Зачем каналы Амстердаму? Городские парки Амстердама. Амстердам. Дамбы, каналы, мосты

Мы попрощались на конечной станции амстердамского метро Гаасперплейн. Выходя на Сентраал Стасьон совершенно не представляешь, что ждёт тебя наверху. А ждёт Вас великолепный, в лучших традициях XIX века Центральный Вокзал. И если циферблат на правой башне – это традиционные для вокзала часы, то на левой башне установлен… флюгер. А как же без флюгера в государстве, живущим морской торговлей.

Амстердам. Площадь Дам

От вокзала по короткому и довольно широкому(для Амстердама) проспекту Дамрак…


за 10 минут выходишь на площадь Дам. Наверное её можно сравнить с московской Красной площадью, хотя в Амстердаме куда меньше официоза. Можно присесть прямо на ступени Национального монумента. Хочешь отдохнуть – отдыхай, покурить (и не только табак) – покури, главное – не создавай проблем окружающим.

Кроме Национального монумента все прочие признаки главной площади налицо: тут тебе и Королевский дворец, бывший когда-то городской ратушей…

и Ньюве Кёрк (Новая Церковь) в которой короновалась Её Величество Королева Беатрикс…
и музей мадам Тюссо на 6-м этаже универмага Пек и Клоппенбург, ради которого (музея, конечно, а не универмага) многие специально едут в Амстердам…

Если “Пек и Клоппенбург” в качестве ГУМа вас не устраивает 🙂 , то пройдите между дворцом и Ньюве Кёрк к Магна Плазе, бывшему Главпочтамту. Магна Плаза в иерархии как раз соответствует ГУМу 🙂 .


Хотя если быть точным, то Магна Плаза не имеет отношения к Красной площади Дам. Она стоит на параллельной Дамрак улице Ньювезайде Воорбёргвал.

Амстердам. Дамбы, каналы, мосты

Прежде, чем отправиться гулять по Амстердаму, полезно запомнить несколько нидерландских слов. Слово “дам” означает дамба, “грахт” – канал, а “брюг” или, даже “брёх” 🙂 – мост. С улицами -“страат” и площадями – “плейн” несколько проще. А страшное название “Ньювезайде Воорбёргвал” – это всего лишь Новый городской вал.

Большинство морских и географических терминов в нашем языке взято из фламандского, именуемого теперь нидерландским языком. Однако даже в изрезанных каналами кварталах Амстердама морские термины Вам вряд ли пригодятся.

Каналов в Амстердаме действительно много, даже очень, а мостов – ещё больше. Так сколько же каналов в Амстердаме? А никто толком не знает. Умные книжки приводят различные цифры – от 50 до 70 каналов и от 400 до 600 мостов.

Добавьте к каналам реку Амстел, давшую имя городу. Напомню прописную истину: “Амстердам означает “дамба на реке Амстел”.

На заднем плане снимка виден деревянный “Магере-брёх”, т.е. “Тощий мост”. Говорят, его назвали так за очень узкую пешеходную дорожку. Есть и другая версия: 2 сестры по фамилии Магере жили на разных берегах Амстела и, чтобы им было удобнее видеться, добились постройки моста. Магере-брёх полностью деревянный. Его до сих пор разводят вручную, хотя последняя реконструкция была не так и давно – в 1969 году.

Амстердам. Квартал красных фонарей

А вот в этом канале, именуемом Аудезайдсахтербёргвал лежит не одна сотня фотокамер, которыми туристы пытались сфотографировать девочек из “весёлых домов” Амстердама.


Будучи воспитанными в советских традициях “руссо туристо, облико морале”, мы пришли в “Квартал красных фонарей” утром, когда большинство “девочек” отдыхало после тяжёлой трудовой ночи. Интересовали нас, собственно, не девочки, а дома, в которых они работают. Выглядит это всё куда скромнее “Корстона” или иных злачных мест Златоглавой. Только тёмно-красные шторы, да фривольные картинки на окнах напоминают, что мы находимся в “гнезде капиталистического разврата” 🙂 .



Гораздо больше красных фонарей нас привлекла Аудекёрк – старейшая церковь Амстердама, заложенная ещё в 1306 году. Её освящение в честь св. Николая было очень уместным в городе торговцев и моряков.


Внутренне убранство церкви очень скромное. За это надо “поблагодарить” кальвинистов, которые выбросили вон статуи, украшения и алтари.


Случайно сохранились росписи на деревянном своде. Для голландских церквей вообще характерны именно деревянные своды, напоминающие вогнутое днище корабля.


В Аудекёрк похоронена Саския, первая жена .


В трёх шагах от Аудекёрк находится тайная католическая церковь “Господа Нашего на чердаке” (Онс Ливе Хеер оп солдер).

В обычном с виду жилом доме верхние этажи заняты “тайной” католической церковью. Это сооружение напоминает о религиозной нетерпимости кальвинистов, запретивших католикам открыто отправлять свои богослужения. Богатый купец Ян Хартман, будучи приверженцем католицизма, открыл двери своей домовой церкви общине единоверцев. Пройдя через богато украшенные жилые покои…


и поднявшись по лестнице, оказываешься в самой настоящей церкви, занимающей верхний этаж и чердак дома.

Амстердам. Просто город

Прелесть Амстердама заключена отнюдь не в церквях, тем более, что большинство из них секуляризованы, но и не в травке с красными фонарями. Это удивительно спокойный, благожелательный и открытый город. Мне показалось, что людям, живущим здесь, нет нужды за что-то бороться, кого-то осуждать, заниматься самоидентификацией по принципу “свой-чужой”. Да, кофешопы здесь на каждом углу, а “травка” открыто продаётся на блошином рынке на Ватерлооплейн. Но курят здесь в основном обычные сигареты или, даже, самокрутки, которые заметно дешевле сигарет.



И радужные флаги на домах присутствуют. Причём именно под такими флагами русская турлидерша назначила место сбора группе соотечественников 🙂 . Однако ни в одном другом городе, где нам довелось побывать, мы не видели такого количества молодых, симпатичных, разнополых пар.

Цветочный рынок и “селедочные”

Амстердам знаменит своим плавучим цветочным рынком на Синхеле, первом по счёту дугообразном канале, если считать от площади Дам, проспекта Дамрак или его продолжения Рокин. Луковицы тюльпанов – это замечательный сувенир, который можно привезти из Голландии.




На рынке, помимо всевозможных цветов, в изобилии водятся и знаменитые деревянные башмаки “кломпен”.

Жаль, что из Амстердама нельзя увезти в качестве сувенира не менее знаменитую “зеленую” селедку. Если только самолётом. А вот попробовать её надо обязательно. Как хорошо было сказано в вышеупомянутой древней книжке: ” Если у нас ребятня толпится возле продавцов мороженого, то в Голландии у малышей текут слюнки при виде селёдки с луком. На улицах столицы, больших и малых городов обязательно есть… селёдочные, что ли. Там торгуют только свежей селёдкой. Неописуемо вкусной. Свежеочищеную селёдку надо обмакнуть в лук и, держа за хвост, отправить лакомство в рот. Так едят селёдку господа, останавливающие у “селедочных” роскошные машины последних моделей и господа, соскакивающие с сёдел старых ржавых велосипедов. Я ещё специально выжидал, чтобы народ немного разошёлся.

Вестеркёрк

Там же на Синхеле, но довольно далеко от цветочного рынка, стоит Вестеркёрк. Она знаменита самой высокой в Амстердаме колокольней. Вход на неё открыт до 16.00. Мы опоздали буквально на 5 минут 🙁 .
Высота колокольни 85 метров, что на 4 метра выше нашего Ивана Великого. Тем более, что амстердамскую колокольню зовут почти так же, как и нашу: Лангер Ян (Длинный Ян). В Вестеркёрк был похоронен , поскольку у его родственников не было денег на более достойное погребение. Эта окраинная церковь в те времена считалась непрестижной. За прошедшие с той поры 350 с лишним лет ( умер в 1669 году) его могила затерялась.


Колокольня Вестеркёрк служит прекрасным ориентиром в западной части города. Вот она стоит в перспективе канала Синхел. Это удивительно амстердамская картинка: канал, жилые баржи, пришвартованные к его берегам, автомобили на берегу канала и старинные, узкие и высокие дома из потемневшего кирпича.

Амстердам. “Золотая излучина”

Ещё 3 канала (не считая Синхела) дугами огибают центр Амстердама: Херренграхт, Кейзерграхт и Принсенграхт: Господский, Императорский каналы и канал Принцев. Изгибаясь, они образуют “Золотую излучину”, названную по роскошным старинным особнякам на их берегах.


Среди особняков попадаются замечательные образцы голландского модерна.


И не менее замечательные здания т.н. “Амстердамской школы”, главой которой считают архитектора Берлаге. Это знаменитая биржа на Дамрак…

которую теперь зовут не иначе, как “Биржа Берлаге”.

Бейгенхоф

Между Рокин и каналом Синхел спрятался Бейгенхоф (Бехайнхоф), в прошлом – убежище сестёр-бегинок, чей орден получил имя своего основателя, проповедника Ламберта Косноязычного. Begue и означает “косноязычный”. Жители Бейгенхофа не любят туристов и ограничивают проход по своему двору. Однако заглянуть туда надо обязательно. Ведь там стоит самый старый, да ещё и деревянный впридачу дом в городе. В городе сохранилось всего 2 деревянных дома, ведь после 1521 года их строительство запретили по противопожарным соображениям. Перед домом, спиной к объективу, видна статуя бегинки.

После победы над католической Испанией кальвинисты отняли у бегинок их церковь и… сдали её в аренду англиканской общине, которая занимает её по сей день.

Бейгенхоф представляет из себя удивительно уютное место, но проходы вдоль домов перекрыты, чтобы праздношатающиеся не беспокоили пожилых дам, по сей день обитающих в этом месте.

Амстердам. Прогулка на катере

Будучи в Амстердаме, обязательно прокатитесь на катере по каналам. Лучше всего, наверное, воспользоваться Museumboot, мы же, придя ранним утром на причал у Сентраал Стасьон, просто купили билеты на ближайший рейс. Кстати, стоили они дешевле, чем в Москве (от 12 до 16Е), а удовольствия мы точно получили больше. Единственно, у нашего катера была просто застеклённая крыша, а есть и такие, у которых крыша сдвижная. Соответственно и фотографии получаются лучше.


Под первым же мостом нам встретилась… цапля. Она сидела на обросшей водорослями деревянной свае и, с видом пресыщенной аристократки, презрительно смотрела на катер и его пассажиров. Я настолько обалдел от этой встречи, что не успел сделать фото. Вот лишь мост, под которым живёт эта цапля.


Маршрут нашего катера начался со старой гавани амстердамского порта. Здесь весьма оживлённое водное движение.


На другом берегу видно управление порта, единственное высокое здание (на небоскрёб оно не тянет – всего 15 этажей) поблизости от старой части города. Офисное здание “Филлипс” конечно будет повыше, но и стоит оно на окраине.


К сожалению бывшее Адмиралтейство, теперь Морской музей, и пришвартованный перед ним парусник “Амстердам” – точную копию остиндца “Батавия”, пришлось снимать в контровом освещении.


Энтрепотдок, застроенный складами Ост-Индийской компании XVIII века, превратился из заброшенного портового района в квартал элитного жилья, кафе и ресторанов.


А это уже “Золотая излучина”: канал Херренграхт, на берегах которого в XVII веке амстердамские бюргеры возводили роскошные особняки.

Амстердам. Парковка

Идем по Синхелу. В канале плавают белые лебеди. На набережной стоят филигранно припаркованные автомобили. В Амстердаме, да и в других голландских городах, машины всегда паркуют на левой стороне у воды. Решётки, парапеты, да и просто бордюры чаще всего отсутствуют как класс. При этом водители ухитряются ставить машины буквально в 50 см от края набережной. Из-за трудностей с парковкой мы, в первую очередь, и выбрали загородный отель. Стоит ещё добавить, что найти место для парковки не просто сложно, а очень сложно. У местных есть годовые абонементы на парковку и многие месяцами ждут очереди, чтобы его получить. Стоимость парковки в центре Амстердама никак не меньше 4Е в час(!). Есть ещё вариант Park & Ride, но мы им не пользовались.

Амстердам. Ватерлооплейн

Среди красивых, но довольно однообразных особняков, стоящих по берегам каналов, легко заблудиться. Поэтому в Амстердаме очень важны ориентиры: площади, башни и выдающиеся здания. Самая запоминающаяся площадь, не считая площади Дам, это Ватерлооплейн. В первую очередь в глаза бросается огромное здание Стадхюйс и Оперы, сокращенно “Стопера”, т.е. “Стоп-Опера”. Так его прозвали жители города, недовольные сносом старинных домов и вторжением огромного здания в привычную городскую среду. Картинки “Стопера” у меня нет – здание показалось слишком скучным. В качестве ориентира приведу двухбашенную церковь Моисея и Аарона. Её история восходит ко временам преследования католиков кальвинистами. Состоятельный бюргер Буленц, ревностный католик, купил у еврейского купца дом, известный под названием “дом Моисея и Аарона” и устроил в нём тайную капеллу. Только в 1841 году здание перестроили в настоящую церковь. Церковь эта давно закрыта, в ней находится центр помощи эмигрантам и выставочный зал.

Блошиный рынок

Перед церковью видны лотки Блошиного рынка. “Блошка” на Ватерлооплейн – это что-то! Дорлинг Киндерсли пишет, что здесь можно найти занятные старинные вещицы и, даже, настоящий антиквариат. По мне такого старого хрунья, каким торгуют на Ватерлооплейн, было не сыскать даже на Тишинском рынке 20-летней давности. Помимо каннабиса и грибов…


там продаются старые тряпки и прочий невообразимый хлам.



Машины торговцев – под стать товару.

Дом Рембрандта

Но стоит только завернуть за угол и выйти на Йоденбреестраат, как “блошка” тут же забывается. Ведь на этой улице нас ждёт встреча с . Рембрандт купил этот дом после женитьбы на Саскии в 1639 году. Он был счастлив, хорошо зарабатывал и заплатил за этот дом на окраине 13 тыс флоринов.

Деньги были взяты в долг, расплатиться художнику так и не удалось. В 1642 году умерла Саския. Она была из богатой семьи и заказчики художника в основном происходили из её круга. Кроме того мастер не писал столь любимых согражданами натюрмортов, морских сцен и парадных портретов. Его финансовое положение пошатнулось. Спустя 19 лет был вынужден продать дом вместе со всеми своими коллекциями.



После этого дом надстраивали, переделывали, пока в 1906 году к 300-летию художника его не купили городские власти. 5 лет спустя в доме Рембрандта был открыт музей.
После “блошки” и музея не грех выпить хорошего пива. На Аудесханс в 10 шагах от дома Рембрандта стоит маленький домик, именуемый воротами св. Антония.
Я не знаю, какое отношение св. Антоний имеет к пиву 🙂 Но в воротах его имени мы обнаружили бельгийское “Leffe”, которое нам очень понравилось.

Монтелбансторен

Хорошим ориентиром может служить и башня Монтелбансторен, стоящая на берегу канала Аудесханс. Слева от башни – старая гавань и Сентраал Стасьон, а справа, за каналом – район Плантаж, центр “Немо” и Морской музей. Нижняя краснокирпичная часть – это собственно сторожевая башня, построенная для защиты судоремонтного дока аж в 1512 году. Спустя почти 100 лет башню надстроили изящной колокольней. Монтелбансторен используется Управлением навигации и шлюзового хозяйства.

Амстердам. Мюнторен

Не менее важным ориентиром служит Мюнторен или Башня Монетного двора. Она стоит на краю крупного транспортного узла в центре Амстердама – площади Мюнтплейн. Поскольку автомобили в городе находятся на положении изгоев, то Мюнтплейн – одно из немногих мест, где их терпят. На Мюнтплейн сходятся 7 улиц, в том числе Рокин, Калверстраат, Синхел и набережная реки Амстел. По сути большая часть площади – это широченный мост, переброшенный над Амстелом и каналом Синхел.


А это собственно Мюнторен, построенная как часть городских укреплений в 1620 году. В 1672 году сюда из Утрехта, захваченного королём Людовиком XIV, перевели Монетный двор. Звонкую монету в башне больше не чеканят, зато её с удовольствием принимают в фирменном магазине делфтского фарфора, который устроен в башне.

Рейксмузеум

Наконец, нельзя миновать Музеумплейн. На неё выходит Рейксмузеум, занимающий огромное здание на берегу Синхелграхт (не путайте с просто Синхелом – второй гораздо ближе к центру, Дамрак и площади Дам). Традиционное краснокирпичное здание было построено в конце XIX века, когда стало ясно, что старинный особняк Триппенхюйс физически не может вместить коллекцию. В 1885 году музей был торжественно открыт.


Сейчас главное здание закрыто на реконструкцию. Наиболее выдающиеся произведения представлены во флигеле Филиппса. Наверное это даже к лучшему – взгляд не распыляется на множестве картин, а концентрируется на главном.


В Рейксмузеуме представлено множество интересного, хотя и не всегда относящегося к изящным искусствам. Например, посмертная маска адмирала де Рюйтера.

и его золотая цепь.

Рейксмузеум. Делфтский фарфор

Потрясающие фарфоровые пагоды и, опять же, фарфоровые музыкальные инструменты из Дельфта. Мне они почему то напомнили нашу Гжель, но последняя гораздо грубее.

Рейксмузеум. Рембрандт

Главное в Рейксмузеуме – потрясающая живопись старых голландских мастеров. Прошу прощения за качество, снимал старомодной “мыльницей” без вспышки. В первую очередь это и ещё раз Рембрандт: Автопортрет.

“Еврейская невеста”. На этом полотне, как и на находящейся в Москве картине , краски искрятся подобно золоту и драгоценным камням.


Наконец, в отдельном затемнённом зале представлен легендарный “Ночной дозор”, групповой портрет членов Гражданской гвардии Амстердама.

Хальс и Вермеер

Есть здесь и полотна Франса Хальса, хотя лучшие его работы находятся в Хаарлеме. Это “Молодая пара” художника.


Настоящим откровением для нас стали работы Яна Вермеера из Дельфта. В России его картин нет, совсем. Это знаменитая “Служанка с кувшином молока”.

Амстердам. Музей Ван Гога

Через дорогу от Рейксмузеума находится ещё одно место притяжения любителей изящных искусств – музей Винсента Ван-Гога. В Москве есть этого великого художника, непризнанного при жизни и возвеличенного после смерти. Но что такое 6 полотен против 3 этажей, полных произведений мастера! В музее представлено 200 полотен и около 500 рисунков художника, также в нём хранятся 800 писем Винсента Ван-Гога. Здесь же – коллекции, собранные самим Винсентом Ван Гогом и его братом Тео, включающие 570 японских гравюр, около 1500 журнальных иллюстраций и картины художников, с которыми Ван Гог был знаком: Анри Тулуз-Лотрека, Поля Гогена и Жоржа Сера. Снимать в Музее Ван-Гога строго запрещено, поэтому приведу репродукцию, стащенную из сети. Это одна из последних его работ – написанных незадолго до гибели художника – “Вороны над пшеничным полем”.


В музей Ван Гога довольно сложно попасть. В конце августа очередь была минимум на час, если не больше. Начало очереди находится за коричневым домом слева.

Амстердам. Museum card

Нам помогла Museum card . Это годовая карта, которая даёт право на посещение практически всех(!) музеев в Нидерландах бесплатно и без очереди. Исключение составляет Дом Рембрандта, но и там по карте предоставляется скидка. Если обладатели прочих карт, включая I Amsterdam, должны были ждать, то мы с полным на то правом прошли в свободный проход №5.

Стоимость музейной карты немаленькая – 50 Е на человека. Но входной билет в любую церковь Амстердама стоит 5Е, посещение Королевского дворца – 10Е, Рейксмузеума – 14Е, а Музея Ван Гога -15Е, так что музейную карту мы окупили ещё в Амстердаме, а в других городах Нидерландов ходили в музеи бесплатно.
Кому то больше подойдёт карта I Amsterdam , включающая бесплатную прогулку на катере и посещение пивоварни Хайнекен, но мы остановились на Museum Card. Своеобразное написание этой фразы стало одним из символов города каналов.

Амстердам. Огранка алмазов

Для олигархов и приближённых к ним можно ещё посоветовать алмазную фабрику “Костер Даймондс”, находящуюся на той же Музеумплейн. Там Вы сможете увидеть процесс огранки алмазов и приобрести бриллианты. Амстердам и Антверпен спорят о том, который из них является важнейшим центром по огранке алмазов. Изначально центром огранки алмазов был Антверпен. Но во время религиозных войн против Испанской короны протестанты подверглись жестоким гонениям. Огранщики алмазов бежали из Антверпена в Амстердам. До середины XIX века столица Нидерландов была всего лишь одним из центров огранки алмазов. Но в 1867 году в Трансваале были найдены знаменитые южноафриканские алмазы. Амстердам стал единственным центром их обработки. Именно здесь распилили на 105 частей и огранили крупнейший в мире алмаз, найденный человеком. Он назывался “Кюллинан” и весил 3106(!) карат. Такая же участь постигла самый знаменитый бриллиант “Звезда Южной Африки”, который весил 530,2 карата и принадлежал Английской Короне.


Наконец по Амстердаму очень приятно просто бесцельно гулять, глядя на странные наклонные фасады старинных домов…


вековые деревья над сонной водой каналов…



плавучие дома и жилые баржи, которых в Амстердаме около 2000…

Система каналов с высоты птичьего полёта

Канал в Амстердаме

Сотни километров каналов, более 1500 мостов и около 90 островов позволили Амстердаму получить титул «Северная Венеция». В городе имеется четыре основных канала: Сингел, Херенграхт, Кейзерсграхт и Принсенграхт. Сингел существовал с 1428 года как ров, проходивший по западной границе города, остальные три были прорыты в XVII веке , который называют золотым веком Нидерландов . Затем на них были сооружены жилые дома и многоэтажные склады. Эти каналы образуют четыре концентрических полукольца, опоясывающих город. Система амстердамских каналов причислена к памятникам Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Главные каналы

Сингел

Изначально в 1428-1450 годах Сингел (нидерл. Singel ) был выкопан как городской ров, и некоторое время носил название Стейдеграхт (нидерл. Stedegracht - Городской канал). В процессе роста города, особенно при расширении строительства в 1585 году, Сингел стал одним из его внутренних каналов. В XVII веке канал называли Конингсграхтом (нидерл. Koningsgracht - Королевский канал) в честь французского короля Генриха IV . Канал начинается в бухте Амстердама рядом с Центральным вокзалом и впадает в реку Амстел около площади Мюнтплейн. Он является одним из нескольких главных кольцевых опоясывающих каналов города. Канал Сингел не следует путать с каналом Сингелграхт (нидерл. Singelgracht ), который стал внешней границей города только в XVII веке.

Херенграхт

Херенграхт назван в честь господ-регентов, правивших Амстердамом. На его набережных расположены двух- и трёхэтажные особняки с внутренними дворами, а его фешенебельная часть имеет прозвище «Золотая излучина» (нидерл. Gouden Bocht ).

Кейзерсграхт

Принсенграхт

Принсенграхт (нидерл. Prinsengracht ) - Принцев канал) - самый длинный из всех каналов Амстердама. Назван в честь принца Оранского Вильгельма I . Мосты через этот канал не соединяются напрямую с улицами в районе Иордан.

Ссылки

Каналы Амстердама (видео)

Амстердам - город каналов, и не зря его называют Северной Венецией. Первое, что должен сделать турист, прибывший в этот яркий и колоритный город, - отправиться на в ходе которой можно намного лучше узнать Амстердам.

Каналы в этом городе являются четко спланированной паутинкой. Они пересекают друг друга, расходятся, а потом снова встречаются. Общая их протяженность составляет несколько сотен километров. Водоемы делят Амстердам на 90 островов, и здесь почти полторы тысячи мостов. И, что еще немаловажно, все каналы города находятся под защитой ЮНЕСКО.

Немного об Амстердаме

Сразу можно заметить, что этот город не такой, как остальные. Он особенный, со своей изюминкой, уловить которую практические невозможно. Завораживающая архитектура, узкие улочки, разрезанные каналами, великолепная природа, тюльпаны и ветряные мельницы - это все Нидерланды (Амстердам).

Располагается город на берегу реки Амстел. Его история начинается в 1276 году, когда на этом месте построили плотину, а потом образовали крохотную рыбацкую деревню. Постепенно развиваясь, она стала тем, что можно видеть сегодня - колоритным Амстердамом. Собственно, название и переводится как «дамба на реке Амстел». Сегодня здесь очень много различных достопримечательностей и необычных музеев. А прогулка по каналам Амстердама - лучшая возможность изучить город и его стиль, потому что водные артерии довольно узкие, благодаря чему создается впечатление неспешной прогулки по бульвару.

Сколько всего в городе каналов?

На сегодняшний день насчитывается уже более 165 каналов. Все они берут свое начало от реки Амстел, протекающей через центральную часть города. Началось создание водной «паутинки» с Плана трех каналов, представленного в 1658 году архитектором Хендриком ван Кейсером. Все водоемы являются искусственно созданными.

Главными остаются только 4 водные артерии:

  • Принсенграхт.
  • Сингел.
  • Кейзерсграхт.
  • Херенграхт.

Появлялись они по мере того, как развивался Амстердам. Каналы Принсенграхт, Кейзерсграхт и Херенграхт вырыли в 1612-1613 годах. Изначально они доходили только до Лейдсеграхта, и лишь спустя почти 50 лет их путь был продлен до реки Амстел, и даже дальше. Имеющие дугообразную форму, вместе они огибают центральную часть города, образуя Золотую излучину. Такое название было дано потому, что на берегах выстроены старинные особняки.

Но самый первый канал появился еще в 1452 году. Это был Сингел. Его создали в качестве городского рва, а когда Амстердам начал развиваться, превратили во внутренний канал. Он начинается около главного вокзала и впадает в реку у площади Мюнтплейн.

Самым длинным считается Принсенграхт, который был назван в честь принца Оранского Вильгельма. Императорский канал, или Кейзерсграхт, получил свое имя от императора Святой Римской империи - Максимилиана. Последний, Херенграхт, открыт в честь тех, кто управлял городом и развивал Амстердам. Каналы, как можно судить благодаря полученной информации, для голландцев немножко больше, чем просто водная артерия.

Стоит обратить внимание на Грахтенгордель - один из самых популярных районов Амстердама, чье название переводится как «Кольцо каналов». В 2011 году в его честь был открыт музей Het Grachtenhuis, в котором гостям рассказывают интересные факты и события, историю возникновения каналов и многое другое, а также показывают мультимедийный материал и экспонаты. В общем, этот музей еще более подробно поведает о главной особенности города.

Амстердамские мосты как произведения искусства

Говоря про Амстердам, каналы и архитектурные особенности города, нельзя не упомянуть мосты. Они дополняют непревзойденный образ, который создают старинные здания, мощеные улочки и очаровательные фонари. В городе есть современные стальные сооружения, самым ярким из которых является Питон. Он не только украшает Амстердам, а еще и входит в десятку самых удивительных мостов в мире. Это массивное сооружение из стали окрашено в красный цвет, за счет чего его видно издалека. А название такое мост получил благодаря своей извивающейся форме.

Есть в Амстердаме и старинные мосты, построенные из дерева или камня. Например, Блаубюрг существует с 1883 года, а до этого времени на его месте был деревянный предшественник. Также красивым можно назвать Синий мост, хотя он кардинально изменился. Но еще в XVII веке он был деревянным и окрашенным в синий цвет.

Лодочка, плыви! Как попасть на экскурсию?

Пассажирские суда - самый популярный транспорт в Амстердаме. Это такой своеобразный аттракцион, который не пропустит ни один турист. И правильно сделает, потому что водная прогулка подарит массу приятных впечатлений и красочных воспоминаний. Можно выбрать трамвайчик или даже лодку с Все каналы используются исключительно в качестве экскурсионного маршрута, а строго ограничена. Они передвигаются очень медленно, но нельзя сказать, что это минус, ведь так удастся лучше рассмотреть все вокруг и сделать снимки на память.

Экскурсию можно заказать практически в любой точке города, где есть канал. Стоимость начинается с 10 евро и может быть значительно выше - цена зависит от выбранного маршрута. Туристам предлагают аудиогида, который говорит на большинстве иностранных языков. Кроме этого, можно купить билет на пассажирские суда, следующие по нескольким маршрутам. Они останавливаются около музеев, магазинов и достопримечательностей.

Что можно увидеть в круизе по каналам?

Если выбрать последний вариант, то есть купить билет на катер, следующий по нескольким маршрутам, можно не только наслаждаться плаванием, но и периодически заходить в интересующие музеи, магазины, фотографироваться рядом с достопримечательностями. Самая простая водная прогулка также подарит массу впечатлений. Нидерланды (Амстердам) во всей красе представят уникальные мосты, мощеные улочки и, конечно же, природу. Пытаясь дотянуться до лодки, будут склонять свои головы деревья, а так как судна движутся медленно, можно сделать много красочных фотографий на фоне яркой зелени.

Стоит хорошенько рассмотреть здания, ведь они такие необычные - узкие и высокие, и уже давно ставшие отличительной особенностью Амстердама. Кстати, они такие потому, что раньше земля стоила очень дорого, люди покупали маленькие участки и строили жилье высокое, но вплотную к другим домам. Если воспользоваться услугами персонального гида, он расскажет много интересного о стране и городе.

В любое время года можно отправиться в Амстердам. Каналы, дома, мосты и улочки меняют свое «одеяние» в зависимости от погоды, так что город прекрасен летом, осенью, зимой и весной. Помимо водной прогулки, которая обязательна, отдыхающие здесь люди советуют:

  • Купить семена тюльпанов.
  • Примерить и приобрести кломпы - традиционные деревянные башмаки.
  • Попробовать сыр и женевер.
  • Насладиться вкусом выпечки и кофе.
  • Попробовать главное блюдо - малосольную селедку.
  • Быть осторожнее с распространенными здесь курительными смесями и пирожками с гашишем или грибами.

Амстердам - сколько много эмоций прячется за одним словом! Никакой другой город не похож на него. Посетить Амстердам - значит, сделать самый лучший подарок в жизни для себя. И ни в коем случае нельзя отказываться от водных прогулок и фотографий. Они подарят самые яркие впечатления!

Главной особенностью Амстердама являются городские каналы. За их наличие столица Нидерландов получила титул "Северная Венеция" - и совершенно заслуженно!

На данный момент, по разным оценкам, здесь насчитывается от 150 до 170 каналов, общей длиной 75 км, через которые перекинуто более 1500 мостов, образуя около 90 островов. По совокупности этих показателей, Амстердам даже обгоняет Венецию! С чем же связано появление каналов в этом городе?

История каналов Амстердама

Амстердам и его окрестности располагаются в низине, на болотистой местности, которая изначально была подвержена постоянным подтоплениям. Среди десятков современных каналов, в Амстердаме имеется один естественный водоем - река Амстел. Практически все каналы берут свое начало именно от нее.

С ней же по сути и связано образование города: в 13 веке на Амстеле была сооружена дамба, на которая образовалась площадь Дам . Вскоре вокруг площади началась застройка города. Довольно быстро небольшая рыбацкая деревушка превратилась в крупный, по тем временам, и важный торговый город.

Первый концентрический канал Singel был создан в оборонительных целях, а освободившийся грунт использовался для засыпи гаваней, которые очень быстро застраивались. Территория города продолжала очень быстро расширяться и в 17 веке, который историки именуют "золотым веком" Голландии, появился проект, который получил название "План трех каналов". Было построено еще три концентрических канала: Herengrach, Keizersgracht и Prinsegracht, от которых отходило еще несколько поперечных каналов.

Взглянем на карту. В глаза моментально бросается 4 крупных канала, которые словно паутина полностью окружают центр города. Это и есть Singel и три выше упомянутых канала. Территория этих четырех каналов именуется кварталом Грахтенгордель, что в переводе, как ни странно, означает "Кольцо каналов". Это самая колоритная и красивая часть города. В 2010 году ЮНЕСКО включила ее в список объектов Всемирного наследия.

Строительство каналов в Амстердаме продолжалось и в 20 веке.

Абсолютно все здания в центре города построены на многометровых сваях, которые утопают в болотистом грунте.

Удивительно, как на территории абсолютно непригодной для строительства, образовался огромный город, население которого нынче составляет более 800 тысяч человек! Предпринятая более 700 лет назад попытка обустроить жизнь на болоте, привела к образованию одного из красивейших городов в мире. Каналы безусловно являются визитной карточкой Амстердама и вносят решающий вклад в неповторимый облик города.

Прогулка по каналам Амстердама

Неудивительно, что самым популярным развлечением у туристов являются экскурсии по каналам города. Вне зависимости от того, на сколько вы приезжаете в Амстердам, обязательно запланируйте прогулку по каналам.

Самым популярным для этого местом является причал на улице Damrak (отмечен на карте) перед Центральным вокзалом.

Хотя по всему городу располагается множество причалов, где предлагаются водные прогулки. Классическим вариантом является прогулка на большом катере с прозрачной крышей. Она будет стоить 16 евро . На катере есть аудиогиды на нескольких языках.

Крыша это конечно неплохо, особенно, когда внезапно начнется дождь. Вот только сидеть за изгородью может понравиться далеко не всем: хочется быть как можно ближе к воде и иметь хороший обзор. В таком случае подойдут небольшие открытые катера, расчитанные на 10-12 человек. Капитан катера выступит в роль гида. Такой вариант обойдется в 19-20 евро.

Компаний, организующих экскурсии по каналам, в Амстердаме огромное множество: Blue boat, Canal cruise Lovers, Stromma и другие. Все они имеют одинаковый ценник, схожий перечень предложений и высокий уровень обслуживания. Рекомендуем не морочить себе голову и останавливаться на первом понравившемся варианте. Помимо классических экскурсий, есть также и другие интересные варианты, например, вечерняя прогулка по каналам с ужином, прогулка по каналам + посещение какого-либо музея и т.д.

Экскурсия по каналам на Hop on Hop off boat

Еще одним вариантом прогулки по каналам являются катера Hop on Hop off boat.

Если Вы когда-нибудь бывали в других европейских столицах, то, возможно, в курсе, что по многим из них курсируют специальные туристические автобусы, приобретая билет на которые, вы в течение дня в любой момент можете сесть на них, проехать до любой интересующей Вас достопримечательности, выйти, погулять, а затем вновь сесть и поехать. Билет в этом случае приобретается на весь день, и количество пересадок будет неограничено. Так вот, в Амстердаме по такой же системе по каналам курсируют паромы. По всему городу, около самых популярных музеев и достопримечательностей располагаются остановки этих паромов. Вы в любой момент можете сесть на катер, сойти с него и потом опять сесть. Всего по городу имеется два маршрута hop on hop off boat (зеленый и голубой). Подробнее с ними вы можете

Прогулки по каналам Амстердама ─ самое популярное развлечение для туристов. Ежегодно миллионы отдыхающих принимают участие в экскурсиях на речных трамвайчиках , лодках со стеклянным куполом, специальном водном такси. Общая протяженность каналов столицы Нидерландов внушительная ─ 100 км, но для судоходства их не используют. Высокая волна размывает берег, поэтому ограничение скорости позволяет передвигаться здесь только прогулочным катерам.

В Амстердаме насчитывают 165 каналов и 1500 мостов, которые недавно отметили свой 400-летний юбилей. Схема каналов выглядит в виде концентрических полуокружностей с радиальными каналами ─ что-то вроде половины велосипедного колеса со спицами. Свежую воду каналы «Северной Венеции» получают с помощью шлюзов. Экскурсии здесь проводятся на многих языках.

Экскурсии по каналам Амстердама

Цена билета для разовой прогулки по каналам ─ от €10. Предоставляются аудиогиды (в том числе на русском). В можно выбрать катер:

Если времени достаточно, можно выбрать другой вариант прогулки с приобретением билетов на hop-on-hop-off Boat (). У таких катеров несколько маршрутов с остановками у музеев, магазинов и достопримечательностей. Вы выходите на любой остановке, а потом продолжаете путешествие по этому же билету, так как число поездок по нему не ограничено. Очерь удобный вариант для тех, кто в Амстердаме всего на пару дней, а посмотреть хочется многое.

Еще один вариант - ужин на прогулочном кораблике. Супы, сыры, дессерты, традиционнай голландская кухня - это всё в меню, а стенами ресторана служит сам Амстердам. Насладитесь не только прогулкой по городу, но еще и хорошей кухней, резервируйте столики по этой ссылке .

Посмотреть различные варианты прогулок по каналам можно .

Каналы Амстердама ─ символ страны

В XV – XVI веках столице угрожало перенаселение, поэтому границы города решили расширить, выкопав ров Singel ─ первый опоясывающий канал города. По берегам купцы строили дома, причалы и верфи для ремонта судов. По дороге из Амстердама в Харлем строили новый ров Brouwers-gracht ─ канал Пивоварен. Первая очередь Больших каналов (северная часть) появилась в XVII веке.

Северные каналы

В 1609 году обычный плотник Хендрик Стэтс предложил идею, по которой площадь под застройку можно было увеличить в 3 раза. Если вырыть 3 параллельных канала вокруг Амстердама, то из выбранного грунта можно сделать насыпи для строительства зданий, складов, причалов. На полвека столица превратилась в сплошную строительную площадку. Стройка перемещалась на юг, и к концу строительства город трудно было узнать благодаря сооружению 3-х каналов:

  • Herengrach (Херенграхт) – Господского.
  • Keizersgracht (Кайзерстрахт) – Императорского.
  • Prinsengracht (Принсенграхт) – канала Принцев.

Вдоль сетки каналов красовались богатые дома, прекрасно сохранившиеся до наших дней. Кроме роскошного декора фронтонов и дверных проемов, каждый дом имеет свою историю.

Южные каналы

Южная цепь каналов протянулась от улицы Roudhuisstraat до Амстела. Сооружались они в 2 этапа: первая часть ─ до Leidsestraat, а в 1660 году юго-западнее Амстела продолжились работы над вторым участком Гирлянды. Участки были доступны только богачам, поэтому особняки возводились просторные и роскошные. Район получил название Gouden Bocht ─ Золотая излучина

В XIX веке тишину кварталов нарушило строительство новых коммуникаций, протянувшихся от центра к Музейному кварталу и Вонделпарку. Это самая современная территория с антикварными магазинами, театрами, музеями, храмами и Университетом, отелями и борделями. Ночную жизнь города, когда водные артерии подсвечиваются тысячами оранжевых огней, можно наблюдать на площадях Rembrandtplein и Leidseplein.

Приближаясь к Амстелу, можно заметить изменение характера каналов. Появляются красивые мосты, жилые плавучие дома и прекрасные виды.

Жилые лодки в Амстердаме

Многим горожанам после II Мировой войны не хватало жилья, поэтому они поселялись в лодках и баржах у берегов каналов. Сегодня таких плавучих домов ─ деревянных, железных, бетонных woonboot ─ около 2500 лодок. Отличить легальное, зарегистрированное плавучее жилье, от нелегального можно по наличию коммуникаций и закрепленного места. Есть жилые лодки, переоборудованные из грузового корабля. Несмотря на надстройки, смотрятся старинные корабли очаровательно.

Из более современных вариантов строительства плавучих домов можно отметить дебаркадер метровой высоты, на котором возводится деревянный домик. Уплыть такой катер вряд ли сможет из-за соседних мостов. Стоимость проживания в таких лодках не дешевле, чем в обычных домах, ведь они требуют периодического ремонта в доках, плюс ежегодная страховка, налог на собственность, плата за электричество, водопровод, канализацию, телефон и кабельное телевидение.

В одном из таких необычных домов вполне можно .

Круиз по каналам и историческому центру города ─ туристический долг гостей нидерландской метрополии. В 2010 году каналы Амстердама вошли в список объектов Всемирного наследия Юнеско. Вместе с мельницами, деревянными башмаками и они стали визиткой города, придающей ему шарм и уникальность. Так что не упустите шанс прокатиться .

Приятного путешествия!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook