Знакомство с AutoCAD. Основные термины и понятия. Геометрические элементы и работа с ними. Главные геометрические объекты программного средства AutoCAD Чем характеризуются сложные геометрические объекты автокад

Любой, даже самый сложный, чертеж состоит из совокупности элементарных объектов, которые можно создать при помощи одной команды. К ни принадлежат отрезки, окружности, дуги и другие графические объекты. В системе AutoCAD такие объекты называются графическими примитивами. Для размещения объекта в окне чертежа вызывается соответствующая команда, задаются координаты точек и необходимые параметры. В данном уроке мы рассмотрим команды, предназначенные для создания графических примитивов.

Точка (Point)

Способы ввода команды:

Ввести команду одним из приведенных способов.

Точка в окне чертежа задается координатами, которые вводятся с клавиатуры или фиксируются нажатием ЛКМ на рабочем поле в ответ на запрос системы

Current point modes: PDMODE=0 PDSIZE=0.0000

Specify a point:

Для точки можно задать размер и форму. Размер задается в абсолютных единицах или относительно размера экрана.

Тип и размер точки можно выбрать в диалоговом окне . Вызывается окно командой Format>Point Style .

Отрезок (Line)

Способы ввода команды:

Для того что бы построить отрезок, необходимо указать координаты двух точек – начальной и конечной. Командой строиться одинарный отрезок или последовательность отрезков. При построении последовательности отрезков конечная точка предыдущего отрезка является начальной для следующего.

  1. На запрос системы Specify first point:
  2. На запрос системы ввести координаты начальной точки.
  3. На запрос системы Specify next point or :
  • завершить выполнение команды нажав клавишу Enter ;
  1. На запрос системы Specify next point or : выполнить одно из следующих действий:
  • ввести координаты конечной точки следующего отрезка;
  • завершить выполнение команды одним из следующих способов:
  1. нажав клавишу Enter ;
  2. ввести опцию Close с клавиатуры. При этом построен отрезок, который соединяет последнюю точку с начальной точкой первого отрезка. Таким образом, построится замкнутый контур;
  3. если вы не завершили выполнение команды, то пятый шаг повторяется необходимое количество раз.

Окружность (Circle)

Способы ввода команды:

  • Вызов из меню: Draw>Circle
  • Кнопка на панели инструментов

Окружность можно построить такими способами:

  1. Указать центр окружности и размер радиуса или диаметра.
  2. Указать координаты трех точек, которые лежат на окружности и не лежат на одной прямой.
  3. Указать координаты двух точек, которые являются концами диаметра.
  4. Построить окружность, которая касается двух ранее построенных объектов в указанных точках.

Для построения необходимо выполнить следующую последовательность:

  • Введите команду одним из выше перечисленных методов
  • На запрос системы circle Specify center point for circle or : выбрать один из способов построения окружности.

1 способ

  • Ввести координаты центра окружности.
  • На запрос системы Specify radius of circle or : ввести значения радиуса или опцию D.
  • Если ввели опцию D, появится запрос Specify diameter of circle , на которой необходимо ввести значение диаметра.

Стоит отметить что на запрос системы указать радиус или диаметр, можно указывать не соответствующее значение, а координаты точки. После чего программа самостоятельно вычислит радиус или диаметр от данной точки к центру окружности.

2 способ

  • Ввести опцию 3P, которая соответствует выбору способа построения окружности по трем точкам.
  • Далее по очереди ввести или указать координаты трех точек.

3 способ

  • Ввести опцию 2Р, которая соответствует выбору способа построения по конечным точкам диаметра.
  • Ввести или указать координаты двух точек.

4 способ

  • Ввести опцию Ttr. В этом случае окружность соприкасается в двух точках с объектами, построенными ранее.
  • Указать или ввести координаты двух точек
  • Ввести радиус окружности или нажать клавишу Enter . В этом случае радиус будет вычислен автоматически.

Дуга (Arc)

Способы ввода команды:

  • Набрать с клавиатуры команды: Arc
  • Вызов из меню: Draw>Arc
  • Кнопка на панели инструментов

Дуга строится одиннадцатью способами, которые отличаются выбором и комбинацией трех параметров:

Начало (Start) – начальная точка;

Центр (Center) – центр дуги;

Конец (End) – конечная точка;

Угол (Angle) – центральный угол;

Длинна (Chord Length) – длинна хорды;

Направление (Direction) – направление касательной (указывается одной точкой и совпадает с вектором, проведенным в эту точку из начальной точки);

Радиус (Radius) – радиус дуги;

3 Точки (3 Points) – по трем точкам лежащим на дуге;

Продолжить (Continue) – построение дуги как продолжение предыдущей линии или дуги. Начальной точкой и начальным направлением соответственно будут конечная точка и конечное направление предыдущей дуги или отрезка.

Конструкционная линия (Xline)

Способы ввода команды:

Конструкционная линия является лучом направленным в обе стороны от заданной точки.

Для построения необходимо выполнить следующую последовательность:

  • Ввести команду одним из выше перечисленных способов.
  • На запрос системы Command: _xline Specify a point or : выбрать один из способов построения:

1 способ

  • Ввести координаты первой точки.
  • Ввести координаты второй точки.
  • На запрос системы Specify trough point: ввести координаты точек для построения нескольких конструкционных линий, для которых начальная точка будет общей, или завершить выполнение команды нажатием клавиши ESC или ENTER .

2 способ

  • Ввести параметр Hor или Ver, который позволяет построить конструкционную линию параллельно оси Х или Y.
  • На запрос системы Specify trough point: ввести координаты точки. Продолжая указывать координаты точек на запрос Specify trough point: , можно построить несколько параллельных линий.

3 способ

  • Ввести параметр Ang , который позволяет построить конструкционную линию под определённым углом к оси Х или относительно указанной прямой.
  • На запрос системы Enter angle of xline (0) or :
  1. Ввести значение угла в градусах, что бы построить прямую под углом к оси Х и на запрос системы Specify through point: ввести координаты точки, через которую пройдет конструкционная линия.
  2. Ввести параметр R , что бы построить прямую под углом к другой прямой и на запрос Select a line object: указать курсором прямолинейный объект. Далее последует запрос на указание угла (Enter angle of xline <0>: ) и точки (Specify through point: ), через которую пройдет линия.

4 способ

  • Ввести параметр Bisect , который позволяет строить биссектрису угла.
  • Последовательно указать точку вершины угла и стороны в ответ на запрос системы.

5 способ

  • Ввести параметр Offset , который позволяет построить конструкционную линию параллельную указанной линии.
  • Последовательно указать смещение, линию и направление смещения в ответ на запрос системы.

Луч (Ray)

Способы ввода команды:

Луч – линия направленная из точки в бесконечность. Задается двумя точками – начальной и точкой лежащей на луче.

Полилиния (Polyline)

Способы ввода команды:

Полилиния состоит из последовательных соединений линий и дуговых сегментов. Каждый сегмент может иметь определенную ширину. Значение ширины в начальной точке сегмента может отличаться от значения в конечной точке.

При построении полилинии необходимо определить начальную точку в ответ на запрос системы Specify start point: Далее становятся доступными следующие параметры:

Halfwidth – Задает половину ширины сегмента полилинии в начальной и конечной точке.

Width – Задает ширину сегмента полилинии в начальной и конечной точке.

Lenght – создает сегмент полилинии заданной длинны того же направления, что и предыдущий.

Arc – создание дугового сегмента полилинии.

Close – соединяет конечную точку полилинии с начальной, прямолинейным сегментом.

Undo – удаляется последний построенный сегмент.

В режиме построения дуги становятся доступными следующие параметры:

Angle – центральный угол;

Center – центр;

Close – соединяет конечную точку полилинии с ее началом дуговым сегментом;

Direction – направление касательной;

Line – переход в режим построения прямолинейных отрезков;

Radius – радиус дуги;

Second pt – промежуточная точка на дуге;

Полилиния, построенная командой Pline рассматривается в AutoCAD как единый объект. Редактирование полилинии производится командой PEDIT . Командой EXPLODE полилинию можно разбить на отдельные элементы. Подробней о редактировании полилиний будет описано в следующих уроках.

Многоугольник (Polygon)

Способы ввода команды:

Командой строится правильный многоугольник с заданным количеством сторон.

Необходимо задавать способ построения:

  • Многоугольник описывает (Circumscribed ) окружность, для которой задается радиус;

Диалог имеет следующий вид:

<9>:7

:c

  • Многоугольник вписанный (Inscribed ) в окружность, для которой задается радиус;

Диалог имеет следующий вид:

Command:_polygon Enter number of sides <7>:7

Specify center of polygon or :300,300

Enter an option :i

Specify radius of circle: 50

  • Задается длинна стороны (Edge ) и координаты конечных точек этой стороны;

Многоугольник является полилинией, потому для его редактирования можно воспользоваться тема же командами что и для редактирования полилиний.

Прямоугольник (Rectang)

Способы ввода команды:

Что бы построить прямоугольник, необходимо указать координаты двух диагонально противоположенных вершин.

Диалог имеет следующий вид:

Command:_rectang

Specify first corner point or :100,100

Specify other corner point or :300,300

Параметры команды:

Area – построение прямоугольника с заданной площадью;

Dimension – построение прямоугольника заданной длинны и ширины;

Rotation – поворот прямоугольника на заданный угол относительно оси Х;

Кольцо (Donut)

Способы ввода команды:

Кольцо – часть плоскости между внешней и внутренней концентрическими окружностями. Толщина кольца равняется половине разницы диаметров этих окружностей. Кольца – сплошные заполненные объекты.

После ввода команды система выдает запрос на размер внутреннего и внешнего диаметров, а так же запрашивает положение центра кольца.

Диалог имеет следующий вид:

Specify inside diameter of donut <0.5000>:150

Specify outside diameter of donut <1.0000>:250

Specify center of donut or :400,400

Сплайн (Spline)

Способы ввода команды:

Сплайн – это гладкая кривая, которая проходит через заданный набор точек. При построении сплайна учитывается положение точек и направление касательных в начальной и конечной точках.

После ввода команды система выдает запрос на ввод координат точек или введение ключа. Последние два запроса на ввод тангенсов угла наклона касательных в начальной и конечной точках.

Диалог имеет следующий вид:

Command:_spline

Specify first point or:100,200

Specify next point:310,110

:400,250

Specify next point or :520,180

Specify next point or :460,360

Specify next point or :580,310

Specify next point or :

Specify start tangent:10

Specify end tangent:20

Параметры команды:

Object – преобразование сглаженной линии в эквивалентный сплайн.

Close – замыкает кривую соединением последней точки с первой.

Fit Tolerance (Допуск) – задает точность аппроксимации сплайна. При значении 0 (По умолчанию) сплайн проходит точно через заданные точки. Чем выше значение, тем больше сплайн отклоняется от заданных точек и становится более гладким.

Эллипс (Ellipse)

Способы ввода команды:

  • Набрать с клавиатуры команды: Ellipse
  • Вызов из меню: Draw>Ellipse
  • Кнопка на панели инструментов

Эллипс можно построить, указав центр и радиус изометрической окружности или задав начальную и конечную точки одной оси и расстояние от центра эллипса до конца другой оси.

Ключи:

Axis endpoint – конечная точка оси. При выборе данной опции (она установлена по умолчанию) задаются две конечные точки первой оси и точка, которая указывает расстояние от центра эллипса до конца другой оси.

Rotation – эллипс строится как проекция окружности, которая вращается вокруг диаметра, определенного заданными перед этим точками на плоскости чертежа. Диапазон допустимых углов ()…89,4.

Center – центр эллипса. Необходимо так же указать координаты конечной точки оси и расстояние от центра до конечной точки другой оси.

Arc — позволяет построить эллиптическую дугу.

Диалог при использовании ключа Axis endpoint:

Command:_ellipse

Specify axis endpoint of ellipse or :120,200

Specify other endpoint of axis:820,600

Specify distance to other axis or :550,260 имеет вид:

Если выбрать ключ Center , диалог будет таким:

Specify axis endpoint of ellipse or :с

Specify center of ellipse:470,400

Specify endpoint of axis:470,870

Specify distance to other axis or :600,400

Облако (Revision cloud)

Способы ввода команды:

Облако – замкнутая полилиния, предназначенная для выделения приметок и изменений, внесенных в чертеж.

После ввода команды вводится информация с установками по умолчанию (минимальная длинна дуги:15, максимальная длинная дуги: 15;) и выдается запрос на ввод начальной точки.

Command:_revcloud

Minimum arc length:15 Maximum arc length:15

Specify start point or :

Guide crosshairs along cloud path…

После этого запроса пользователь может курсором указать начальную точку, а далее курсором рисовать облаку свободной формы. После замыкания контура команда завершается.

Можно построить не замкнутое облако, нажав на последней точке ПКМ.

Ключи команды:

Arc length – задается длинна дуги;

Object – позволяет придать форму облака графическому примитиву;

Стоит отметить что в последних версиях AutoCAD, уже имеющих систему динамического ввода, пользователю предоставляется возможность выбора дополнительных опций при создании примитива из раскрывающегося списка, вызываемого нажатием ПКМ. Так же система автоматически выдаст окно с запросом ввода обязательных опций, казать параметры которых необходимо для завершения команды.

В данном уроке приведены все двухмерные графические примитивы имеющиеся в системе AutoCAD. О том как работать с примитивами после их построения, а так же как их редактировать, для создания более сложных объектов, будет изложено в .

Системы автоматизированного проектирования - САПР

Работа в AutoCAD
Самоучитель

5.3.5. Изменение свойств объектов с помощью палитры Свойства

Нам осталось модифицировать две внутренние окружности, чтобы привести их диаметры в соответствии с рис. 5.36.

1. Щелкните на внутренней окружности для ее выделения. В центре и в точках квадрантов появятся квадратики, называемые маркерами выделения.

2. Щелкните на кнопке Свойства панели инструментов Standard (эта кнопка находится справа от кнопки Окно Зумировать предыдущий ). В левой части окна AutoCAD появится палитра Свойства , которую можно перетащить за вертикальный заголовок в любое место экрана, как показано на рис. 5.40.

Рис. 5.40 Палитра Свойства позволяет просмотреть и изменить свойства выделенного объекта

3. Как видно из рис. 5.40, в верхней части палитры Свойства имеется раскрывающийся список, в котором отображается тип выделенного объекта (в данном случае – Круг ). Найдите в разделе Геометрия палитры Свойства элемент Радиус и щелкните на его значении, а затем введите 30 (см. рис. 5.36) вместо текущего значения 25.

4. Как только вы нажмете Enter, радиус выделенной окружности на чертеже тут же изменится, в результате чего она станет не самой маленькой, а средней.

5. Нажмите Esc для отмены выделения (в раскрывающемся списке палитры Свойства появится сообщение Нет набора ), а затем щелкните на окружности, которая теперь является самой маленькой.

6. Щелкните на значении элемента Радиус палитры Свойства и введите 32 вместо текущего значения 27. Диаметр выделенной окружности увеличится, в результате чего она снова станет средней, а не внутренней.

7. Щелкните на кнопке закрытия палитры Свойства , чтобы убрать ее с экрана.

8. Восстановите предыдущий масштаб с помощью инструмента Зумировать предыдущий .

Примечание. Палитра Свойства – это удобное средство, которое, как вы только что убедились, позволяет значительно облегчить работу с объектами чертежа. В последующих главах мы будем постоянно использовать эту палитру, поэтому к более подробному ее обсуждению мы еще вернемся.

Растровая- рисунок можно сравнить с мозаикой, когда изобр разбито на небольшие одноцветные части.

Ве́кторная гра́фика - способ представления объектов и изображений вкомпьютерной графике , основанный на использовании элементарных геометрических объектов, таких как точки, линии,сплайны имногоугольники

Векторная графика описывает изображения с использованием прямых и изогнутых линий (векторов), а также параметров, описывающих цвета и расположение.

      Что такое прототип чертежа?

Прототи́п - прообраз, образец, оригинал.

Прототип (шаблон проектирования) - порождающий шаблон проектирования.

      Применение границ чертежа

Формат-лимиты чертежа

Границы чертежа - прямоуг обл пл-тиXOYмировой системыкоординат , задаваемая абсолютными координатами двух точек. Для задания границ исп команда Лимиты.

Для лучшей компоновки листа при печати в опред формате Автокад предлагает на этапе моделирования исп границы чертежа(лимиты)- заданные пользователем размеры области графического поля, покрытой сеткой.

      Задание границ чертежа

Формат-лимиты чертежа

Границы чертежа - прямоуг обл пл-тиXOYмировой системы координат, задаваемая абсолютными координатами двух точек. Для задания границ исп команда Лимиты.

      Типы геометрических объектов.

Простые- точка, отрезок, дуга

Сложные - полилиния, размеры

1.6. Чем характеризуются сложные графические объекты?

2.1. Классификация команд с точки зрения выполняемых функций.

Черчение, редактирование, настройка, работа с видами, работа с блоками, работа в пространстве листа.

2.2Классификация команд с точки зрения диалога с пользователем.

Команда: (Command:) - это область, через которую в основном происходит

диалог пользователя с системой, здесь отображаются вводимые

вами команды и ответы (или вопросы) AutoCAD.

Эту часть будем называть зоной командных строк.

Последняя строка, содержащая приглашение

Команда: (Command:), называется командной строкой.

Технология работы с командами:

­ Использование диалоговых окон

­ Панели инструментов

­ Командная строка

­ Имена команд

­ Ключи (варианты выполнения) команд

­ Повторение команд клавишей Enter

­ Отказ от выполнения команды клавишей Esc

2.3 Определение опции команды.

Опция - подрежим сложной команды.

2.4 Способы выбора опции команды.

По умолчанию, т.е можно сразу давать параметры и команды, работающие с пом диалогового окна.

2.5 Определение стиля.

Стиль - совокупность признаков, характеризующих рассматриваемый объект(Стиль мультилинии)

2.6. Способы задания команды.

1) Взять из меню.

2) С пом инструментов.

3)Набрать с клавиатуры.

4) Из контекстного меню.

2.7 Способы завершения команды.

Аварийный esc

2.8 Отмена рез предыдущей команды.

Команда «отменить»

2.9 Отмена рез шага команды

Отменить, или нажать команду заново(ИМХО) исп при использовании задания параметров для полилинии.

2.10. Повтор последней(и не только команды).

При черчении, как правило, заданные параметры сохранялись для того объекта, кот. снова хотим использовать (полилиния)

3.1 Что такое вид?

Вид- изобр, кот пользователь видит на экране. Оно характеризуется не только геом хар-ками, опред вид, но и дополнительными эл-тами: снимками слоев, визуальным стилем и т.д.

3.2 Типы видовых экранов

Видовой экран (viewport) представляет собой участок графического экрана, где отображается некоторая часть пространства модели рисунка.

Существуют два типа видовых экранов – неперекрывающиеся и перекрывающиеся Неперекрывающиеся видовые экраны располагаются на экране монитора подобно кафельным плиткам на стене. Они полностью заполняют графическую зону и не могут накладываться друг на друга. На плоттер неперекрывающиеся видовые экраны выводятся только поодиночке. Перекрывающиеся видовые экраны подобны прямоугольным окнам, которые располагаются на экране и перемещаются по нему произвольным образом.

3.3 Создание видового экрана.

Чтобы создать видовой экран , нам понадобится соответствующее меню, которое по умолчанию после установкиAutoCAD не выведено на панель. Для включенияменю видовых экранов нажимаем правой кнопкой мыши на любом меню и в появляющемся списке находим пункт«Видовые экраны» . После нажатия на этот пункт у нас появится необходимая нам панель, которую мы можем расположить в удобном нам месте.

3,4 Команда работы с видами.

4.1 Координаты для задания двухмерных точек.

Прямоуг (задаются относит начала координат) :

Прямоуг х,у 25,35

Полярные R

Относительные (точка задается относит последней выделенной точки):

Прямоуг @dx, dy @50.23

Полярные @R

4.2 Применение сетки.

Помогает выравнивать объекты и оценивать рас-я между ними

Отображение границ чертежа

Регенерация изобр

4.3 Применение шаговой привязки.

Настроенный и включенный режим гарантирует точность расст-й при задании точек курсором.

4.4При каких режимах рисования можно задавать точки по напр-ю?

4.5. При каких режимах рисования можно задавать точки курсором?

Полярная и шаговая привязка.

4.6 Режим полярного отслеживания.

Режим, при кот. рядом с курсором отображаются его расстояния от предыдущ точки и угол

4.7 Режим объектного отслеживания.

Позволяет задать точку, отслеживая расстояние и угол от точки, заданной фиксированной объектной привязкой, а не относительно (0,0,0) или предыдущей точки.

4.8 Какие настройки необходимы для режима объектное отслеживание?

Сервис-режимы рисования.

На вкладке отслеживание опред режим отслеживания углов. На вкладке объектная привязка устан объектные привязки, относит кот будет вестись объектное отслеживание.

4.9 Определение объектных привязок.

Объектная привязка- способ задания точек с помощью исп точек имеюзщихся обектов или самих объектов.

4.10 Способы работы с объектными привязками.

Таким образом, активизация объектной привязки может осуществляться двумя способами:

разовые режимы объектной привязки, действующие при указании только текущей (одной) точки;

текущие режимы объектной привязки, действующие постоянно до их отключения.

Режимы объектной привязки выбираются на плавающей панели инструментов

Можно для выбора ключей объектной привязки использовать контекстное меню, которое вызывается щелчком правой кнопкой мыши в любом месте области рисования при нажатой клавише Shift .

В режиме объектной привязки точка помечается маркером; его форма зависит от используемого режима, имя которого появляется возле точки в виде подсказки.

4.11.Объектные привязки (перечень)

То(точка отслеживания), от(смещение), кон(конечная точка), сер(середина), пер (пересечение), каж(кажущееся пересеч), про(продолжение), цен(центр), ква(квадрант), нор(нормаль), пар(параллельно), ивс(точка вставки), узе(узел), бли(ближайшая)

4,12. Как считается угол для полярных координат?

Как в тригонметрии, со знаком + против ч/с

5.1 Способы выбора объекта.

Прицел, рамка, секущая рамка.

5.2.Конец выбора объекта.

5.3 В чем разница при выборе объектов рамкой и секущей рамкой?

5.4 Способы работы с командами редактирования

5.5. Определения рамки.

В AutoCAD существуют рамки для выделения двух типов: обычная рамка и секущая. Обычная рамка выделения представляет собой прямоугольник со сплошными линиями, который растягивается по мере движения мышью и выделяет только те объекты, которые попадают полностью внутрь этой рамки. Для обычной рамки необходимо вести курсор слева направо.

5.6 Определение секущей рамки.

справа налево . В этом случае рамка имеет вид прямоугольника, состоящего из пунктирных линий

5.7 Способы изменения свойств объектов.

5.8 Способы получения чертежа с различными свойствами

5.9 Редактирование объектов с пом ручек.

Редактирование объектов с помощью ручек

Как вы можете видеть, после выбора объекта на нем появляются так называе_

мые ручки . Они имеют вид синих квадратиков, расположенных на его характер_

ных (узловых) точках, при этом очертания объекта становятся пунктирными.

Ручки - это мощнейший инструмент для быстрого редактирования в программе

AutoCAD. Для редактирования объекта с помощью ручек нужно выбрать базовую

точку редактирования . Затем можно выбрать один из режимов ручек.

Управлять видимостью ручек на экране можно при помощи системной перемен_

ной GRIPS (РУЧКИ). По умолчанию ее значение равно 1, означающее активность

ручек. Если же установить значение равным 0, ручки примут положение неактив_

ных. Изменить значение переменной проще всего, набрав ее название в командной

строке и введя нужное значение.

5.10. Редактирование сложных графических объектов.

6.1 Определение слоя.

Элемент рабочей среды, кот всегда именован

6.2 Применение слоев.

Прим для расслоения чертежа с целью управл геом объектами по группам (редактирование, видимость, св объектов и т.д)

6.3 Свойства слоев.

Имя, видимость, заморозка, блокировка, цвет, тип линий, текучесть.

6.4 Как сделать слой текущим?

Выбрать слой из созданного списка и поставить галочку.

6.5 Осн свойства геометрических объектов.

6.6 Из каких частей сост панель свойств?

6.7 Как изменить принадлежность к слою?

7.1 Для каких команд необходимо настроить стиль?

Размеры, мультилиния, текст……(посмотреть во время выполнения лабы)

7.2. Команды черчения

7.3 Значение опции «расположения» команды мультилинии.

Выравнивание опред положения курсора

7.4Команда и опция для создания ПСК

М- сервис-новая ПСК

7.5 Команды редактирования

Перенос, базовая точка, повернуть и т.д.)

7.6. Команды удаления части геом объекта

Обрезать.

8.1 Опред блока

Блок- именованный набор графических объектов, обрабатываемых как единое целое

8.2 Применение блоков.

Позволяет создавать библиотеки стандартных и типовых элементов

Снижает трудоемкость выполнения чертежей за счет многократного применения повторяющихся фрагментов чертежа.

Упрощает модификацию чертежа

Позволяет экономить память

Дает возм при вставке блока изм его параметры

8.3 Свойства блока.

Имя, -набор объектов, -базовую точку,- атрибуты блока

8.4 Определение атрибутов блока

Атрибут- специальный текстовой объект, кот можно сохранить как часть определения блока.

8.5 Свойства атрибутов блока.

8.6 Требования к выбору базовой точки

Базовая точка по умолчанию задается в начале координат.

8.7. Как редактировать блок?

Ред только одно вхождение на чертеже(сначала надо расчленить на исходные объекты. При это блок распад на объекты, из кот он был создан. Расчлененные компоненты сохр коэффициент масштабирования и угол поворота, кот исп при вставке блока)

Ред всех вхождений(блок необх переопределить. 2 способа: 1. разрушить любое из вхождений блока, отредактировать объекты, затем из них создать блок с теми же именами. 2. воспользоваться редактором блоков

Все для МГСУ – www.AllForMGSU.RU

Программный пакет AutoCAD представляет собой систему, позволяющую автоматизировать чертежно-графические работы. AutoCAD – программный комплекс фирмы Autodesk, являющийся системой автоматизированного проектирования (САПР). Основным достоинством AutoCAD является доступность создания на его базе мощных специализированных расчетно-графических пакетов. В системе AutoCAD возможна разработка двумерных чертежей и рисунков, а также поверхностных и объемных (твердотельных) конструкций в различных областях человеческой деятельности (техника, строительство и архитектура и т.п.). В данном методическом пособии будет рассмотрен пакет AutoCAD 2007. Все версии системы AutoCAD связаны между собой единым форматом хранения данных и предназначены для работы в среде операционной системы Microsoft Windows (начиная с операционной системы Microsoft Windows 95). Главным преимуществом системы AutoCAD является возможность последующего формирования электронного архива чертежей. Каждый из созданных таким образом файлов и рисунков легко редактируются, что позволяет быстро получать чертежи–аналоги по чертежам–прототипам. Для облегчения процесса выпуска проектной документации можно разрабатывать «библиотеки стандартных элементов». В качестве стандартных элементов могут выступать как целые файлы, так и их отдельные части. Начиная с AutoCAD 2002, в систему включены специальные средства для контролирования стандартов предприятий, позволяющих управлять слоями, стилями и т.п. Мощным дополнением к этому является возможность использования языков программирования. Система AutoCAD имеет встроенный компилятор языка AUTOLISP, который позволяет пользователю расширить возможности системы, а также средства разработки приложений на языке программирования С. Программный пакет AutoCAD 2007 позволяет работать одновременно с несколькими чертежами, имеет мощные средства визуализации создаваемых трехмерных объектов и расширенные возможности адаптации системы к требованиям пользователя, обеспечивая связь графических объектов с внешними базами данных, позволяет просматривать и копировать компоненты чертежа без открытия его файла, редактировать внешние ссылки и блоки, находящиеся во внешних файлах, и многое другое. Требования к компьютеру различны в зависимости от версии программного обеспечения. Для каждой более поздней версии AutoCAD требования к компьютеру ужесточаются. Так, для AutoCAD 2000 необходим процессор не хуже Pentium 133 Mhz, рекомендуемый объем памяти – 64 Mb (минимальный – 32 Mb), жесткий диск – не менее 130 Mb свободного пространства, 50 Mb свободного дискового пространства в системном каталоге, не менее 64 Mb в файле подкачки. Сама система проектирования занимает порядка 150 – 190 Mb (в зависимости от варианта установки). Необходимо наличие мыши, монитор SVGA с разрешением не хуже 800x600. Для AutoCAD 2007 же необходим компьютер не ниже Pentium III 800 Mhz (лучше Pentium IV), объемом памяти не менее 256 Mb (лучше 512 Mb), жестким диском не менее 2 Gb. В качестве рекомендуемых операционных систем фигурируют Microsoft Windows 2000 (SP4) и Microsoft Windows XP (SP2).



Инструментам ручного черчения в автоматизированной среде соответствуют графические примитивы (точка, отрезок, окружность и др.), команды их редактирования (стирание, перенос, копирование и т.п.), команды установки свойств примитива (задание толщины, типа и цвета графических объектов). Для выбора листа нужного формата и масштаба чертежа в системе есть соответствующие команды настройки. Для нанесения размера необходимо лишь задать место его расположения на чертеже. Размерная и выносная линия, а также стрелки и надписи выполняются автоматически.

Команды AutoCAD позволяют увеличивать изображение чертежа на экране или уменьшать его при необходимости, а также перемещать границы видимой на экране части чертежа без изменения масштаба изображения.

Система предоставляет возможность объединять графические объекты в единый блок, который хранится под определенным именем и при необходимости вставляется в любой чертеж. Возможно создавать изображения отдельных элементов чертежа или отдельных деталей сборки на различных слоях. Это позволяет контролировать совместимость деталей при компоновке. Включая или выключая слои, можно вводить или выводить детали из общей компоновки, создавая тем самым удобство в подборе различных вариантов конструкции изделия. Слои полезно использовать даже в простых чертежах, размещая на каждом отдельном слое заготовку чертежа, обводку, размеры, надписи, осевые линии, для последующей возможности быстрого выбора группы объектов и их редактирования.



Помимо создания двумерных чертежей, система AutoCAD позволяет моделировать трехмерные объекты и придавать трехмерным чертежам фотографическую реальность.

Основные термины. Команды AutoCAD формируются в процессе обращения к меню и панелям инструментов и представляют собой некоторую последовательность подкоманд, которые выбираются в каждом очередном подменю. Вызов команд и ввод графических элементов осуществляется при помощи мыши или клавиатуры.

Термины, применяемые при описании мыши в AutoCAD:

· курсор – указатель мыши на экране (вид курсора может меняться, принимая форму или перекрестия, или маленького квадрата (прицела), или стрелки, или кисти руки);

· прицел – маленький квадрат, используемый при выборе объектов в графической зоне;

· указать – подвести курсор к графическому объекту и щелкнуть левой кнопкой мыши;

· выбрать – подвести курсор, имеющий форму стрелки, и щелкнуть на пункте меню, пиктограмме панели инструментов или элементе управления диалогового окна;

· щелкнуть – нажать и быстро отпустить кнопку мыши (обычно левую);

· дважды щелкнуть – быстро выполнить два щелчка;

· протянуть – переместить курсор, за которым будет следовать графический объект;

· щелкнуть и протянуть – нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместить курсор, за которым по экрану будет перемещаться выбранный объект.

Вход в среду AutoCAD. Запуск AutoCAD в операционной среде Microsoft Windows осуществляется, например, командой Start → All Programs → AutoCAD → AutoCAD 2007 (Пуск → Программы → AutoCAD → AutoCAD 2007) .

После загрузки на экране появится диалоговое окно . В строке главного меню отображены 2 типа Workspace (Рабочее пространство) :

· 3D Modeling (новый тип пространства, оптимизированный для 3D моделирования);

· AutoCAD Classic (классическое рабочее место).

После выбора типа рабочего пространства перед пользователем появится графический интерфейс пользователя (Graphical User Interface – GUI ) (рис. 2.1):

Рис. 2.1. Графический интерфейс пользователя системы AutoCAD 2007

Графический интерфейс. На экране можно выделить четыре функциональные зоны:

· Рабочая графическая зона – большая область в середине экрана, где выполняется чертеж. В левом нижнем углу зоны находится пиктограмма пользовательской системы координат. Направления стрелок совпадают с положительным направлением осей.

· Системное меню и панели инструментов. В самом верху экрана находится строка заголовка с именем файла (по умолчанию Drawing1 ). Сразу под ней располагается строка системного меню AutoCAD. Ниже размещаются две строки, занятые панелями инструментов. Слева от рабочей зоны расположены «плавающие панели» инструментов Draw (Рисование) и Modify (Изменение). Их можно перемещать в любое место экрана. Другие панели вызываются по мере необходимости.

· Командная строка. Под рабочей графической зоной находится командная строка. Любую команду AutoCAD можно запустить, набрав ее имя в командной строке. Если команда запущена посредством пиктограммы панели инструментов или пункта меню, то в командной строке также отображается реакция системы на соответствующую команду. Кроме того, все, что вводится с клавиатуры, немедленно появляется в командной строке. Любая команда инициируется только после завершения предыдущей. В командной строке при этом должно быть приглашение на ввод команды Command (Команда) . Отменить любое действие можно нажатием на клавиатуре клавиши Esc .

· Строка состояния. В строке состояния отображаются координаты перекрестия, изменяющиеся по мере перемещения перекрестия с помощью мыши.

1. Щелкнуть на File (Файл) в верхней строке стандартной панели инструментов, затем выбрать из списка Save as (Сохранение как) . На экране появится диалоговое окно Save Drawing As с перечнем всех папок, имеющихся на выбранном диске.

2. В верхней строке окна Save in: (Папка:) необходимо установить имя созданной папки. Для этого из всех перечисленных следует выбрать нужную папку и дважды щелкнуть на ней.

3. В поле File Name (Имя файла) следует ввести имя чертежа, например Чертеж1 , и нажать Enter или щелкнуть на кнопке Save (Сохранение) .

Выход из системы. Для выхода из системы можно использовать одно из следующих действий:

· щелкнуть мышью на кнопку Close (Закрыть) – крестик в правом верхнем углу экрана;

· набрать в командной строке слово Quit и нажать Enter ;

· выбрать в меню File → Exit (Файл → Выход) .

Если информация в чертеже не была сохранена, то AutoCAD предложит ее сохранить. Можно принять это предложение, ответив Yes (Да) , можно выйти из системы без сохранения последних изменений, ответив No (Нет) ,и отказаться от выхода и вернуться к чертежу, нажав Cancel (Отмена) .

Меню и панели инструментов. Вызов команд AutoCAD осуществляется из меню или при помощи пиктограмм панелей инструментов. Строка системного меню в AutoCAD состоит из следующих выпадающих меню:

· File (Файл) – меню предназначено для открытия, сохранения, печати, экспорта в другие форматы файлов (чертежей), а также выхода из системы;

· Edit (Правка) – меню редактирования частей чертежа в рабочей зоне;

· View (Вид) – меню управления экраном, переключения режимов пространства листа и модели, установки точки зрения для трехмерных моделей, тонирования, управления параметрами дисплея;

· Insert (Вставка) – меню команд вставки блоков и объектов из других приложений;

· Format (Формат) – меню установки границ чертежа и единиц измерений, управления стилем текста, размерами, работы со слоями, цветом, типом и толщиной линий;

· Tools (Инструменты) – меню средств управления системой, установки параметров черчения, привязок и пользовательской системы координат;

· Draw (Черчение) – меню графических примитивов;

· Dimension (Размер) – меню команд нанесения размеров;

· Modify (Изменение) – меню редактирования графических объектов;

· Window (Окно) – стандартное Windows-меню управления и сортировки открытых чертежей (файлов);

· Help (Помощь) – меню справки;

· Express (Экспресс) –опциональное меню при полной установке для быстрого доступа к командам.

Стандартная панель инструментов содержит следующие инструменты:

· QNew (Быстрый новый проект) – создать быстро новый файл;

· Open… (Открытие) – открыть существующий файл;

· Plot… (Печать) – вывести чертеж на принтер;

· Plot Preview (Предварительный просмотр) – предварительный просмотр чертежа перед выводом на печать, позволяющий увидеть размещение чертежа на листе бумаги;

· 3DDWF – загрузить интерфейс для опубликования 3D DWF-проектов;

· Cut (Вырезка) – удалить выбранные элементы чертежа в буфер Microsoft Windows;

· Copy (Копирование) – копировать выбранные элементы чертежа в буфер Windows;

· Paste (Вставка) – вставить данные из буфера Microsoft Windows;

· Match Properties (Копирование свойств) – присвоить свойства заданного объекта другому объекту;

· Block Editor (Редактор блоков) вызывает меню доступных блоков в чертеже;

· Undo (Отмена) – отменить последнее действие;

· Redo (Повторение) – восстановить только что отмененное действие;

· Pan Realtime (Передвижение в реальном времени) – двигать чертеж относительно точки;

· Zoom Realtime (Масштабирование в реальном времени) – масштабировать чертеж относительно точки;

· Zoom Window (Масштабирование окна) – масштабировать чертеж в пределах выбранного мышкой пользователя окна;

· Zoom Previous (Масштабирование предыдущего) возвращает к обзору предыдущее масштабирование;

· Properties (Свойства) открывает свойства чертежа;

· DesignCenter (Центр дизайна) открывает встроенную библиотеку элементов чертежа;

· Tool Palettes Window (Окно средств палитр) включает / выключает отображение окна палитр на рабочем пространстве;

· Sheet Set Manager (Менеджер наборов схем) открывает менеджер схем;

· Markup Set Manager (Менеджер наборов разметок чертежей) открывает менеджер разметок чертежей;

· QuickCalc (Быстрый калькулятор) – вызывает калькулятор;

· Help (Помощь) – открывает справку;

· Layer Properties Manager (Менеджер свойств слоев) – открывает менеджер свойств слоев. Чуть правее находятся основные команды для слоев – включить / выключить слой, заблокировать / двигать слой со всех точек, заблокировать / двигать слой с конкретной точки и выбрать цвет для слоя.

Для работы с редактором AutoCAD используются команды, вводить которые можно различными способами: набрать на клавиатуре, выбрать из меню или щелкнуть соответствующую пиктограмму на панели инструментов. Команда может быть введена только в тот момент, когда в окне командных строк высвечивается подсказка Command: . Для ввода команды с клавиатуры нужно напечатать имя команды и нажать Enter . Допускается ввод аббревиатуры тех команд, для которых она определена. Так, для команды Circle (Круг) можно ввести С . Ввод команд может осуществляться с помощью панелей инструментов. Панели инструментов могут быть как плавающими, так и закрепленными, с фиксированным местоположением. Плавающие панели могут перемещаться по графическому полю и менять размер, закрепленные – не могут изменять размер и перекрывать графическое поле. Плавающая панель может стать закрепленной, если переместить ее за пределы графического поля. Закрепленная панель превращается в плавающую, как только путем перемещения попадает в область графического поля. Кнопка-инструмент может иметь в правом нижнем углу небольшой треугольник. Если нажать на левую кнопку мыши при указании такого инструмента и не отпускать некоторое время, то появится панель инструментов, содержащая различные варианты исполнения выбранной команды. После ввода команды AutoCAD выдает запросы, в ответ на которые необходимо ввести дополнительную информацию: численное значение (например, расстояние, угол и т. д.), ключевое слово или точку; или вызывает диалоговое окно. Некоторые команды допускают работу как через командную строку, так и через диалоговое окно.

На тот или иной пункт вызванного меню система реагирует следующим образом:

· выводит на экран подменю, если справа находится черный треугольник;

· открывает диалоговое окно, если пункт заканчивается многоточием;

· выполняет команду в остальных случаях.

Работа с координатами. Когда AutoCAD запрашивает точку, он ожидает ввода координат какой-либо точки текущего рисунка. После указания точки на ее месте для лучшей ориентации может появиться небольшой маркер, который исчезает после регенерации или перерисовки.

Ввод координат в AutoCAD может быть осуществлен двумя способами: непосредственно с клавиатуры путем задания численных значений и с использованием графического маркера (курсора), который движется по экрану с помощью устройства указания. Ввод координаты осуществляется при нажатии левой кнопки мыши. В строке состояния отображаются текущие координаты.

Числовые значения могут быть: целыми , вещественными , заданными в десятичном формате, в экспоненциальном виде , и в виде дробей . Числитель и знаменатель дроби должны быть целыми, причем знаменатель должен быть больше числителя. Числовые значения в AutoCAD задают условные единицы. Условная единица может соответствовать любым единицам измерения длины: метрам, дюймам, футам, сантиметрам, ангстремам и т. д. Так, можно при черчении оперировать реальными размерами, не задумываясь о масштабировании. Законченный рисунок можно вычертить в любом заданном масштабе.

В двухмерном пространстве точка определяется в плоскости XY , которая называется плоскостью построений . Ввод координат с клавиатуры возможен в виде абсолютных и относительных координат. Ввод абсолютных координат возможен в следующих форматах: прямоугольных координат X, Y и полярных координат r < А , где r – радиус и А – угол от предыдущей точки. Угол задается в градусах против часовой стрелки. Относительные координаты задают смещение от последней введенной точки. При вводе точек в относительных координатах можно использовать любой формат записи в абсолютных координатах: @dx, dy – для прямоугольных, @r < А – для полярных.

Значения координат независимо от способа ввода всегда связаны с некоторой системой координат . По умолчанию в AutoCAD используется, так называемая, мировая система координат (МСК) (WCS) . Она определена так, что ось ОХ направлена слева направо, ось OY – снизу вверх, ось OZ – перпендикулярно экрану вовне.

Для удобства работы может быть определена пользовательская система координат (ПСК) (UCS) , которую можно сместить относительно мировой и повернуть под любым углом.

В AutoCAD имеется возможность устанавливать режимы проведения линий. Это полярный режим , при котором линии проводятся под различными углами, и ортогональный , при котором линии проводятся только вдоль осей координат. Переключение режимов осуществляется нажатием на клавиатуре клавиши F8 или щелчком мыши на командной кнопке Ortho Mode в строке состояния.

Для точного ввода координат точек при помощи мыши в AutoCAD имеются специальные команды:

· шаговая привязка SNAP – режим движения указателя мыши с определенным шагом, который необязательно равен шагу воображаемой сетки (сетку можно сделать видимой при помощи команды Grid (Сетка) );

· объектная привязка OSNAP – режим привязки координат к различным точкам уже созданных объектов.

Включать и отключать эти режимы можно при помощи соответствующих командных кнопок строки состояния. Регулировать характеристики привязок можно в диалоговом окне Tools → Drafting Settings… , установив соответствующую закладку, либо выбрать в строке состояния соответствующие командные кнопки, щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать опцию Settings... (Параметры...) :

· Snap and Grid (Привязка и Сетка) – для установки параметров привязки и сетки (рис. 2.2):

Рис. 2.2. Диалоговое окно Drafting Settings, закладка Snap and Grid

· Object Snap (Объектная привязка) – для установки параметров объектной привязки (рис. 2.3);

Рис. 2.3. Диалоговое окно Drafting Settings, закладка Object Snap

Геометрические элементы чертежа. Любой чертеж состоит из участков геометрических элементов (графических примитивов), например, прямых и кривых линий. Для вычерчивания прямолинейных участков чертежа служат инструменты Line (Линия) , Construction Line (Конструкционная линия) , Multiline (Мультилиния) , Polyline (Ломаная линия) , Polygon (Многоугольник) и Rectangle (Прямоугольник) . Криволинейные участки создаются инструментами Arc (Дуга) , Circle (Окружность) , Spline (Сплайн) , Ellipse (Эллипс) , Hatch… (Штриховка…) и другие.

Указанным инструментам соответствуют определенные команды рисования соответствующих примитивов. Описание этих команд приведено ниже в последовательности расположения пиктограмм (слева направо) на панели инструментов Draw(Черчение) (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Панель инструментов Draw (Черчение)

Команда _line (Линия). Команда _line принадлежит к группе команд, которые повторяются произвольное количество раз до тех пор, пока не будет нажата клавиша Enter . Она имеет две опции, которые можно выбирать из контекстного меню команды в процессе построения сегментов линии или ведением заглавной буквы с клавиатуры:

· Undo (Возвращение) – стирает последний сформированный сегмент ломаной без завершения команды;

· Close (Замыкание) – автоматически проводит последний сегмент, замыкая линию (опция появляется только после второго начерченного сегмента).

Команда _xline (Конструкционная линия). Команда _xline служит для проведения вспомогательных линий, которые могут использоваться, например, в качестве линий связи между проекциями детали. Отличие этого примитива от простой линии заключается в том, что он продлевается автоматически в обе стороны до границ экрана независимо от масштаба изображения.

Команда _xline имеет пять опций:

· Hor для построения горизонтальных линий;

· Ver для построения вертикальных линий;

· Ang для построения наклонных линий под определенным углом, значение которого вводится с клавиатуры на соответствующий запрос команды;

· Bisect для построения биссектрисы угла по его вершине и двум точкам, расположенным на сторонах угла;

· Offset для построения прямой параллельно любому указанному отрезку на заданном расстоянии или через указанную точку.

Команда _xline , начиная с AutoCAD 2000, утратила свою значимость, так как в новых версиях появилась функция отслеживания при объектной привязке (кнопка Otrack (Отслеживание) в строке состояния), позволяющая генерировать временные вспомогательные линии, взамен реальных геометрических построений.

Команда _mline (Мультилиния). Команда _mline строит совокупность параллельных (не более 16) ломаных линий, которые называются элементами. Команда имеет три опции:

1. Justification (Расположение) определяет положение точки черчения:

· Тор (Верх) – линия проходит с максимальным положительным смещением от заданной точки;

· Zero (Центр) – линия проходит с нулевым смещением от заданной точки;

· Bottom (Низ) – линия проходит с максимальным отрицательным смещением от заданной точки;

2. Scale (Масштаб) число, на которое умножается смещение между линиями, устанавливаемое в стиле мультилинии;

3. Style (Стиль) выбор стиля (имя стиля вводится с клавиатуры), по умолчанию загружается стиль Standard (Стандартный) , который позволяет проводить линию, состоящую из двух параллельных прямых.

Для выбора опций можно использовать контекстное меню или набирать с клавиатуры в командной строке заглавные буквы имен опций.

При задании опций с клавиатуры нужно набирать заглавные буквы латинского алфавита, отмеченные в командной строке. Например, для выбора опции Style (Стиль) необходимо ввести с клавиатуры две буквы – ST .

Команда _pline (Ломаная линия). Команда _pline (Ломаная) позволяет строить последовательность прямолинейных и дуговых сегментов. На прямолинейных участках команда позволяет менять ширину как при переходе от одного сегмента к другому, так и в пределах одного сегмента. Команда имеет шесть опций:

· Halfwidth (Полуширина) позволяет задать полуширину (расстояние от осевой линии сегмента до края);

· Width (Ширина) позволяет задать ширину последующего сегмента (AutoCAD запрашивает начальную и конечную ширину);

· Undo (Отменить) отменяет последний созданный сегмент;

· Arc (Дуга) переводит команду в режим вычерчивания дуг;

· Close (Замкни) замыкает линию отрезком;

· Length (Длина) определяет следующий прямолинейный сегмент в том же направлении, что и предыдущий.

Команда _polygon (Многоугольник). Команда _polygon строит правильный многоугольник с количеством сторон от 3 до 1024. После вызова команды в ответ на запрос системы следует ввести количество сторон многоугольника. Затем необходимо выбрать один из трех методов задания многоугольника, которым соответствуют опции команды:

· Edge (Сторона) определяет положение любого ребра многоугольника по двум заданным точкам;

· Inscribed in circle (Вписанный в окружность) формирует по заданным центру и радиусу воображаемую окружность, в которую будет вписан многоугольник;

· Circumscribed (Описанный вокруг окружности) формирует по заданным центру и радиусу воображаемую окружность, вокруг которой будет описан многоугольник.

Две последние опции появляются после указания центра окружности.

Команда _rectang (Прямоугольник). Команда _rectang позволяет строить прямоугольник по двум противолежащим вершинам. Для задания вершин можно использовать любой способ ввода координат. Прямоугольник можно задавать с фасками и со скругленными краями, используя следующие опции:

· Area (Область) – формирует скосы по углам при задании расстояний от вершины до скоса вдоль обеих сторон;

· Dimensions (Размеры) – формирует скругление углов при введении значения радиуса сопряжения;

· Rotation (Вращение) – задает угол поворота фигуры;

Кроме перечисленных опций команда содержит еще три опции, с помощью которых можно формировать параллелепипед с прямоугольником в основании. Однако чаще всего эта команда используется для задания именно прямоугольника в плоскости XY .

Команда _arc (Дуга). Команда _arc позволяет вычертить часть окружности. В AutoCAD существуют разные способы задания дуги. На рис. 2.5 показаны опции команды, которые позволяют начертить дугу тем или иным способом. Опции выбираются посредством подменю Arc меню Draw(Черчение) . В зависимости от выбранной опции дуга может быть вычерчена или первыми семью способами (вычерчивание производится из точки начала дуги) или предпоследними тремя (началом вычерчивания является центр дуги). Если вызвать команду при помощи пиктограммы, то система предложит ввести начальную точку дуги или ее центр. При выборе опции Continue (Продолжить) можно начертить дугу, начальная точка которой будет являться конечной точкой предыдущей дуги или отрезка. Причем дуга пойдет по касательной к предыдущему элементу.

Рис. 2.5. Опции команды _arc (Дуга)

Следует отметить, что дуги строятся из начальной точки против часовой стрелки, однако, можно вводить значение центрального угла и длину хорды со знаком «минус».

Команда _circle (Окружность). Команда _circle позволяет вычертить окружность одним из шести способов:

· по двум точкам диаметра окружности – опции 2 Points (по 2 точкам) ;

· по трем точкам окружности – опции 3 Points (По 3 точкам) ;

· по двум касательным (двум отрезкам, отрезку и окружности и т. д.) и радиусу – опции TanTan Radius (Касательная касательная радиус) ;

· по трем касательным – опции Tan Tan Radius (Касательная касательная радиус) .

Опции команды выбираются из подменю Circle меню Draw (Черчение) или в процессе диалога из контекстного меню команды (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Опции команды _circle (Окружность)

Команда _spline (Сплайн). Команда _spline позволяет провести на чертеже волнистую линию. Сплайн строится по точкам, которые последовательно вводятся после вызова команды. Для того чтобы закончить построение сплайна, нужно нажать правую кнопку мыши, из контекстного меню выбрать Enter – нажать левую кнопку, затем 2 раза нажать правую кнопку мыши.

Команда _ellipse (Эллипс). Команда _ellipse позволяет вычертить как полный эллипс, так и его часть. Основными параметрами эллипса являются координаты центра, направление и размер большой и малой осей.

Полный эллипс можно вычертить двумя способами:

· определить центр эллипса, а затем остальные параметры – выбор опции Center (Центр);

· определить конечные точки осей эллипса – выбор опции Axis, End (Ось, конец) .

Доступна опция вращения эллипса путем команды Rotation (Вращение) . Для построения части эллипса нужно выбрать опцию Ellipse Arc (Дугообразный эллипс) .

Команда _bhatch (Штриховка). При штриховании заполняются области, ограниченные замкнутым контуром, состоящим из отрезков, дуг окружностей и т. д. Для штриховки характерны 2 свойства:

· штриховка является блоком ;

· штриховка бывает связанной с объектом (ассоциативная) , т.е. при изменении объекта она автоматически подгоняется под его форму, и несвязанной (неассоциативной) .

Для создания штриховки нужно щелкнуть по пиктограмме Hatch… (Штриховка…) панели инструментов Draw (Черчение) или вызвать команду из выпадающего меню с таким же именем.

После запуска команды на экране появляется диалоговое окно штриховки (рис. 2.7), в котором можно:

· выбрать нужную штриховку – окно Туре (Тип) установить «User defined» («Определенный пользователем») ;

· определить часть чертежа, которую требуется заштриховать, – кнопки Pick Points (Выбрать точки) и ;

· задать параметры штриховки – окна списков Angle (Угол) и Scale (Масштаб) ;

· предварительно просмотреть штриховку перед ее выводом – кнопка Preview (Предварительный просмотр) .

Рис. 2.7. Диалоговое окно Hatch (Штриховка)

Определить область для штриховки можно двумя способами: указать точку внутри области (щелкнуть мышью) или выбрать объекты, которые ограничивают область. В первом случае нужно нажать кнопку Pick Points (Выбрать точки) , а во втором – кнопку Select objects (Выделить объекты) .

Для создания нескольких контуров нужно после указания кнопки Pick Points (Выбрать точки) выбрать несколько внутренних точек, принадлежащих разным областям. Закладка Gradient (Градиент) открывает окно, опции которого позволяют задавать дополнительные способы выбора контура штриховки и устанавливать градиенты .

Удаляется штриховка так же, как и любой другой примитив. Для ее выбора достаточно щелкнуть мышью на экране в любой точке заштрихованной области. Имеющуюся уже на чертеже штриховку можно редактировать. Для редактирования штриховки нужно выбрать из выпадающего меню Properties (Свойства) опцию Hatch (Штриховка) . После выбора штриховки на экране появляется диалоговое окно Hatch and Gradient (Штриховка и градиент) , в котором устанавливаются новые требуемые параметры.

Задания. Используя соответствующие команды с определенными запросами (параметрами) выполнить следующие упражнения:

1. Через диалоговое окно Options… , которое вызывается через меню Tools , установить желаемые параметры экрана (вкладка Display ). Используя команды Color (Цвет) и Linetype (Тип линии) выбрать цвет и тип линии.

2. Построить ломаную линию, состоящую из 5 отрезков. Координаты узловых точек: 95, 44; 185, 194; 260, 164; 228, 160; 298, 104; 95, 44.

3. Построить многоугольник, состоящий из 7 отрезков с произвольными координатами точек, используя различные числовые значения (целые, вещественные, в экспоненциальном виде, заданные в десятичном формате и в виде дробей).

4. Используя относительные координаты построить равнобедренную трапецию с основанием 160 и высотой 180.

5. Используя относительные координаты построить равнобедренный прямоугольный треугольник с катетом 225.

6. Построить эллипс: по двум точкам на главной оси 30, 10; 150, 30 и длине второй оси 25.

7. Построить кольцо: внутренний диаметр 150, внешний диаметр 180, центр 200, 225.

8. Построить многоугольники: пятиугольник, вписанный в круг радиусом 40, и шестиугольник, описанный вокруг круга радиусом 87.

9. Построить сплайн-кривую по пяти точкам; точки и направления касательных выбрать произвольно.

10. Построить замкнутую полосу шириной 2 по пяти произвольным точкам.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook