отличный вокал, проработка сцены и ее невероятная для транзисторных усилителей глубина. В отличие от типичного звука LM3886, в данном включении ВЧ не замылены. Звучат очень тонко и точно. Серебро и хрусталь не размазываются, как в неинвертирующем включении. Также нельзя не отметить наличие плотного, собранного и мощного, но чрезвычайно проработанного баса, чего так трудно всегда было добиться от LM-ки. Джаз и Блюз звучат настолько проникновенно, что при прослушивании не раз ловили себя на том, что по спине бегают мурашки.

Звучание этого усилителя нельзя назвать абсолютно точным при многочастотном сигнале, однако это звучание намного приятнее слуху, чем различные “сверхлинейные” конструкции с коэффициентами искажений в тысячные доли процента.

Подытожив: Этот усилитель предназначен для музыки, а не для измерительных комплексов. Его объективные свойства сомнительны, однако его звучание и динамический диапазон настолько завораживают, что при слове “векторный измеритель нелинейных искажений” хочется плеваться.

Москва 2006 (Lincor _ nobox @ inbox . ru )


В статье я попробовал передать некоторый опыт построения универсального предварительного усилителя на лампах.
Почему на лампах?
Потому, что данная конструкция изначально предполагала совместную работу в составе лампового аудиокомплекса, в который помимо него должны войти два ламповых моноблока (однотактные, 6Э5П + ГУ-50).
Моноблоки пока еще не готовы, но при проведении испытательных прослушиваний был использован аналогичный по составу интегральный стереоусилитель, показавший совместно неплохие результаты.
В конечном итоге, все упирается в акустические системы. Чем выше их качество, тем меньшее надо вмешиваться в звуковой тракт.
Хорошо настроенный и правильно сделанный усилитель (не обязательно ламповый), совместно с добротной акустикой, не требует применения различного рода "улучшайзеров" и "оптимайзеров" (ИМХО). Это в идеале.
Ну а что делать с нашими малогабаритными комнатами, ограниченными финансовыми средствами (у большинства, я думаю), когда все равно хочется не просто послушать любимую музыку, но и получить определенную дозу адреналина и прочувствовать драйв?

Когда мой хороший друг, замечательный спортсмен, меломан и жизнелюб попросил соорудить ему предусилитель для домашнего стереокомплекса, то ТЗ (техническое задание, понимаешь) звучало следующим образом:
-чтоб обязательно ламповый;
-чтоб была тонкомпенсация, но в меру;
-чтоб НЧ и ВЧ можно было крутить "по полной";
-чтоб завести на него не менее 4-х источников сигнала;
-чтоб регулировать громкость раздельно по каналам;
-чтоб можно было "поиграться" межблочным кабелем от преда к УМЗЧ;
-ну и чтоб дизайн "кирпичиком" (такой, понимаешь, компьютерный хай-тек), ну и лампы спрятать, а то кругом и так пыли полно.
Вот такие исходные параметры. Крутите, Шура, крутите! :dance:


После анализа ситуации, был сделан вывод о том, что не все выходные каскады источников сигнала, даже с низким выходным сопротивлением, способны работать на довольно сложную комплексную нагрузку, которую представляет из себя пассивный мостовой регулятор тембра Баксандала, особенно те, которые имеют изначально малый ток покоя, и, возможно, низкую нагрузочную способность. Справедливости ради надо сказать, что номиналы переменных резисторов были уменьшены до 100к (по оригинальной схеме МАИ - 200...220к), просто потому, что такие имелись в наличии.
Итак, нужен буферный каскад, с хорошей нагрузочной способностью, низким выходным сопотивлением, током покоя не менее 8-10 мА, обладающий хорошей импульсной характеристикой и низкими гармоническими искажениями. Лампу берем такую-же, как в исходной схеме, 6Н23П. Несмотря на большое количество споров вокруг ее применения в аудиотехнике, считаю, что ее использование вполне оправдано во многих практических случаях, в том числе и в этом конкретно.
На лампах не экономим, учитывая ее дешевизну и доступность, на входе ставим повторитель Уайта, по одной лампе на вход каждого канала, на выход - усилитель напряжения, - итого - три двойных триода 6Н23П, недорого и сердито.
Почему повторитель Уайта? ,- спросите Вы. Поясню этот выбор так:
-в отличие от обычного катодного повторителя с коэффициэнтом передачи около 0.7...0.8, здесь мы имеем уже 0.96 и возможность получить общий коэффициэнт передачи около 1.0 (затухание в пассивном РТ компенсирует выходной каскад УН);
-за счет наличия положительной ОС в повторителе Уайта, имеем пониженное выходное сопротивление по сравнению с простым катодным повторителем;
-при "оптимизированной" величине положительной ОС получаем небольшой коэффициент гармоник и "живое" натуральное звучание.
Опять же, ничего нового не придумываем, все уже давно придумано и оптимизировано известными аудио-гуру, такими как Джон Бруски и его сподвижниками, повторившими неоднократно эту конструкцию.

Этот регулятор громкости на резисторе с одним отводом решено поставить на вход после коммутатора. Вообще-то нагрузка тоже "не сахар", надо проверить, как она поведет себя после всего уже на опробованных источниках сигнала. Оказалось, что вполне прилично, поэтому заканчиваем макетирование, рисуем схему -

Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только

Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только


В принципе, я думаю, что сама схема в особых комментариях не нуждается. Хочу отметить, что реализованный на лампе 6Н23П повторитель Уайта способен работать на весьма низкоомную нагрузку, ну, например, головные телефоны сопротивлением 30 ом и даже меньше. А сам пассивный темброблок Баксандала рассчитан по программе, любезно предоставленной Евгением Анатольевичем Москатовым. Программа очень удобна и функциональна, проста в использовании и позволяет получить быстрый результат в расчете величин резисторов и конденсаторов на основании имеющихся в наличии радиолюбителя потенциометров.
Заканчивая со схемой самого предусилителя, упомяну, что стоящий на выходе классический УН на той-же 6Н23П имеет ток покоя около 10 мА, выходное сопротивление порядка 2.5 кОм и позволяет настойчивым экспериментаторам и любителям не только покрутить разные ручки, но и подогнать под нужное звучание "заветный" компонент аудиотракта, поигравшись вволю с различными межблочными кабелями.

Использован силовой трансформатор ТАН-1 127/220-50.Анодное напряжение получено путем схемы удвоения и никаких характерных особенностей не имеет.
Напряжение накала стабилизировано, от него же запитаны герконы и цепи индикации включенного источника сигнала, а также цепь задержки включения высокого напряжения (приблизительно на 40 сек.), собранная на регулируемом стабилитроне SR1, транзисторе Т2, реле RL1 (РЭС-48 паспорт РС 4.590.204, 6 Вольт, 42 ом) и времязадающих элементах R5C9. Для нормальной работы схемы задержки, конденсатор С9 должен быть с малым током утечки, здесь он составлен из двух, включенных параллельно танталовых электролитов еще советского производства. Диод D13 - разрядный, позволяет быстро восстановить работоспособность схемы задержки после выключения питания.
Переключатель-селектор входов можно использовать практически любой, ну, например, галетный. Он не влияет на прохождение звукового сигнала, а лишь коммутирует соответствующие катушки герконов и цепи индикации включения выбранного источника. У меня под рукой оказался какой-то 2-х секционный импортный галетник, на 5-ть позиций, т.к. количество входов равно четырем, то 5-е пары контактов не используются. Индикаторные светодиоды выбраны синего цвета, диаметром 3 мм и хорошо вписываются в "интерьер". На их месте могут работать практически любые светодиоды, в том числе и лампочки накаливания,- кому что нравится.
Вместо обычно используемого способа подачи "поднимающего" потенциала в цепь накала ламп от резистивного делителя напряжения (для защиты от пробоя накал-катод и устранения фона), здесь применен часто используемый зарубежом способ соединения шины накала после стабилизатора на землю, через высоковольтный конденсатор С11.
Обмотки трансформатора питания скоммутированы соответствующим образом, чтобы получить нужные напряжения и токи. У стандартного ТАН-1 , две накальные обмотки по 6.3 вольта соединены параллельно (что несколько маловато, но что поделаешь), для получения рабочего напряжения накала (6.1 в) использован транзистор (КТ819) с низким напряжением насыщения коллектор-эмиттер и коэффициэнтом усиления по току h21э около 80. На плате он установлен на небольшой радиатор, под который предусмотрены крепежные отверстия.

установленной вертикально на 2-х 10 мм стойках -


с тыльной стороны передней панели:

Сами переменные резисторы имеют конструкцию под печатный монтаж -


Они устанавливаются с одной стороны печатной платы, все остальные элементы - с другой.
Плата коммутации с герконами:

Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только

размещена на задней стенке, вблизи входных RCA разъемов, также на 2-х 10 мм стойках, применяемых для крепления печатных плат.
Плата двусторонняя, с одной стороны - печатные дорожки, - с другой - экран с раззенкованными под ножки отверстиями.
Сами герконы - с двумя группами контактов, китайского происхождения (куда уж без них),
как уже упоминалось типа TRR-2A-05-D-00 в корпусе DIP.
Кремниевые маломощные диоды, гасящие самоиндукцию, крепятся пайкой прямо к соответствующим ногам герконов. Обе платы закрыты сверху экраном также из фольгированного стеклотекстолита. Все они соединены с нулевой шиной.
Блок питания также собран на печатной плате-

Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только


установленной вертикально на средней полочке при помощи алюминиевого уголка, под ней смонтирован силовой трансформатор ТАН-1 127/220-50. Стандартная силовая евророзетка с предохранителем внутри установлена внизу задней стенки. Сами лампы также размещены на средней полке и вся соответствующая им "обвязка" смонтирована объемным монтажем на ламповых панельках и вспомогательных монтажных лепестках, размещенных рядом с ними. Соединения анодного питания и накалов ламп выполнены витыми медными парами одножильных проводов 5-й категории диаметром 0.53 мм, которыми прокладываются компьютерные сети. Их длина должна быть минимальна, по получившемуся конструктиву. Экранированный кабель, соединяющий выход коммутатора со входом регулятора громкости - высокого качества марки FURUTECH. Соединение сигнальных цепей РГ и РТ с печатных плат на входные лампы выполнены экранированными проводами, используемыми для инсталляции аудиооборудования фирмы CLARION. Их длина также должна быть по возможности минимальной.

Все внутренности видны на фото:




Особых комментариев, я думаю, здесь не нужно. Нулевая жила сделана из медного провода 1.5 мм и соединена с корпусом в одной точке на задней стенке блока. Конденсаторы фильтра питания С3, С4, С13 и С14 смонтированы непосредственно на лепестках монтажных панелек вблизи ламп.
Все органы управления выведены наружу, в самом низу - выключатель питания, чуть выше - 4-х позиционный галетный переключатель для управления переключением герконов и индикатора селектора входов, 4-е синих индикаторных светодиода, далее раздельные регуляторы громкости и регуляторы НЧ и ВЧ.
Конструкция не содержит никаких супер аудиофильских деталей, все резисторы - типа МЛТ, рассчитанные на соответствующую мощность, конденсаторы - пленочные, типов К73-9, К73-11, К73-17, также на соответствующие напряжения. Электролиты производства Тайвань, аналогичны нашим К50-35 на напряжение 400 в.
Транзисторы в блоке питания можно применять практически любые, подходящие по параметрам указанным на схеме, выбор их не критичен. Диоды в анодном питании - любые фасты на 600 в и ток не менее 1 А, а в выпрямителе накала - можно применить любую диодную сборку на ток не менее 3 А и напряжение 50 в. Дроссель на 0.5 мГн - от старого немецкого телефона, можно поставить любой другой или заменить его резистором величиной в сотню Ом (1 ватт).
Силовой трансформатор ТАН-1 также был выбран потому, что оказался в старых запасниках. Он закреплен на среднюю полочку через резиновый коврик и работает тихо, без гудения.
Для устранения ненужных вибраций и микрофонного эффекта, на днище блока приклеены четыре резиновых ножки от старого телефона при помощи двустороннего автомобильного скотча марки 3М.

Для самоделкиных-любителей, умелых рук мастеров и профессионалов, имеющих необходимый парк станков, привожу чертежи элементов конструкции корпуса. Может кому пригодится.
🕗 28/01/11 ⚖️ 244,91 Kb ⇣ 212 Здравствуй, читатель! Меня зовут Игорь, мне 45, я сибиряк и заядлый электронщик-любитель. Я придумал, создал и содержу этот замечательный сайт с 2006 года.
Уже более 10 лет наш журнал существует только на мои средства.

Хорош! Халява кончилась. Хочешь файлы и полезные статьи - помоги мне!

На дне рожденья моего отца я услышал, как «звучат» китайские активные колонки. Выкрученные на 80% громкости, колонки выдавали просто «непревзойдённую палитру звуков». Состав и глубина хрипов по перегрузке, заваленные верха, никакущая середина меня повергали в тихий ужас.
Я осознал, что отцу нужна новая аудиосистема для работы с компьютером и телевизором.
Ламповый усилитель - хороший подарок!

Главный вопрос - о мощности - решил очень быстро: зал 18 м 2 , значит стереоусилителя по 5 Ватт в канале будет вполне достаточно. Вспомнились комментарии к моей статье , в котором «пропагандировался» усилитель Олега Чернышёва «Покемон».
Я решил изучить его схему поподробнее. Благо, так же есть у нас на Датагоре. Схема мне понравилась, и я настроился на повторение с некоторыми изменениями.

Блок питания

Основные изменения коснулись блока питания. Схема электронного дросселя была заменена на вариант из статьи Сергея (Chugunov) . Пообщавшись с автором, я нарисовал такую схему.


Основа питания анодов строится на электронном дросселе на полевом транзисторе, включенном по схеме истокового повторителя. Общее время выхода на рабочее значение напряжения задаётся резистором R3 и ёмкостью C3. При указанной на схеме ёмкости С3 = 22 µF, анодное напряжение нарастает в течение ок. 1 минуты. Этого вполне достаточно для прогрева ламп и соблюдения бережного режима эксплуатации.

Запасы унифицированных трансформаторов у меня почти закончились, а потому в качестве анодного я использовал оставшийся ТА-69. По совету Сергея (Chugunov) я после электронного фильтра добавил П-фильтр на миниатюрном дросселе Д-232.

После диодного моста в первичном фильтре стоят две ёмкости С1 и С2, 100 µF (электролит) и 2,2 µF (плёнка), напряжение на них порядка 320 В под нагрузкой при 280 В переменного напряжения на входе диодного моста. Я использовал отдельные фильтры питания на каждый канал. Входной делитель R1/R2 отстроил на максимальное выходное напряжение. На выходе фильтра получим 303 В с уровнем пульсаций в 1,5 мВ.
На П-фильтре падает ещё около 3 В, и на выходе получилось 300 Вольт с уровнем пульсаций 0,2 мВ под полной нагрузкой. Результат отличный!

Одного накального трансформатора ТН-36 для реализации накалов всех трёх ламп от отдельных обмоток не хватило, поэтому решил шикануть и использовал сразу два накальных трансформатора – ТН-36 и ТН-30.

Сеточные отрицательные смещения выходных ламп 6П14П задаются двумя выпрямителями, выполненными на C21-R37-C22 (аналогичные элементы во втором канале). Подстройка напряжения смещения выполняется многооборотными резисторами R37 и R38 номиналом 200 Kом при выкрученных в ноль потенциометрах громкости. Использование двух диодных мостов смещения обусловлено симметрией на плате.

Полная схема


Предусилитель реализован на двойном триоде 6Н23П с автосмещением катода. Ток анода оконечных ламп 6П14П выставляется при помощи многооборотных подстроечных резисторов R37 и R38.

В качестве выходных трансформаторов я снова использовал ТП113-12В.

Рекомендуемая мощность анодных резисторов R14 и R23 равна 2 Ватта. При использовании резисторов типа МЛТ всё пройдёт гладко, а вот «китайцы» начнут гореть. Поэтому «китайцев» ставьте помощнее. Резисторов МЛТ нужного номинала я не найти не смог, поэтому заменил их на 5-Ваттные керамические.

К выходным трансформаторам подключены стрелочные амперметры со схемами измерения мощности в самой наипростейшей реализации – диод, резистор, ёмкость.

Разводка платы и монтаж

Собрав все необходимые комплектующие, и имея полное представление о размерах будущего корпуса, я приступил к разводке платы. В достатке оказались 1 Ваттные MF резисторы, поэтому плату разводил именно под них.


Я отрисовал сам корпус и все элементы, не входящие в плату. Оставшееся место использовал под плату. Размеры платы получились 382×140 мм. Найти подобный кусок стеклотекстолита было не просто, но оно того стоило.

На плате распаяны:
- Все резисторы MF мощностью рассеивания 1 Ватт, кроме тех, которые я описал выше.
- Ёмкости плёночные.
- Дроссели фильтра питания Д232. Эти миниатюрные дроссели я приобрёл на радиорынке года два назад и они наконец пригодились. Дроссели не приспособлены для печатного монтажа, поэтому закреплены на плате при помощи специальных технологических отверстий и соединены с соответствующими контактами проводниками.


- В качестве выходных трансформаторов - ТП113-12В. Они приспособлены для печатного монтажа и их установка не представляла сложностей.
- Радиаторы охлаждения для полевых транзисторов электронного дросселя типа «Ёж». В оригинале это был один большой радиатор транзистора в корпусе ТО-3. Отрезал лишнее и обработал напильником.


- Керамические ламповые панельки GZC9-Y-1 .


Их установка обратная, то есть со стороны дорожек.

Плата рассчитана под крепление на корпус при помощи 4-х штифтов, технологические отверстия под которые выведены в свободных зонах.

Запуск и настройка усилителя

Распаял все элементы на плате и запустил в режиме холостого хода блок питания. Убедился в его работоспособности. Запустил схему под нагрузкой, вывел регуляторы громкости в минимум и при помощи многооборотных резисторов R37 и R38 установил нужный ток анодов. Для этого контролировал падение напряжения на катодных резисторах R20 и R29. Выставил значение 50 мВ, что соответствует току в 50 мА.

Выходная мощность чистого сигнала до ограничения, измеренная на эквивалентах нагрузки, составила 4,3 Ватта.

На плате нет специального контакта для соединения земли с корпусом. Связано это с тем, что схема при правильной сборке не фонит абсолютно. При нулевом сигнале я выкрутил потенциометры на полную, поднёс ухо к динамику и не услышал ровно ни какого фона, даже на уровне ускользающих ощущений. А потому и соединение с корпусом решил не делать. Для тех, кто не согласен с моим мнением скажу, что всегда возможно соединить точку «Земля», предназначенную для подключения земли потенциометров и входного гнезда с корпусом. Она ближе всего к земле катодов первой лампы. Смею предположить, что при этом придётся поискать точку соединения на корпусе.

Схема собрана и отстроена, дело осталось за… многим! Ведь корпус – это настоящее испытание кривизны рук и терпения.

Сборка корпуса

Основой корпуса будущего усилителя послужил старый DVD плеер.


Болгаркой я срезал все выпуклые неровности на днище. В верхней крышке вырезал участок для установки экрана, под которым будут располагаться трансформаторы.


Из текстолита и алюминия нарезал заготовки, из которых спаял крышку-купол, накрывающий сетевые трансформаторы. Снизу «купола» просверлил 3 отверстия, через которые протянул проводники.


Перед тем как накрыть сетевые трансформаторы, на все их контакты одел термоусадочные трубки.
Резисторы искусственных средних точек накала залакировал.

На передней панели основы было много технологических отверстий под DVD-привод и различные кнопки. Щели в месте установки привода проложил картоном и залил суперклеем в несколько слоёв. Кнопки утопил и тоже залил суперклеем в несколько слоёв. Когда клей «закостенел“, обработал шкуркой и зашлифовал шлифовальной губкой. Если оставались трещины, то процесс повторял – снова заливал клеем и выводил шкуркой до идеально ровной поверхности.

На переднюю панель приклеил кусок текстолита и просверлил нужные отверстия, например под вход 6,3» и пару потенциометров.


Прорезал 2 квадратных отверстия в передней панели и установил стрелочные головки измерители мощности. В оригинале это были советские амперметры на 50 мкА. Распечатал для них и вклеил новую шкалу. Места стыка с корпусом залил суперклеем и вывел шкуркой до ровной поверхности.

На задней панели высверлил отверстия под сетевое гнездо, выключатель и предохранитель.

Терминал под выходные зажимные клеммы сделал из текстолита.

Все винты неразборных соединений я использовал впотай и зенковал отверстия под них. Винтовое соединение залил суперклеем и выводил шкуркой до ровной поверхности.

Дно корпуса проклеил лакотканью в два слоя во избежание пробоя высокого анодного напряжения от радиаторов транзисторов электронного дросселя на корпус.

Примерил плату на штифтах.

Принялся оформлять верхнюю крышку. По задумке лампы должны быть в защитных стойках, конструкцию которых я ранее уже успешно применял.

Стойки состоят из шайб диаметром 44 мм и внутренним диаметром 24 мм.


Скреплены шайбы при помощи винтов с резьбой 4 мм и гаек.

Настало время покраски. Ламповые стойки должны были иметь цвет «глянцевый металлик», все остальные элементы корпуса – «матовый чёрный» цвет.
Первым делом покрасил ламповые стойки, а заодно и прогрунтовал верхнюю крышку.


Чтобы не разбирать и не царапать защитные стойки после покраски, залепил их бумажным скотчем.


Покрасил все элементы корпуса чёрной матовой краской. Снял скотч со стоек.

Сколько я не красил и не выводил переднюю панель, всё равно проступали швы от отверстия для установки DVD-привода. Не годится! Ведь передняя панель – лицо усилителя. Потому я решил установить кусок текстолита и сделать что-то похожее на терминал, в котором размещались бы входное гнездо и потенциометры.

На эту тему написано много. Меня к изучению этой очень распостраненной лампы подтолкнул опыт неудач при налаживании выходных однотактных каскадов на прямонакальных триодах – очень трудно избавиться от фона переменного тока не применяя сложных решений. Я обратил внимание на ГУ-50 – достаточно высокая рассеиваемая мощность и косвенный накал. Первоначально на раскачку поставил 6Н1П, но звучание этой лампы мне не понравилось. После нескольких проб я остановился на 6Н23П калужского завода. Причем у меня были для сравнения зарубежные аналоги – ECC88 Tesla, Telefunken, philips – скажу честно – их звучание ничем не лучше. Схема приведена. Собрано все в сделанном когда-то на заказ металлическом корпусе. Дроссель и выходные трансформаторы – TW10SE от фирмы Аудиоинструмент. Пользуясь случаем хочу поблагодарить Глазунова Сергея за помощь и советы в выборе трансформаторов.

Теперь самое главное – звук. Не зря я так озаглавил статью. То, что я услышал из пробных мониторов превзошло все мои ожидания. Я ставил этот усилитель даже в свою лучшую домашнюю систему вместо знаменитого Audio Note Otto Phono (остальное – ламповый АЦП Lite, колонки Magnat 709, Beringer, RCF ART312) – и ГУ-50 звучала ЛУЧШЕ!!! Ограничение – только невысокая (примерно 5 ватт) выходная мощность. Внимательный читатель посчитав рассеиваемую мощность на аноде выходной лампы (примерно 20 Ватт) возразит – а как же так, эта лампа может рассеивать в 2 раза больше! Да, рассеивать может, но качество звучания от этого страдает – по ряду причин. Вообще, на мой взгляд, часто те, кто проектирует усилители на лампах, напрасно увлекается “выжиманием” максимально возможной мощности из выходной лампы – качество звучания, как правило, от этого значительно ухудшается. Кроме этого, сокращается срок службы лампы и ламповой панельки, усилитель теряет устойчивость и приходится применять очень сложные приемы для стабилизации рабочей точки, которые в конечном итоге все-равно помогают мало из-за быстрого изменения параметров (старения) лампы.

К сожалению первоначально установленный межкаскадный конденсатор С12 К71-7 – (по моему мнению один из лучших советских конденсаторов для применения как межкаскадного) все-таки не раскрывает всех возможностей схемы – после установки немецкого Mudorf картина стала завершенной. Звучание этого усилителя я бы сравнил с 6П7С в триоде, однако при значительно большей выходной мощности. Быть может подойдет ФТ, но я не пробовал.

Очень рекомендую попробовать собрать эту схему – не пожалеете. Конечно, без ухудшения звучания можно вместо 5U4G поставить 5Ц3С, а вместо сетевого Cantenburry Windings – подходящий по напряжениям ТАН или ТА + ТН. Кому не нравится звучание 6Н23П – ставьте 6Н1П без всяких переделок. Если будет повышенный фон 50 Гц, сопротивление R12 можно увеличить до 6.2 Кома.

Спасибо за внимание, на этом описание проекта нр 9 заканчиваю. Этот проект был осуществлен в декабре 2008 года, усилитель был подарен на память моему китайскому другу Питеру. К сожалению, фото не осталось.

Дополнено апреле 2015 года. По причине того, что приходит много вопросов, хочу ответить на наиболее часто задаваемый по поводу этой публикации – выходной трансформатор в этой конструкции имеет Ra около двух, и очень желательно сильно это значение не увеличивать, несмотря на часто встречающиеся в интернете советы, что оптимумом является 3.5 килоома. Увеличивая Ra вы потеряете в выходной мощности и, главное, пение усилителя станет суховатым и аналитичным.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook