Что делать, если подана одна заявка на запрос котировок. Все о запросах котировок Сведения об участнике запроса котировок

Положениями ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) определен исчерпывающий перечень конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которые могут использоваться заказчиками при осуществлении закупок. Среди приведенных способов закупок указан запрос котировок.

В данной статье, которая в большей степени ориентирована на участников закупок, желающих разобраться в вопросах участия в запросе котировок и в подготовке своей первой заявки, будут подробно разъяснены основные случаи и особенности проведения запроса котировок, а также приведен пошаговый алгоритм участия в данном способе закупки, начиная от поиска закупок по интересующей тематике и до заключения контракта.

В соответствии с ч. 1. ст. 72 ФЗ № 44 под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещения о проведении запроса котировок, и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Запрос котировок - один из наиболее простых и востребованных способов закупки как для заказчиков, так и для участников закупки, и на это есть ряд объективных причин.

Преимущества в проведении запроса котировок для заказчика:

  • короткие сроки проведения закупки (всю процедуру закупки вместе с опубликованием извещения, формированием протокола и подписанием контракта можно осуществить за 12-16 рабочих дней);
  • однолотовость;
  • не требует разработки объемной закупочной документации;
  • отсутствие необходимости разъяснения положений извещения;
  • минимум временных затрат по рассмотрению заявок (в отличие от конкурсов, аукциона в электронной форме и запроса предложений);
  • формирование всего лишь одного протокола по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Преимущества участия в запросе котировок для участника закупки:

  • в состав заявки кроме подробной информации о поставляемом товаре не нужно прикладывать учредительные документы, выписку из налоговой инспекции (ЕГРЮЛ/ЕГРИП), решение об одобрении или о совершении крупной сделки и др.;
  • не требуется сшивать, нумеровать листы заявки;
  • не нужно приобретать в аккредитованном удостоверяющем центре усиленную электронную подпись для подачи заявки в письменной форме;
  • не нужно предоставлять обеспечение заявки;
  • не применяются антидемпинговые меры в случае снижения цены контракта более чем на 25 %.

Говоря о преимуществах данного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не стоит забывать о его недостатках. В запросе котировок основным критерием выбора победителя является самое низкое ценовое предложение (при условии соответствия заявки участника закупки требованиям извещения), никакие другие критерии оценки не используются. Как очевидно, это достаточно опасный подход, который может привести на практике к возникновению серьезных проблем у заказчика на этапе исполнения обязательств по контракту со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), т. к. низкая цена - это не всегда гарантия поставки товара надлежащего качества, выполнения работ и оказания услуг посредством использования качественных материалов и т. д.

Особенности запроса котировок

При этом ФЗ № 44 допускает проводить запрос котировок в размере, не превышающем

10 % совокупного годового объема закупок заказчика. Общая стоимость закупок, проведенных данным способом, не должна составлять более чем 100 млн рублей.

  • запрос котировок по общим правилам осуществляtтся в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) по одной процедуре закупки не превышает 500 тыс. рублей. Однако в ст. 75, 76 и 82 ФЗ № 44 предусмотрены случаи, при которых проведение закупки путем запроса котировок может осуществляться независимо от цены контракта , но это более частные случаи, на которых мы не будем подробно останавливаться в настоящей статье;
  • проект контракта является обязательной и неотъемлемой частью закупки;
  • победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта;
  • запрос котировок - это единственная форма закупки, у которой продлевается срок подачи заявок на 4 рабочих дня, в случае если запрос котировок признан несостоявшимся в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки;
  • составляется только спецификация (технические характеристики) закупаемого товара, работы, услуги.

Порядок проведения запроса котировок



НМЦК До 250 000 руб. До 500 000 руб.
Сроки подачи заявок Не < 4 раб. Не < 7 раб. дней до даты окончания подачи заявок.
Форма подачи заявки

Письменная форма в запечатанном конверте,

Электронная форма.

Объект закупки Любой товар, работа, услуга.
Количество лотов Только 1
Действия Внесение изменений в извещение Не позднее чем за 2 раб. дня до даты истечения срока подачи заявок.

Если сумма < 250 000 руб., срок подачи заявок продлевается так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания приема заявок такой срок составлял не менее чем 4 раб. дня.

Если сумма > 250 000 руб., но < 500 000 руб., срок подачи заявок продлевается так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания приема заявок такой срок составлял не менее чем 7 раб. дней.

Отмена закупки Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок (ч.1 ст. 36 ФЗ № 44).
Разъяснение результатов закупки Разъяснение результатов рассмотрения и оценки заявок предоставляется заказчиком в течение 2 раб. дней с даты поступления запроса.
Изменение, отзыв заявки Участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок только при условии, что заказчиком были внесены изменения в извещение о закупке.
Срок заключения контракта Не ранее чем через 7 дней не позднее чем через 20 дней .

Шаг 1: поиск закупок

Поиск закупок, в том числе проводимых путем запроса котировок, осуществляется на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru. Для первоначального поиска закупок рекомендуется использовать функционал расширенного поиска сайта, который предоставляет возможность поиска закупок интересующей участника закупки тематики.

Специалисту участника закупки для успешного поиска закупок необходимо заполнить (как минимум) нижеприведенные поля формы для поиска, представленной на www.zakupki.gov.ru:

- наименование закупки (например, «сплит-система», «бытовая химия», «оказание образовательных услуг», «текущий ремонт»);

- выбрать субъект РФ , в котором находится потенциальный заказчик (например, Московская область, Ростовская область), или по удаленности ту территорию, в пределах которой участник готов исполнять обязательства по исполнению заключенного контракта;

- указать этап закупки «Подача заявок».

Работа участника закупки на сайте www.zakupki.gov.ru осуществляется без прохождения процедуры регистрации. Вся информация о проводимых закупках находится в открытом доступе и предоставляется бесплатно.

В случае наличия 19-значного номера извещения запроса котировок поиск осуществляется путем ввода номера закупки в соответствующее поле быстрого поиска.

Шаг 2: подача и оформление заявки

Участнику закупки, который впервые осуществляет подготовку заявки на участие в запросе котировок, следует учитывать, что подаваемая заявка должна полностью соответствовать требованиям, установленным в ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44 , поскольку в противном случае существует вероятность ее отклонения со стороны заказчика и комиссии по осуществлению закупок. Рекомендуется перед оформлением заявки внимательно прочитать извещение о закупке, условия, изложенные в проекте контракта, ознакомиться с требованиями по оформлению заявки, указанными не только в извещении, но и непосредственно в самом ФЗ № 44. В вопросе подготовки любой заявки на участие в закупке важна каждая мелочь.

Заявку на запрос котировок может подать абсолютно любое заинтересованное лицо в сроки, установленные в извещении.

Каждый участник закупки вправе подать только одну котировочную заявку.

В соответствии с ч. 2 ст. 77 ФЗ № 44 заявка может быть подана в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа . Форма подачи котировочной заявки определяется по усмотрению участника закупки, но фактически до тех пор, пока не начала функционировать ЕИС, заявки на запрос котировок в форме электронного документа заказчиками не принимаются, о чем чаще всего сделана соответствующая пометка в извещении о проведении закупки. Но несмотря на это, некоторые заказчики допускают подачу заявки на запрос котировок в форме электронного документа на адрес электронной почты, при условии ее подписания усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Содержание заявки

Заявка на участие в запросе котировок оформляется путем заполнения формы, приложенной заказчиком к данной закупке и размещенной на сайте www.zakupki.gov.ru.

Согласно ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44 заявка на участие в запросе котировок должна содержать:

1) Наименование, место нахождения (для юр. лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки.

2) Согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.

Примечание. Согласие предоставляется в произвольной форме, как правило, заказчик в типовой форме заявки прописывает стандартный текст «Участник закупки ___________ согласен исполнять условия контракта, указанные в извещении».

Наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара должны быть сформулированы максимально точно и не должны сопровождаться перечислениями (например, «или красная», «или синяя», «или зеленая»), промежуточными значениями («от» и «до», «с» и «по», например, «высота шкафа от 175 см до 185 см») и словами «или эквивалент», за исключением тех случаев, когда конкретным значением для той или иной характеристики является диапазон, т. к. заказчик обязательно должен знать, какой товар ему будет поставлен по итогам определения поставщика (подрядчика). Участник закупки при подготовке заявки должен предлагать к поставке товары с такими характеристиками, которые не выходят за пределы диапазонов, установленных заказчиком в извещении о закупке.

3) Предложение о цене контракта.

Примечание. ФЗ № 44 не предусматривает необходимость указания в составе котировочной заявки цены за единицу товара, но в случае если типовая форма заявки содержит подобное требование, то его следует соблюсти во избежание возникновения рисков отклонения заявки участника закупки.

4) Документы, подтверждающие право участника на получение преимуществ в соответствии со ст. 28 - 29 ФЗ № 44 (учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов).

Примечание. В данном случае участнику закупки - организации уголовно-исполнительной системы - необходимо предоставить в составе заявки в произвольной форме требование о том, что он претендует на получение преимуществ согласно ст. 28 ФЗ № 44 (п. 2 Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта»). В случае если в качестве участника закупки выступает организация инвалидов, то на основании п. 4. Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» такая организация инвалидов, признанная победителем, представляет заказчику требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ уже после подведения итогов по закупке. Таким образом, для того чтобы исполнить норму, установленную в п. 3 ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44, участнику закупки необходимо приложить в составе котировочной заявки, например, копию устава, свидетельствующую о его принадлежности к данной категории субъектов.

5) Идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) при наличии:

ИНН учредителей;

ИНН членов коллегиального исполнительного органа, лица;

ИНН исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.

Примечание. Указывается в письменной форме, предоставлять свидетельство о постановке на учет в налоговом органе нет необходимости.

6) Декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНКО) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ФЗ № 44.

Примечание. Декларация о принадлежности к СМП/СОНКО предоставляется в произвольной форме, чаще всего в типовой форме заявки содержится подобная формулировка, которую следует заполнить. Например, «Участник закупки ООО «________________» настоящим подтверждает, что относится к субъектам малого предпринимательства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Таким образом, ООО «__________________» имеет преимущества в соответствии со ст. 30 ФЗ № 44».

7) Документы , подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со ст. 14 ФЗ № 44, либо заверенные копии данных документов.

Примечание. Т. к. в соответствии с положениями ст. 14 ФЗ № 44 при осуществлении закупок допускается как поставка товаров российского происхождения, так и иностранного, следовательно, если к объекту закупки применяется национальный режим, то участнику закупки в составе котировочной заявки согласно положениям действующего законодательства следует приложить сертификат о происхождении товара формы СТ-1 или акт экспертизы, которые выдаются Торгово-промышленной палатой РФ.

Требовать от участника предоставления иных документов и информации, за исключением вышеперечисленных, заказчику не допускается.

Оформление документов

Заявка участника закупки должна быть оформлена на фирменном бланке (при наличии такового), подписана руководителем организации участника закупки и скреплена печатью (при наличии таковой). Документы, прилагаемые к котировочной заявке, могут оформляться как приложения к заявке. В случае предоставления копий документов их следует заверить надлежащим образом.

Оформленная заявка упаковывается в конверт, запечатывается, на конверте следует указать: номер извещения, наименование и адрес заказчика, а также желательно указать, до какого времени не следует вскрывать конверт с заявкой. Это рекомендуется делать во избежание вскрытия конверта ранее установленного срока, например, секретарем организации заказчика, который, как правило, занимается вопросами входящей и исходящей корреспонденции.

Примечание. На конверте с котировочной заявкой указывать наименование участника закупки необязательно, поскольку участие в процедуре закупки предполагает отсутствие возможности для просмотра содержания заявки до момента вскрытия. Поэтому рекомендуется в данном вопросе соблюдать конфиденциальность до начала вскрытия комиссией по осуществлению закупки конвертов с заявками.

Шаг 3: порядок приема заявок

Котировочная заявка может быть направлена в адрес заказчика с помощью почтовой связи или доставлена лично по адресу, указанному в извещении. Следует учитывать то обстоятельство, что если представитель участника закупки лично доставляет котировочную заявку, то ему необходимо иметь в наличии паспорт и доверенность на право подачи заявки от имени участника закупки.

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 77 ФЗ № 44 заявка должна быть зарегистрирована заказчиком в журнале регистрации заявок. Отказ в приеме и в регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации со стороны заказчика не допускаются.

Законодатель обязывает заказчика обеспечить сохранность конвертов с поданными заявками, их защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность. Кроме этого, заказчик обязан обеспечить рассмотрение заявок только после вскрытия конвертов с такими заявками. Лица, осуществляющие хранение конвертов с котировочными заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия. За подобное нарушение требований виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством.

По общим правилам заявки на участие в запросе котировок, поданные после окончания срока подачи заявок, указанного в извещении, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются лицам, подавшим такие заявки.

Прием заявок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок.

Шаг 4: изменение и отзыв заявки

Изменять и отзывать котировочную заявку участник закупки не вправе, за исключением случая, если заказчиком были внесены изменения в извещение. Таким образом, если у участника закупки возникла такая необходимость, следует ориентироваться на нормы, установленные в ч. 1 ст. 77 ФЗ № 44.

Примечание. Если у участника закупки возникла потребность в отзыве заявки, а заказчиком при этом не вносились изменения в извещение о закупке, то в этом случае можно воспользоваться нормой, указанной в ч. 4 ст. 78 ФЗ № 44, в соответствии с которой в случае установления факта подачи одним участником запроса котировок двух и более заявок на участие в запросе котировок при условии, что поданные ранее такие заявки этим участником не отозваны, все заявки на участие в запросе котировок, поданные этим участником, не рассматриваются и возвращаются ему.

Шаг 5: принятие решения по закупке и определение победителя

Вскрытие всех поступивших конвертов с котировочными заявками, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день.

Котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении. На процедуре вскрытия вправе присутствовать участники закупки, подавшие заявки, или их представители. В случае их отсутствия вскрытие будет осуществлено в плановом порядке.

Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками котировочная комиссия обязана объявить участникам запроса котировок, присутствующим при вскрытии, о дополнительной возможности подачи заявок. Подобное действие направлено на предоставление дополнительного шанса поучаствовать в запросе котировок тем участникам, которые не успели подать заявки в сроки, установленные извещением.

Котировочной комиссией при вскрытии конвертов с заявками озвучивается следующая информация:

  • информация о месте, дате, времени процедуры вскрытия конвертов;
  • наименование (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии) (для физического лица);
  • почтовый адрес каждого участника запроса котировок, подавшего заявку;
  • предложения о цене контракта, указанные в заявках;
  • иную информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок.

При вскрытии конвертов с заявками заказчик обязан осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов. Любой участник запроса котировок, присутствующий при вскрытии конвертов, также вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов.

Победителем запроса котировок согласно ч. 6 ст. 78 ФЗ № 44 признается участник запроса котировок, подавший заявку, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги.

Если наиболее низкая цена товара, работы или услуги предложена несколькими участниками, то победителем признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок, в которых предложена такая же цена.

Все основания для отклонения котировочных заявок определены в ч. 7 ст. 78 ФЗ № 44. Комиссия по осуществлению закупки не рассматривает и отклоняет заявки, если:

  • заявки не соответствуют требованиям, установленным в извещении;
  • предложенная в заявках цена товара, работы или услуги превышает НМЦК, указанную в извещении;
  • участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44.

Отклонять заявки по иным основаниям, не предусмотренным законодательством, запрещается.

По результатам рассмотрения и оценки заявок оформляется протокол. Сформированный протокол рассмотрения и оценки заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членам комиссии и в день его подписания размещается в ЕИС.

Таким образом, участнику закупки следует осуществлять мониторинг результатов проведения запроса котировок на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru, т. е. следить за размещением протокола, чтобы узнать, кто стал победителем по закупке.

Отметим, что согласно ч. 10 ст. 78 ФЗ № 44 любой участник запроса котировок, подавший заявку на участие, после размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на сайте www.zakupki.gov.ru вправе направить заказчику в письменной форме или в форме электронного документа запрос о даче разъяснений результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. В свою очередь, заказчик обязан предоставить участнику, подавшему запрос, соответствующие разъяснения в письменной форме или в форме электронного документа в течение 2 рабочих дней с даты поступления указанного запроса.

По общим правилам протокол рассмотрения и оценки заявок составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение 2 рабочих дней с даты подписания протокола передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением, и цены, предложенной победителем в котировочной заявке.

Шаг 6: заключение контракта

В соответствии с ч. 13 ст. 78 ФЗ № 44 контракт по результатам проведения запроса котировок может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

Важно понимать, что контракт в соответствии с положениями ФЗ № 44 должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением, по цене, предложенной в заявке победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.

Если извещением о закупке была предусмотрена необходимость предоставления обеспечения исполнения контракта, то следует помнить, что одновременно с подписанным контрактом победитель по закупке или участник, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя, обязан предоставить заказчику документ, подтверждающий обеспечение обязательств по контракту. В качестве такого документа согласно ч. 3 ст. 96 ФЗ № 44 может выступать банковская гарантия или платежное поручение, подтверждающее внесение денежных средств на счет заказчика в установленном размере.

В случае если после направления заказчиком победителю по закупке проекта контракта на подпись, победитель не представил подписанный контракт или документ, подтверждающий обеспечение обязательств по контракту, в срок, указанный в извещении, то такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта (ч. 11 ст. 78 ФЗ № 44).

В случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик может по своему усмотрению обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии такого участника с участником, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок, если цена контракта не превышает НМЦК, указанную в извещении о проведении запроса котировок.

Если от заказчика последовало подобное предложение участникам, указанным выше, то заключение контракта для них является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и повторно провести запрос котировок.

При этом отказ от заключения контракта для победителя и участника закупки, которому было предложено заключить контракт в случае уклонения победителя, чреват для обоих участников включением в реестр недобросовестных поставщиков сведений как о юридическом лице, так и о физических лицах (об учредителях, членах коллегиального исполнительном органа), выступающих на стороне такого участника закупки.

Признание запроса котировок несостоявшимся

Если по результатам проведения закупки запрос котировок признан несостоявшимся, то в соответствии с ч. 1 ст. 79 ФЗ № 44 заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем ) согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44.

К основным случаям признания запроса котировок несостоявшимся относятся следующие случаи:

1) если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям ФЗ № 44 и требованиям, указанным в извещении;

2) если по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна заявка признана соответствующей требованиям ФЗ № 44 и требованиям, указанным в извещении.

Таким образом, в случае наличия единственной заявки, признанной комиссией по осуществлению закупки соответствующей требованиям, заключение контракта для обеих сторон является обязательным, несмотря на статус закупки «несостоявшийся запрос котировок».

Также запрос котировок признается несостоявшимся в случае, если:

  • котировочной комиссией отклонены все поданные заявки;
  • не подано ни одной заявки на процедуру закупки.

В случае если по результатам рассмотрения котировочных заявок комиссией отклонены все поданные заявки, то заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на 4 рабочих дня и в течение 1 рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в ЕИС извещение о продлении срока подачи заявок.

Надеемся, что, ознакомившись с данной статьей, начинающий участник закупочного процесса компании поставщика (подрядчика, исполнителя) сможет правильно подготовить свою первую котировочную заявку, которая будет отвечать всем требованиям действующего законодательства.

Кроме того, Единый центр консультаций по госзакупкам рекомендует потенциальным участникам закупок со своей стороны всегда перед подготовкой заявки еще раз внимательно ознакомиться с положениями ФЗ № 44 в актуальной редакции, которые регламентируют порядок проведения и участия в запросе котировок. Возможно, в закон в данной части были внесены какие-либо изменения, и знание этого поможет правильно подготовить заявку, тем самым сократив риски ее отклонения комиссией по осуществлению закупок.

Светличная Лилия Алексеевна,

специалист Единого центра консультаций по госзакупкам (www.сайт)

ЮТЦ «Ориентир»

05.08.2015 г.


У Вас остались вопросы о том, как подать заявку на запрос котировок? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

После ее прочтения становится понятно что это такое, как разместить и как участвовать в запросе котировок. В ней содержится информация , которая может быть полезна как специалисту в области государственных торгов, так и человеку, только начинающему сталкиваться с прокьюрементом.

Определение запроса котировок

Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и последующему закону №44-ФЗ (О Федеральной контрактной системе) под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Единственным местом размещения информации о заказах в форме запроса котировок, публикуемых государственными учреждениями, является Официальный сайт РФ www.zakupki.gov.ru

Планирование закупок

Минэкономразвития и ФАС подготовили проект федерального закона «О федеральной контрактной системе», в котором в перспективе тоже имеет место такой способ размещения заказа, как запрос котировок. При этом информацию о предполагаемых заказах можно будет увидеть на официальном сайте еще на этапе планирования, что позволит многим организациям, индивидуальным предпринимателям заранее спланировать свою деятельность, как минимум на год вперед.

Требования к запросу котировок

Размещение заказа путем запроса котировок цен имеет ограничение на поставку одноименных товаров, работ, услуг в течение квартала на сумму более, чем 500 тыс. руб. Однако начальная цена контракта в случае размещения заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи других товаров, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения не ограничивается. Также без ограничения цены контракта осуществляется размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи, либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Для того, чтобы участвовать в запросе котировок цен, в первую очередь, необходимо найти на официальном сайте извещения о проведении соответствующих тендеров. На сайте представлена информация о размещении заказов, об уже заключенных контрактах, о планах-графиках заказчиков, также представлен реестр недобросовестных поставщиков и ссылки на различные ведомственные службы, в том числе на сайт Минэкономразвития и на сайт ФАС.


Кстати! Помочь с оформлением заявки на запрос котировок, ее проверкой, а также проконсультировать по участию в нем с удовольствием смогут наши специалисты. Найдите запрос котировок и закажите услугу по подготовке котировочной заявки и вы гарантированно 100% будете допущены к участию и победите в аукционе с большой вероятностью.

Поиск запроса котировок

Поиск извещений о проведении закупок можно осуществлять по нескольким фильтрам:


После вышеописанных действий на странице сайта отразиться результат, который далее можно уточнить. Пользователь имеет возможность указать:


Особенности размещения заказа включают в себя еще ряд позиций, касающихся уже непосредственно участников размещения заказа. Остановимся на них поподробнее.

Заказы для субъектов малого предпринимательства.

Данный параметр отражает заказы, которые опубликованы исключительно для участников размещения заказа, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. В соответствии со ст. 15 Закона о закупках все муниципальные и государственные заказчики обязаны размещать заказы для субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 г №642). К субъектам малого предпринимательства согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели соответствующие следующим условиям:

    для юридических лиц суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, благотворительных фондов в уставном капитале не должна превышать 25%

    численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек

    выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства, в настоящее время это 400 млн. руб. в год

Отсюда следует, что если в извещении установлено требование о том, что в запросе котировок могут принять участие только субъекты малого предпринимательства, и вы соответствуете всем вышеперечисленным требованиям, то Вы смело можете подавать заявку для участия. В случае, если Вы не соответствуете требованиям то заявку подавать нельзя, так как она однозначно будет отклонена комиссией на этапе рассмотрения заявок.

Преимущества в отношении цены контракта

Согласно ст. 14 Закона о закупках все заказчики могут предоставлять преимущества для предприятий уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов при размещении заказов, о чем в своем извещении заказчики информируют всех участников.

Извещение о проведении запроса котировок

После того как Вы определились с теми параметрами, которые хотели бы увидеть, и выделили все условия, которые вам необходимы, посмотрим что отражено в извещениях о проведении запроса котировок. Согласно ст. 45 Закона о государственных закупках извещение о запросе котировок и проект контракта размещаются на официальном сайте не менее чем:

    за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок

    за четыре рабочих дня до дня истечения срока представления котировочных заявок при размещении заказа на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., а также в случае размещение заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения

Извещение о проведении запроса котировок доступно для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Каждое извещении в обязательном порядке содержит следующую информацию:

    Данные о заказчике (наименование, почтовый адрес, адрес электронной почты, контрактное лицо и телефон)

    Указан источник финансирования заказа

    Наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, их безопасности, потребительским свойствам, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работ должны обеспечить определение соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика

    Требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются в обязательном порядке только при размещении заказов на поставки машин и оборудования

    Место доставки товаров, выполнения работ, оказания услуг

    Сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг

    Сведения о включенных (не включенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей

    Максимальную цену контракта и ее обоснование. Максимальная цена контракта устанавливается на основании информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, данных государственной статистической отчетности, официальных сайтов, реестра контрактов, информации о ценах производителей, общедоступных результатов изучения и исследования рынка (ст. 19.1 Закона о государственных закупках)

    Место и срок подачи котировочных заявок, в том числе дату и время окончания срока подачи котировочных заявок

    Срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; срок подписания победителем в проведении запроса котировок контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок

    Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике размещения заказа

Кроме того, извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. В случае указания на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения, являющегося эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств. Указание на товарные знаки должно сопровождаться словами "или эквивалент".

Обратите внимание! Извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Если заказчиком установлено требование об отсутствии сведений в реестре недобросовестных поставщиков, то оно обязательно вносится им в извещение о проведении запроса котировок!

Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Pеестр недобросовестных поставщиков

Как попадают в реестр недобросовестных поставщиков? В первую очередь туда включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта. То есть в случае, если вы подали заявку на участие в запросе котировок, выиграли и в последний момент отказались заключать контракт, Вы автоматически попадаете в этот реестр. Кроме этого условия, при неисполнении контракта, либо исполнении контракта поставщиками (исполнителями, подрядчиками) с существенными нарушениями, по решению суда с Вами может быть, расторгнут контракта, и Вы опять же попадете в реестр недобросовестных поставщиков. И только по истечении 2 лет сведения об организации исключаются из реестра, если не было обжалования в суде.

Котировочная заявка

для того, чтобы участвовать в запросе котировок требуется подать заявку. Как ее составить, чтобы выиграть.Котировочные заявки не имеют четко регламентированной формы, но сведения, которые в ней должны быть отражены всегда одинаковые.

Срок подачи котировочной заявки устанавливается в извещении о проведении запроса котировок. Котировочные заявки, поданные после дня окончания срока подачи котировочных заявок, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются участникам размещения заказа.

Котировочная заявка подается заказчику или уполномоченному органу. Она может быть подана как в письменной форме, так и в форме электронного документа. В случае подачи котировочной заявки в письменной форме расписка в получении котировочной заявки с указанием даты и времени ее получения выдается участнику размещения заказа по его требованию. В случае подачи электронной котировочной заявки заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение ее получения в письменной или электронной форме.

Разъяснения по поводу того, что следует понимать под котировочной заявкой в электронной форме, даны в Письме Минэкономразвития России от 07.09.2011 N Д28-327. В нем говорится, что электронный документ - это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Следовательно, под котировочной заявкой, подаваемой в форме электронного документа, следует понимать документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и который обязательно содержит ЭЦП.

Котировочная заявка должна содержать следующие сведения:

    Наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа

    Идентификационный номер налогоплательщика

    Наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ

    Согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок

    Цену товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи)

Рассмотрение и оценка котировочных заявок производится котировочной комиссией, которая создается заказчиком, уполномоченным органом. Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.

Обратите внимание! Котировочные заявки не рассматриваются и отклоняются котировочной комиссией, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Если в указанные сроки подана лишь одна котировочная заявка, то заказчик может продлить сроки приема котировочных заявок, но только на четыре рабочих дня. Причем информация о продлении срока приема заявок размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня после дня окончания срока подачи котировочных заявок!

В течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок, котировочная комиссия рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки участников размещения заказа.

Победитель запроса котировок

Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и содержит самую низкую цену товаров. При наличии нескольких одинаковых заявок победителем признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.

В случае если Вашу заявку отклонили, и Вы считаете, что данное решение необоснованное, то данное решение можно обжаловать в ФАС.

Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок котировочная комиссия оформляет протоколом, который подписывается всеми членами комиссии и заказчиком. Указанный протокол размещается на официальном сайте сразу же в день его подписания. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, а второй в течение двух рабочих дней с момента его подписания заказчик передает победителю в проведении запроса котировок вместе с проектом контракта.


Кстати! Ежедневно получать самые свежие контакты победителей запросов котировок можно подписавшись на услугу рассылки победителей тендеров у нас на сайте.

Заключение контракта с победителем производится в срок, указанный в извещении о запросе котировок, но не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня его подписания.

И наконец хотелось бы остановиться на расходах участника размещения заказа путем запроса котировок. Из положений Закона N 44-ФЗ следует, что независимо от способа размещения заказа участник размещения заказа участвует в нем бесплатно. Это касается как торгов, так и исключительных вариантов размещения заказов, в том числе путем запроса котировок. О том, что Закон запрещает взимать плату за участие в запросе котировок с участника размещения заказа, прямо сказано в ч. 7 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.

Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ "О (в области закупок работ, товаров, услуг с целью обеспечения муниципальных, государственных нужд, - дальше - Федеральный закон №44 ФЗ) устанавливает следующие виды конкурентных способов для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

Закупки, производимые закрытым способом

Запрос котировок по 44-ФЗ разрешает производить закупку любых работ, товаров либо услуг. При этом в Законе есть ограничения, которые запрещают использовать рассматриваемый метод в ряде случаев и накладывают на заказчика обязанность осуществлять деятельность закрытым способом. К ним относят:

Закупку работ, товаров либо услуг, связанных с государственной тайной;

Проектную информацию по контракту или документацию по предмету закупки с информацией, являющейся

Клининговых - за счет федеральных бюджетных средств;

Водителей транспортных средств - когда их деятельность направлена на обеспечение работоспособности судебных приставов или судей;

Направленных на страхование, охрану и транспортировку принадлежащих государству драгоценных металлов и камней, художественных, исторических, музейных и культурных ценностей в момент передачи от заказчика другим лицам (и в обратных ситуациях, когда заказчик получает от других лиц) во временное распоряжение.

Конкурс с ограниченным участием

К случаям, когда вариант "запрос котировок" по 44-ФЗ невозможен, также относят обязательства проводить заказчиком закупку с использованием конкурса с ограниченным количеством участников. К таким ситуациям относятся следующие:

Имеющие технически сложный характер. Данный вид характерен для отраслей, работающих с применением высокотехнологичных специализированных знаний, связанных с внедрением инноваций. Другими словами, исполнителями данных видов закупок являются лица, обладающие определенными специальными знаниями в области предмета закупки. Список этих работ, товаров либо услуг предоставлен соответствующими нормативными документами Правительства РФ.

Направленные на сохранение отечественных объектов наследия (исторического и культурного), экспонатов, входящих в Музейный фонд Российской Федерации, деятельность по восстановлению и сохранению документации, входящей в Архивный фонд РФ и ряда других ценных документов.

Услуги и работы, необходимым условием при выполнении которых является доступ исполнителей к базам данных, системам безопасности и внутренним хранилищам архивов, библиотек и музеев.

В остальных случаях допускает проведение закупок товаров, работ и услуг способом "запрос котировки". Это не противоречит действующему законодательству РФ в целом и соответствующим нормативным актам в частности. В остальных случаях, когда нельзя проводить выбор исполнителя контракта, разрешено следующее:

В рамках Статьи 48 проведение конкурса открытого типа;

Электронные аукционы (Статья 59).

ФЗ-44 в некоторых случаях в соответствии со Статьей 83 разрешает выбор поставщика товаров, работ, услуг с помощью выявления предложений или проведение закупки у одного единственного поставщика (Статья 93).

Преимущества

Отличительной чертой запроса котировок по сравнению с другими способами определения поставщика является его простота и удобная реализация. С точки зрения заказчиков он считается самым легким в плане процедуры выбора исполнителя контракта. В связи с чем в большинстве случаев при условии, что обстоятельства будущей закупки удовлетворяют существующие ограничения, выбирается именно этот способ. Отличительными преимуществами данного вида определения поставщика перед другими являются:

Оперативность в сравнении с проведением электронных аукционов или открытого конкурса.

Относительно небольшой объем минимальной документации, необходимой для осуществления закупки.

Четкий регламент проведения, понятный как заказчику, так и исполнителю. В отсутствие специальных требований существенно снижается вероятность допустить в процессе выбора поставщика ошибки, что в дальнейшем минимизирует вероятность получения нареканий по процедуре закупки со стороны надзорных органов.

Существенное снижение риска наступления негативных последствий не по вине заказчика (например, сбой в работе электронной площадки по техническим причинам).

Использование наряду с основным критерием, применяемым при рассмотрении заявок, ряда других, дополнительных критериев.

Недостатки

К основным недостаткам процесса закупки товаров (работ, услуг) с помощью способа "запрос котировки" относятся следующие моменты:

Повышенное внимание со стороны контролирующих органов к процессу выбора исполнителя контракта. Проверяется в первую очередь аргументация выбора в пользу именно этого варианта и процесс формирования максимальной стоимости контракта со стороны заказчика.

Данный способ по сравнению с остальными является более трудоемким. На заказчика накладываются следующие дополнительные обязанности: прием и регистрация всех поступивших заявок, хранение всей принятой документации, предоставление всем участникам равноправного доступа к результатам рассмотренных заявок и прочие функции, предусмотренные законодательством.

Относительно высокий уровень риска, присущий способу "запрос котировки", связан с отсутствием закрепленного на законодательном уровне обязательного условия о внесении обеспечения заявок со стороны их владельцев. В данной ситуации существенно повышается вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком.

При проведении закупки с использованием рассматриваемого варианта невозможно разделить общую ее совокупность на отдельные составляющие (лоты).

Основные этапы процедуры закупки

Совокупность определения конечного исполнителя контракта методом "запрос котировки" можно разделить на шесть основных этапов, на каждом из которых производятся в ограниченных временных рамках только ему присущие мероприятия с составлением соответствующих документов. Ниже каждый из этапов подробно описан.

Первый этап

На этой стадии реализуется общая первоначальная задача подготовки к проведению закупки рассматриваемым методом. На первом этапе должны быть реализованы следующие мероприятия:

Разработка и утверждение положения о составе комиссии и ее полномочиях. Это осуществляется на основании Федерального закона №44-ФЗ и внутренних документов организации.

Создание на основе положения непосредственно самой комиссии, состоящей из членов организации и имеющих соответствующее образование. В задачи данной структуры входит рассмотрение всех поступивших котировок.

Планирование и непосредственная организация процедуры проведения закупки рассматриваемым способом.

При проведении мероприятий, характерных для первого этапа, составляются следующие документы:

Приказ организации о создании единой комиссии, в рамках которого принимается положение, закрепляющее процедуру действий при осуществлении всех закупок и определяющее полномочия каждого члена комиссии;

Непосредственный приказ о проведении закупки заказчиком способом "запрос котировки".

На приготовление всей необходимой документации законодательством дается определенное время. Накладывается следующее ограничение: полный комплект документов должен быть готов у заказчика не позднее, чем за десять дней (календарных) до даты, на которую назначен день завершения принятия заявок.

Второй этап

На этой стадии происходит непосредственная подготовка документов, необходимых для проведения запроса котировок. Реализуются следующие мероприятия:

Подготовка и утверждение пакета документов, необходимых для проведения планируемой деятельности;

Разработка и утверждения контракта, в рамках которого будет произведена закупка.

Для реализации данных мероприятий подготавливаются следующие документы:

1) создается техническое задание будущей закупки с обязательным обоснованием стоимости контракта;

2) разрабатываются соответствующие виды заявки для участия в закупке (образец запроса котировок);

3) утверждается тип итогового контракта, по условиям которого произойдет закупка;

4) разрабатывается специализированная документация, которая впоследствии будет опубликована - извещение о проведении запроса котировок.

Документация должна быть подготовлена и утверждена не позднее, чем за семь (в отдельных случаях четырех) календарных дней до даты, на которую назначен день завершения принятия заявок.

Третий этап

На этой стадии происходит публикация в специальной информсистеме сведений о проведении запроса котировок. Проводятся следующие мероприятия:

1. Оформление на руководителя организации (или иное должностное уполномоченное лицо) электронной подписи для участия в процессе закупок на специальном информационном ресурсе.

2. Регистрация организации в единой информсистеме, получение доступа и специальных ключей.

3. Публикуется на информационном ресурсе извещение о проведении запроса котировок.

4. Направление участникам закупок со стороны заказчика сведений по ранее разработанной структуре. Здесь используется установленная форма запроса котировок.

На третьем этапе необходимые документы должны быть подготовлены и утверждены не позднее, чем за семь (в отдельных случаях четыре) календарных дней до даты, на которую назначен день завершения принятия заявок. Извещение о запросе котировок должно быть направлено каждой стороне. Это необходимо сделать в тот же день, когда в единой информсистеме появилось объявление о проведении конкурса. Участие в запросе котировок может принимать любая зарегистрированная в информационной структуре сторона, обладающая необходимыми качествами для выполнения соответствующего заказа.

Четвертый этап

На этой стадии происходит получение всех заявок от участников и их хранение (на условиях анонимности) до момента определения победителя. Данный этап включает в себя ряд мероприятий. В частности:

Принимается с обязательным подтверждением заявка на запрос котировок;

В специальном журнале регистрируются все полученные сведения.

В процессе проводимых мероприятий создается особая документация, в которой фиксируется вся предоставленная информация. При этом обязательно подтверждение от представителей заказчика получения сведений (письменно в виде расписок, посредством специализированной связи с помощью электронной подписи). Прием заявок происходит с момента публикации сведений о проведении запроса котировок до регламентированного дня и времени, которые являются его окончанием.

Пятый этап

На данной стадии в результате следующих мероприятий происходит определение победителя:

Вскрытие всех зарегистрированных конвертов.

Индивидуальная оценка каждого предложения.

Выбор самого выгодного предложения и установление победителя.

Публикация в соответствии с результатами рассмотренных заявок на информационном сайте специального итогового документа о победителе. В результате составляется протокол запроса котировок. Победитель устанавливается не позднее 1-го рабочего дня с момента прекращения приема сведений от желающих. Проведение запроса котировок при условии подачи сведений от более чем одной стороны признается действительным.

Шестой этап

На заключительной стадии происходит заключение контракта с победителем, определившимся в результате способа "запрос котировок". Сроки подписания контракта находятся в пределах семи-двадцати дней с момента публикации результата рассмотрения поступивших сведений в единой информсистеме. В это время создается и утверждается окончательный вариант контракта с указанием цены и реквизитов победителя и передается исполнителю контракт на утверждение и подписание. После проведения всех процедур при отсутствии разногласий у сторон контракт подписывается и считается действительным.

Извещение - это документ, которым заказчик фактически приглашает потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) принять участие в процедуре выбора лучшего для заключения контракта с ним.

В извещении о запросе котировок необходимо указать:

  • сведения о заказчике (специализированной организации);
  • краткое изложение условий контракта;
  • срок и условия оплаты поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК) и ее обоснование;
  • форму заявки на участие в запросе котировок и порядок ее подачи;
  • все ограничения, которые устанавливает законодательство , на участие в определении поставщика;
  • преимущества, которые предоставляет заказчик (см. подробнее Как проводить закупки у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций и Как проводить закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов );
  • сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта согласно частям 8-26 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Перечень сведений, которые должно содержать извещение, устанавливает часть 1 статьи 73 Закона № 44-ФЗ. При запросе котировок на энергосервис в извещении дополнительно необходимо указать сведения, приведенные в частях 3 и 5 статьи 108 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! В извещении нельзя устанавливать требования, которые могут ограничить количество участников закупки. Например, в извещении нельзя указывать наименования организаций - производителей товаров, места происхождения, те или иные знаки обслуживания и т. п. Извещение может упоминать товарные знаки только в одном случае - если нужно указать средства труда при выполнении работ или услуг, но не как предмет контракта. Такие правила устанавливает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

См. примерную форму извещения о запросе котировок .

Заказчик может изменить извещение не позднее чем за два дня до момента, когда закончится (ч. 6 ст. 74 Закона № 44-ФЗ). Однако в таком случае участники закупки смогут исправить или отозвать свои заявки. Это они должны будут сделать до окончания срока подачи заявок (ч. 1 ст. 77 Закона № 44-ФЗ).

Может ли ФАС России признать закупку недействительной из-за орфографической ошибки (опечатки) в извещении о проведении запроса котировок?

Нет, орфографическая ошибка (опечатка) в извещении о запросе котировок - не основание для того, чтобы признать закупку недействительной.

Обоснование: Требования к извещению о запросе котировок приведены в части 1 статьи 73 и частях 3 и 5 статьи 108 Закона № 44-ФЗ. Там есть только , которую обязательно нужно указать в извещении, а не требования к ней.

Исходя из буквального толкования Закона № 44-ФЗ орфографическая ошибка (опечатка) - это не нарушение. Значит, оснований признать закупку недействительной нет.

Но такая ошибка или опечатка может привести к административной ответственности заказчика по части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ. Размер штрафа составит 1 процент начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 000 руб. и не более 50 000 руб.

Обоснование: Ошибка или опечатка в извещении (например, в наименовании объекта закупки) затруднит участникам поиск информации в ЕИС. В этом случае ФАС России признает ошибку нарушением законодательства на том основании, что она приводит к ограничению количества участников (ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Такой вывод следует из положений письма ФАС России от 4 сентября 2009 г. № АК/3415-ПР и подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. № ВАС-11085/10, постановления ФАС Московского округа от 15 июня 2010 г. № КА-А40/5663-10, от 3 июня 2010 г. № КА-А40/5388-10).

При этом Арбитражный суд Московской области в решении от 8 декабря 2009 г. № А41-35302/09 отметил, что ФАС России может привлечь организацию к ответственности не всегда. Для этого необходимо доказать, что ошибка или опечатка сделана умышленно с целью ограничения числа участников (т. е. не является технической ошибкой).

Несмотря на то что приведенная арбитражная практика и разъяснения ФАС России относятся к периоду действия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее - Закон № 94-ФЗ), их можно использовать и сейчас. Сделанные в них выводы актуальны и в условиях действующего законодательства.

При разработке документов для проведения запроса котировок ответственный сотрудник допустил технические ошибки (не исправил «товары» на «услуги», «работы» или «поставку товаров» на «оказание услуг, выполнение работ»). Может ли ФАС России из-за этого признать закупку недействительной?

Такой риск есть, но заказчик сможет оспорить решение ФАС России в суде.

Технические ошибки (не орфографические) в документации и извещениях о закупке - не редкость. Бывает, что при разработке документов ответственный сотрудник копирует документацию из предыдущей закупки или создает шаблоны документов, в которые при новой закупке вносит незначительные изменения. И в таких случаях возникают ситуации, когда в какой-то части документации не замечают и не исправляют «товары» на «услуги», «работы» или «поставка товаров» на «оказание услуг, выполнение работ» и прочие технические ошибки. При проверке контролирующие органы могут признать их нарушением, а закупку - недействительной. Но заказчик может оспорить это в суде.

Так, Седьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 10 июля 2014 г. № 07АП-5337/2014 пришел к выводу, что решение УФАС России не обосновано. Спор возник из-за того, что заказчик в форме заявки на участие вместо слов «участник размещения заказа согласен оказать услуги в полном объеме» ошибочно указал «участник размещения заказа согласен поставить товар в полном объеме». Но такая техническая ошибка в приложении к извещению не может ввести в заблуждение и не ограничивает число возможных участников запроса котировок. Ведь предмет закупки в извещении был указан правильно.

Этап 3. Публикация извещения и направление запросов о представлении котировок

Контрактный управляющий (сотрудник контрактной службы) должен разместить в Единой информационной системе (далее - ЕИС):

  • извещение о запросе котировок;
  • информацию о нуждах заказчика;
  • проект контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) (ч. 2 ст. 73 Закона № 44-ФЗ).

А вот закупочную документацию размещать не надо. Закон этого не предусматривает. Значит, и участники запроса котировок не могут направлять запросы о ее разъяснении.

Об этом сказано в части 1 статьи 74 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 7 декабря 2015 г. № ОГ-Д28-15203.

Срок для размещения - не позднее чем за семь рабочих дней до . Извещение можно публиковать и за четыре рабочих дня до истечения указанного срока. Но это возможно, если:

  • сумма закупки не превышает 250 000 руб.;
  • закупают продовольствие, лекарственные средства, топливо, необходимые для оказания скорой медицинской помощи или для нормального жизнеобеспечения граждан.

Извещение должно быть в бесплатном доступе в течение всего срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Такой порядок предусматривают части 1 и 2 статьи 74 Закона № 44-ФЗ.

Если из-за технических сбоев в ЕИС невозможно опубликовать информацию о закупке, это необходимо сделать незамедлительно, как только система снова заработает. При этом о возникших трудностях нужно сообщить в службу техподдержки.

Заказчик (уполномоченный орган) также может опубликовать извещение в любых средствах массовой информации, включая электронные. Закон № 44-ФЗ не содержит запрета на это.

Одновременно с публикацией извещения заказчик (уполномоченный орган) может направить запросы о представлении котировок . В таком случае в рассылку включаются не менее трех лиц, которые могут реализовать требуемый предмет закупки (ч. 3 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Однако есть ситуации, когда без направления запроса заказчику не обойтись. Это касается ситуаций, когда запрос котировок организуют:

  • либо для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства;
  • либо для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме;
  • либо для нормального жизнеобеспечения граждан (ч. 4 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Этап 4. Прием заявок

При приеме заявок нужно учитывать следующее.

1. Срок. Срок подачи заявок (ч. 1 ст. 77 Закона № 44-ФЗ). И даже если этот , участник, чью , подать повторную уже не сможет. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 25 июня 2015 г. № Д28и-1916 (доведено письмом ФАС России от 29 июля 2015 г. № АЦ/38364/15).

Прием заявок прекращается в момент, когда:

  • начинается вскрытие конвертов с заявками участников и
  • происходит открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде (ч. 7 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Заявки, полученные после, не рассматривают и в тот же день возвращают отправителям с уведомлением об этом (ч. 5 ст. 77 Закона № 44-ФЗ).

2. Форма. Участники могут подать заявку на участие в запросе котировок:

  • либо в письменной форме. При этом конверт с заявкой должен быть запечатан;
  • либо в электронной форме через ЕИС. При этом доступ к электронному документу должен быть закрыт до срока вскрытия конвертов, указанного в извещении (ч. 2 ст. 77 Закона № 44-ФЗ), а заявка - содержать усиленную электронную подпись (ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ).

3. Количество. Любой претендент на заключение контракта может подать только одну заявку на участие в запросе котировок.

Но может случиться так, что:

  • один участник подаст две и более заявки. В таком случае их рассматривают и в тот же день возвращают отправителю с уведомлением об этом (ч. 4 ст. 78 Закона № 44-ФЗ);
  • до момента вскрытия конвертов не будет подано ни одной заявки. В таком случае запрос предложений признается несостоявшимся.

4. Подтверждение. Так, заказчик должен:

  • зарегистрировать каждую котировочную заявку в журнале ;
  • по требованию участника выдать расписку , в которой указать дату и время получения заявки;
  • отправить участнику подтверждение (в письменном или электронном виде) о получении заявки в форме электронного документа в день ее поступления.

Такой порядок устанавливает часть 3 статьи 77 Закона № 44-ФЗ.

Этап 5. Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа)

На этом этапе члены комиссии по проведению запроса котировок:

  • вскрывают конверты с заявками и
  • открывают доступ к заявкам, поступившим в электронной форме.

При вскрытии конвертов нужно объявить:

  • информацию о месте, дате, времени вскрытия конвертов;
  • наименование (фамилию, имя, отчество), почтовый адрес каждого участника, конверт которого вскрывается, его предложение цены контракта.

При этом нужно соблюсти следующие требования:

1. Процедуру вскрытия конвертов (открытия доступа к электронным заявкам) нужно проводить в том месте и в то время , которые указаны в извещении.

2. Участникам нужно обеспечить возможность присутствовать лично или через своих представителей при вскрытии конвертов с заявками (или при открытии доступа к электронным заявкам).

3. В ходе процедуры вскрытия конвертов и открытия доступа заказчик обязан обеспечить аудиозапись . Участники также могут вести аудио- и видеозапись вскрытия конвертов.

Об этом сказано в частях 1, 2, 5 статьи 78 Закона № 44-ФЗ.

Этап 6. Рассмотрение и оценка заявок

Все поступившие заявки нужно рассмотреть и оценить в (ч. 1 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

В процессе заседания комиссия рассматривает и обсуждает каждую заявку в отдельности. Результаты рассмотрения заявок необходимо отразить в .

Заявки должны содержать информацию об участнике (наименование организации или Ф. И. О. гражданина, место нахождения, банковские реквизиты и т. д.), а также:

  • предложение о цене контракта;
  • согласие исполнить условия контракта, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок;
  • наименование и характеристики поставляемого товара;
  • документы, которые подтверждают право на получение преимуществ при участии в закупке;
  • ИНН учредителя (при наличии);
  • декларацию о принадлежности участника к СМП или СОНКО , если закупка проводится только среди таких участников;
  • документы (заверенные копии), которые подтверждают, что предлагаемый товар, работа или услуга соответствует условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска - если такие требования установлены.

Такой перечень указан в части 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ. Если же участник претендует на заключение энергосервисного контракта, он должен дополнительно указать сведения, приведенные в части 6 статьи 108 Закона № 44-ФЗ.

А вот указывать то, что участник - не офшорная компания, не нужно. Подтверждением этого будет сам факт подачи заявки на участие (ч. 3.1 ст. 73 Закона № 44-ФЗ). Ведь офшорным компаниям участвовать в закупках запрещено .

Комиссия отклоняет заявку в следующих случаях.

1. Заявка не соответствует требованиям, которые указаны в (в т. ч. единым требованиям или некоторым требованиям технического задания ).

Если в заявке нет данных о том, соответствует ли участник единым требованиям, то комиссия может проверить их любым доступным способом. Например, она может использовать общедоступные базы данных органов власти, реестры и другие официальные источники информации (письма Минэкономразвития России от 12 декабря 2014 г. № Д28и-2703, от 10 декабря 2014 г. № Д28и-2788).

Пример рассмотрения котировочной заявки

Объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности. Участники должны иметь соответствующую лицензию.

Заказчик должен отклонить заявку, если необходимой лицензии нет. Но при этом он не может в извещении установить требование к участникам о представлении копии лицензии, поскольку она в состав заявки не включена (ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ). Нельзя отклонить заявку из-за того, что такой копии нет.

Но заказчик может проверить наличие либо отсутствие лицензии другими способами. Например, он может направить запросы в лицензирующие органы, изучить реестры лицензий на официальных сайтах лицензирующих органов.

Совет: Если в итоге после проверки заявку отклонили из-за несоответствия конкретным критериям, то это целесообразно обосновать - на тот случай, если участник обратится с жалобой в ФАС России. То есть нужно быть готовым объяснить, почему принципиально наличие именно таких свойств товара.

2. Предложенная цена товаров (работ, услуг) превышает максимальную цену, которая указана в извещении о проведении запроса котировок.

3. Участник не представил:

  • документы на получение преимуществ при проведении закупки,
  • информацию о цене товара (работы, услуги) и
  • согласие исполнить условия контракта.

Отклонять котировочные заявки по другим основаниям нельзя.

Нужно ли отклонить заявку на участие в запросе котировок, если участник допустил арифметическую ошибку в итоговой сумме? Цены, предложенные по позициям товаров (работ, услуг), ниже, чем у других участников.

Нет, не нужно.

Закон № 44-ФЗ содержит . Отклонять котировочные заявки по другим основаниям нельзя (ч. 7 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

В рассматриваемой ситуации цена, которую предложил участник в котировочной заявке, не превышает цену в запросе котировок. Поэтому если она соответствует всем другим требованиям, которые содержит извещение о проведении запроса котировок, то оснований для ее отклонения нет.

Внимание! Если заказчик необоснованно отклонит заявку, которая содержит лучшее предложение, то результат закупки признают недействительным.

Также отклоненный участник сможет обратиться в суд за получением упущенной выгоды.

Так, Арбитражный суд Липецкой области удовлетворил подобный иск участника и взыскал с заказчика сумму неполученной участником прибыли (решение от 27 мая 2015 г. по делу № А36-6879/2014).

Такой порядок приведен в части 7 статьи 78 Закона № 44-ФЗ и разъяснен в пункте 5 письма Минэкономразвития России от 19 августа 2014 г. № Д28и-1616.

Победителем признается участник закупки, чья заявка:

  • отвечает всем требованиям, которые установлены в извещении о проведении запроса котировок;
  • содержит наиболее низкую цену товаров (работ, услуг).

Особые правила установлены для следующих случаев.

Ситуация 1. Несколько участников предложили одну и ту же (самую низкую) цену. В таком случае победителем признают того, чья котировочная заявка поступила раньше (ч. 6 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация 2. Подана только одна заявка, которая соответствует всем требованиям. В таком случае запрос котировок признается несостоявшимся, и заказчик заключает контракт с участником, который подал эту заявку, как с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 79, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация 3. Котировочная комиссия признала только одну заявку соответствующей всем требованиям. В таком случае также запрос котировок признается несостоявшимся, и заказчик заключает контракт с участником, который подал эту заявку, как с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 79, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация 4. Котировочная комиссия отклонила все заявки. В этом случае необходимо продлить на четыре рабочих дня. Для этого нужно:

  • в течение одного рабочего дня после первоначального срока подачи разместить в ЕИС извещение о продлении срока;
  • направить запрос о подаче заявок на участие трем (или более) участникам, которые могут выполнить контракт.

Если после этого ни один участник не подаст заявку, закупку нужно провести снова. Но если есть одна заявка, которая соответствует всем требованиям, то нужно заключить контракт с ее автором.

Об этом сказано в частях 2, 3, 4 статьи 79 Закона № 44-ФЗ.

Протокол

В протоколе необходимо указать сведения:

  • о заказчике;
  • о существенных условиях контракта;
  • обо всех участниках, которые подали заявки на участие в запросе котировок;
  • о наиболее низкой предложенной цене товаров (работ, услуг);
  • об участнике, который предложил такую же цену, как и победитель, или об участнике, который предложил лучшие после победителя условия.

Такой перечень приводит часть 8 статьи 78 Закона № 44-ФЗ.

Протокол составляют в двух экземплярах и подписывают все члены комиссии. Один экземпляр остается у заказчика, второй - в течение двух дней необходимо передать победителю (ч. 8 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

Этап 7. Публикация протокола рассмотрения и оценки заявок. Разъяснение результатов

Подписанный необходимо разместить в ЕИС. Сделать это нужно в день подписания.

После этого участники могут обратиться с запросом о разъяснении результатов запроса котировок. Ответ на указанный запрос нужно дать в течение двух рабочих дней со дня его поступления. Такое правило содержит часть 10 статьи 78 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! Если заказчик составит протокол с нарушением установленных требований или не разместит его вовремя в ЕИС, то есть риск административной ответственности.

Так, часть 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя). На контрактного управляющего (сотрудников контрактной службы) могут наложить штраф в размере 10 000 руб.

Об этом заказчикам напоминает и Минэкономразвития России в своем письме от 18 февраля 2015 г. № ОГ-Д28-2117.

Этап 8. Заключение контракта

По итогам запроса котировок заказчик заключает с победителем контракт. Это нужно сделать не ранее чем через семь и не позднее чем через 20 дней с даты подписания (ч. 13 ст. 78 Закона № 44-ФЗ). Течение срока определяется в календарных днях.

Обоснование: Закон № 44-ФЗ в части 13 статьи 78 не уточняет, в каких днях (рабочих или календарных) нужно исчислять установленный срок. Однако об этом свидетельствует следующее.

1. В ряде случаев Закон № 44-ФЗ четко указывает, что для определения срока нужно учитывать рабочие дни (ч. 6 ст. 44, ч. 3 ст. 45, ч. 4 ст. 49, ч. 21 ст. 68 Закона № 44-ФЗ). То есть если срок не установлен в рабочих днях специально, то его нужно исчислять в календарных днях. Поэтому при определении даты, не ранее которой заказчик должен заключить контракт, нужно учитывать выходные дни.

2. В общих положениях Гражданского кодекса РФ о порядке определения срока указано: «Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало» (ст. 191 ГК РФ). Если последний день срока приходится на нерабочий (выходной) день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

В ситуации, когда Закон № 44-ФЗ не указывает порядок определения срока, надо применять положения Гражданского кодекса РФ (ст. 2 Закона № 44-ФЗ). То есть при определении даты, не ранее которой заказчик должен заключить контракт, нужно учитывать выходные дни. Этот вывод подтверждает арбитражная практика - см., например, постановления ФАС Московского округа от 31 августа 2010 г. № КГ-А40/9259-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 6 декабря 2007 г. № Ф04-8394/2007(40728-А45-31). Несмотря на то что приведенные постановления относятся к периоду действия Закона № 94-ФЗ, эту практику можно использовать и сейчас. Сделанные в ней выводы не противоречат действующему законодательству.

Победитель вместе с подписанным контрактом должен передать заказчику:

  • заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации (для иностранных организаций).

Если победитель не представит эти документы в срок, указанный в извещении, то его необходимо признать уклонившимся от заключения контракта.

В таком случае заказчик заключает контракт с участником, который предложил:

  • либо такую же цену, как и победитель;
  • либо лучшую цену после победителя (если она не превышает НМЦК и такую цену, как победитель, больше никто не предложил).

Если такой участник откажется от заключения контракта, то его также признают уклонившимся от заключения контракта.

Об этом сказано в частях 11, 12 статьи 78 Закона № 44-ФЗ.

Запрос котировок

Запрос котировок - это упрощенная форма торгов. В случае с запросом котировок "упрощенность" заключается в том, что не проводится никаких торгов, очень ограниченный объем документации (запроса котировок). Очень простая также форма котировочной заявки.

Извещение о запросе котировок

Документ, который содержит основную информацию о запросе котировок
  • Разумеется, реквизиты заказчика, и прочая информация, требования к которой установлены законодательно.
Запросы котировок применяются заказчиками, когда максимальная (начальная) сумма контракта - менее 500 000 рублей.

Эту сумму можно разбивать: запрос котировок на 50 000 рублей, : запрос котировок на 100 000 рублей: запрос котировок на 150 000 рублей и т.п..

Причем есть ограничение: не более 500 000 рублей (в сумме) в квартал, по данным направлениям (работам, услугам или товарам).

Если в текущем квартале 500 000 "выбраны", то следующие заказы, даже очень маленькие, заказчик обязать размещать как электронные аукционы.

Новый закон, ФЗ-44, заменил 500-тысячный лимит на 10%-1 лимит в отношении общего объема одноименных заказов в год.

Запрос котировок. Запрос предложений.

По своей сути запрос котировок - это ничто иное как запрос предложений о цене (стоимости) выполнения работ.

Запрос котировок. Протокол рассмотрения котировочных заявок.

После рассмотрения котировочных заявок формируется протокол рассмотрения котировочных заявок, где указаны участники, подавшие котировочные заявки, распределенные в соответствии с предложенными ими ценами.

Участник, предложивший в котировочной заявке наименьшую сумму, становиться победителем запроса котировок, о чем также есть отметка в протоколе рассмотрения котировочных заявок. С победителем и заключается государственный (муниципальный) контракт.

Запрос котировок. Форма запроса котировок.

Форма запроса котировок: упрощенно

  • Начальная цена запроса котировок
  • Сроки проведения запроса котировок
  • Инфо о товарах или услугах, которые являются предметом запроса котировок
  • Разумеется, реквизиты заказчика, и прочая информация, требования к которой установлены законодательно.

Запрос котировок. Сроки проведения запроса котировок.

  • Если максимальная цена ниже 250 000 рублей - срок проведения запроса котировок составляет 4 дня.
  • Если максимальная цена выше 250 000 рублей и ниже 500 000 рублей - срок проведения запроса котировок составляет 7 дней.
Ценовое предложение делается 1 раз - в котировочной заявке. Более подробно о котировочных заявках в соответствующем разделе сайта.
Понравилось? Лайкни нас на Facebook