Информационные технологии управления жилищно коммунальным комплексом. Информационные технологии ЖКХ: ГИС и компьютерные модели в тепло-, водоснабжении и водоотведении. Новые технологии в системах отопления и горячего водоснабжения, теплообменное оборудова

Введение

1.1 Понятие ЖКХ

Заключение


Введение

Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера ЖКХ. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления, повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых деятельностью в жилищно-коммунальной сфере.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса - важнейшие характеристики обеспечения стабильности и устойчивого развития национальной экономики, непосредственно влияющие на уровень и качество жизни всех ее граждан.

Однако, эта сфера жизнедеятельности общества находится в кризисном состоянии, исторически обусловленном рядом обстоятельств: неэффективной системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, хроническими неплатежами. Управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) имеет крайне низкую эффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению. Отсутствует эффективно функционирующая система информационного обеспечения управления, которая могла бы способствовать процессу реформирования ЖКХ и переходу его в качественно новое состояние. Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.

Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКХ - необходимое звено реформы ЖКХ.

Внедрение информационных технологий позволит создать качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.

В этой связи объективно возрастает потребность в проведении структурных преобразований в управлении ЖКХ, опирающихся на научно-обоснованный массив информации. Это необходимо для принятия эффективных управленческих решений и, что особенно значимо, для обеспечения принципа оптимальности контроля над деятельностью субъектов ЖКХ, который в соответствии с новым Жилищным кодексом (ЖК РФ) становится ключевым элементом управления и требует полной информации, получаемой из различных источников.

Целью этой работы является исследование таких вопросов, как информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой, а так же деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве.

Задачи – изучение информационных технологии управления жилищно-коммунальной сферой, а именно понятия ЖКХ, задач информационных систем ЖКХ; единых расчетно-кассовых центров, а так же деятельности Единых информационно-расчетных центров в Москве.


1. Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой

1.1 Понятие ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство - комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов. ЖКХ включает:

· Водопровод - устранение протечек водопроводных труб, система очистки воды

· Канализация - отведение сточных вод

· Капитальный ремонт зданий

· Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания)

· Теплоснабжение - обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ. Нарушение работы может вызвать топливно-энергетический кризис.

Эта отрасль, без которой практически невозможна жизнедеятельность человека, города, территории, требует формирования эффективного механизма взаимодействия научно-производственных организаций с органами местного самоуправления и населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу .

1.2 Задачи информационных систем ЖКХ

Задачи, на решение которых направлено использование информационных систем в сфере ЖКХ, приведены на рис. 1.

Рис. 1. Задачи информационных систем ЖКХ

ИС ЖКХ обеспечивают повышение оперативности поступления на диспетчерский пункт текущей информации о состоянии объектов с целью быстрого реагирования на проблемные ситуации.

Обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории - это учет потребления энергоносителей и воды, контроль технических параметров отопления, горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения, вентиляции, работы лифтового оборудования, контроль технологической дисциплины, передача информации в разрезе домов, микрорайонов, кварталов с целью расчета тарифов, принятия решений по капитальному ремонту и др.

Дистанционное управление объектами ЖКХ предполагает управление давлением и напряжением в сетях, включение-выключение освещения в подъездах и внутридворовых территориях, контроль доступа в технические помещения.

Последствия изменения тарифов, станок на услуги ЖКХ можно прогнозировать посредством моделирования ситуаций.

Бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги включает:

· ведение учета зданий, квартир;

· управление лицевыми счетами;

· ведение поквартального учета коммунальных услуг и нормативов потребления;

· начисление субсидий и учет льгот (в совокупности и по каждому жильцу, вписанному в лицевой счет) с возможностью изменения их перечня пользователем;

· группировка зданий с целью изменения нормативов и других параметров для большого числа квартир, оперативное выполнение расчетов в процессе таких изменений;

· ведение учета доходов каждой семьи и начисление субсидий в соответствии с этими данными;

· расчет суммы льгот (с возможностью ее перерасчета в случае изменения законодательства) для каждого жильца;

· ведение истории начислений (перерасчет по предыдущим периодам в соответствии с существовавшими тогда нормативами).

Повышение качества работы с населением достигается сокращением очередей при получении справок, выписок, автоматизацией формирования и печати отчетов.

Экономия бюджетных средств достигается за счет сокращения трудозатрат на выполнение операций и численности персонала .


2. Единые расчетно-кассовые центры (ЕРКЦ)

В настоящее время автоматизация ЖКХ движется в направлении организации единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ). Основное назначение ЕРКЦ - расчет стоимости коммунальных услуг, автоматизация оплаты коммунальных услуг населением в условиях действия договорных отношений между производителями услуг ЖКХ.

Основными целями создания ЕРКЦ являются:

· формирование бездотационной системы ЖКХ на базе финансового анализа, контроля и учета имеющихся ресурсов;

· учет потоков платежей за коммунальные услуги и управление документооборотом;

· контроль собираемости платежей;

· создание базы данных городского хозяйства, включающей всю информацию о состоянии жилищного фонда, о населении, квотах, субсидиях, оказанных услугах.

Важнейшими направлениями деятельности ЕРКЦ являются:

· оперативное централизованное обслуживание жителей МО по оплате жилищно-коммунальных услуг;

· подготовка и доставка населению платежных документов;

· предоставление льгот и субсидий;

· внесение корректировок в расчеты при изменении тарифов, льгот и субсидий;

· учет граждан, имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг;

· централизованная информационно-аналитическая поддержка административных округов.

Централизация абонентского обслуживания населения на базе ЕРКЦ позволила получить ряд преимуществ:

· улучшение контроля правильности изменения тарифов и начисления платы за ЖКУ, исключение разночтений документов и ошибок их толкования;

· использование на территории города единой счет-квитанции, вручаемой каждому плательщику лично;

· повышение оперативности обновления информационной базы;

· повышение качества предоставления льгот за счет интеграции информационной базы с базой данных службы социальной защиты населения;

· повышение качества информационного обслуживания населения за счет организации «горячей линии» по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг .

Возрос интерес поставщиков коммунальных услуг к повышению собираемости коммунальных платежей, так как сумма денежных средств, перечисляемых этим организациям, определяется объемом фактически предоставленных услуг. Этим стимулируется повышение качества предоставляемых услуг.


3. Деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 июня 2002 года N 476-ПП "О создании Единых информационно-расчетных центров" органами исполнительной власти, входящими в Комплекс городского хозяйства Правительства Москвы, префектурами административных округов, управами районов города совместно с ресурсоснабжающими организациями, ОАО "Банк Москвы" в короткий срок созданы и функционируют во всех районах города единые информационно-расчетные центры.

За период с ноября 2002 года по настоящее время выполнен значительный объем работы по решению организационно-распорядительных вопросов, связанных с обеспечением работы единых информационно-расчетных центров, что позволило объединить все основные виды жилищных (эксплуатационных), коммунальных и иных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКУ) в едином платежном документе, организовать их централизованную доставку населению, обеспечить сбор большинства видов платежей за ЖКУ через единый платежный документ на транзитные счета и их дальнейшее распределение непосредственно поставщикам услуг, минуя посредников, повысить степень прозрачности расчетов за ЖКУ, создать предпосылки для обслуживания населения по принципу "одного окна".

В этой связи особое внимание уделялось координации действий всех участников процесса функционирования единых информационно-расчетных центров, созданию условий доступности для москвичей информации о проводимых операциях по начислению платежей за предоставленные им жилищно-коммунальные и прочие услуги, об установленных ставках и тарифах, льготах и субсидиях, организации консультаций по всему спектру вопросов и проблем в этой области.

Наиболее успешно решались вопросы создания и организации работы единых информационно-расчетных центров префектурами Центрального, Северо-Восточного, Восточного, Южного и некоторых других административных округов города. Определенный положительный опыт по созданию системы начисления платежей за ЖКУ и начисления субсидий по принципу "одного окна" создан в городе Зеленограде.

В ряде районов города, например: Жулебино, Люблино, Кунцево, Лианозово, Алтуфьево, Чертаново Северное, Бескудниково, Ломоносовский, Теплый Стан, Северное Измайлово, Вешняки, Арбат, Тимирязевский, Бирюлево Восточное, благодаря усилиям префектур, районных управ, дирекций единого заказчика успешно работают единые информационно-расчетные центры, имеющие хорошую материально-техническую базу и квалифицированный персонал.

Позитивную роль в процессе становления системы ЕИРЦ, повышения уровня ее функционирования играет ОАО "Банк Москвы", выполняющий функции финансового оператора и обеспечивший создание эффективной системы учета денежных потоков в системе жилищно-коммунального хозяйства.

Организация ЕИРЦ, налаживание их деятельности сопровождались широкой информационно-разъяснительной работой как непосредственно через единые информационно-расчетные центры, так и через городские, окружные и районные средства массовой информации.

В результате, если в ноябре 2002 года количество москвичей, оплачивающих жилищно-коммунальные и прочие услуги по единым платежным документам, не превышало 20%, то в настоящий период в целом по городу этот показатель составил более 95%.

Вместе с тем существующая система единых информационно-расчетных центров требует дальнейшей доработки.

В настоящее время деятельность ЕИРЦ не охватывает все категории плательщиков за ЖКУ, что мешает созданию оптимальной социально-экономической модели начислений, сбора и распределения платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Требуют решения вопросы более рациональной организации управления и функционирования ЕИРЦ в первую очередь за счет унификации и оптимизации процессов, связанных с начислением платежей, создания единого информационного пространства, охватывающего всех участников системы расчетов, в рамках целевой городской программы Электронная Москва.

Необходимы дальнейшее материально-техническое и кадровое укрепление ряда ЕИРЦ, создание общегородской системы подготовки и переподготовки сотрудников центров всех уровней .


Заключение

Итак, мы рассмотрели информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой и деятельность Единых информационно расчетных центров в Москве.

Жилищно-коммунальное хозяйство - это сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов.

Для успешной работы ЖКХ необходимо внедрение информационных технологий, что позволит создать качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.

К задачам информационных систем ЖКХ можно отнести следующие:

Повышение оперативности диспетчеризации;

Обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории;

Дистанционное управление объектами ЖКХ;

Моделирование ситуаций;

Бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги;

Повышение качества работы с населением;

Информационное обслуживание органов муниципального управления;

Обмен информацией между органами муниципального управления;

Экономия бюджетных средств.

Следует отметить, что для реализации информатизации жилищно-коммунальной сферы в административных округах г. Москвы создаются Единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ) с отделениями в районах г. Москвы.

На ЕИРЦ возлагается формирование и организация доставки жителям единого платежного документа, обобщающего начисления поставщиков жилищно-коммунальных и прочих услуг и ресурсов, с учетом действующих льгот и субсидий, а в дальнейшем - адресных субсидий, организация приема населения, позволяющего жителям получать информацию о всех предоставленных жилищно-коммунальных и прочих услугах, начислениях и оплате за них (единое окно) и оформление запрашиваемых населением документов, справок, выписок и т.д., а также формирование пакета документов для предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Утверждается форма и правила заполнения Единого платежного документа в целях обеспечения необходимых критериев функционирования ЕИРЦ.


Список литературы и источников

1. Постановление правительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 617-ПП О работе Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) и мерах по совершенствованию их деятельности

2. Жадько П. А. Информационное обеспечение оценки состояния и организации контроля в структуре ЖКХ региона. - Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Москва, 2009.

3. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с. - (Серия "Учебник для вузов")


Http://ru.wikipedia.org/wiki/Жилищно-коммунальное_хозяйство

Http://mgkh.mosreg.ru/

Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с. - (Серия "Учебник для вузов")

Постановление правительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 617-ПП О работе Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) и мерах по совершенствованию их деятельности

Статья посвящена практике применения методик компьютерного моделирования в областях тепло-, водоснабжения и водоотведения. Рассмотрены задачи и методы моделирования централизованных коммунальных систем для выявления и устранения гидравлической разбалансировки, разработки и актуализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также возможности применения в этой работе геоинформационных систем (ГИС).

Современные информационные технологии в ЖКХ могут решить большинство из существующих проблем в этой сфере.

Практикующие инженеры знают, что основная причина ухудшения качества услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения - неоптимальные режимы работы соответствующих централизованных систем. Результатом могут стать неоправданные потери тепла и воды, перерасход электроэнергии, газа (топлива), а также увеличение количества жалоб потребителей. Чтобы система функционировала в оптимальном режиме, рекомендуется периодически проводить комплекс наладочных мероприятий*. Но иногда, при решении масштабных задач (например, модернизации и развития коммунального хозяйства города), требуется рассматривать техническую систему в более широком контексте, с учетом ее окружения. Необходимо учитывать финансовое состояние и техническое обеспечение предприятий ЖКХ, необходимость подключения к сетям новых потребителей, доступность различных видов топлива, административное регулирование и многое другое. Решению этих задач могут помочь схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

*Отраслевой стандарт. Тепловые сети. Режимная наладка систем централизованного теплоснабжения. ОСТ 36-68-82. 1982.

Под схемой теплоснабжения (поселения или городского округа) понимается «документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (Федеральный закон от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении»). Коротко говоря, в состав схемы теплоснабжения входит подробное описание текущего состояния систем теплоснабжения (поселения или городского округа) и 15-летний план их развития.

Схемы водоснабжения и водоотведения имеют аналогичный смысл: это «совокупность графического… и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и/или водоотведения и направлений их развития» на 10-летнюю перспективу (постановление Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения»).

  • Закрыть, нельзя оставить: о переходе с открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) на закрытые

Задачи схем теплоснабжения определяет государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 г.». Программа предполагает:

  • уменьшение удельного расхода топлива при производстве тепла до 167,2 кг у. т./Гкал;
  • сокращение удельного расхода электроэнергии до 12 кВт∙ч/Гкал;
  • повышение выработки электричества за счет когенерации до 57 млрд кВт∙ч (5 % общей выработки электроэнергии в России);
  • уменьшение потерь тепла в сетях до 10,7 %.

К сведению

Расходы на коммунальные услуги составляют более 10 % в структуре расходов населения. Для беднейших социальных слоев этот показатель достигает 15–17 %.

Источник: gks.ru

Электронные модели систем тепло-, водоснабжения и водоотведения

Требования к схемам для городских округов с населением более 100 тыс. человек установлены постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154. Схема должна включать электронную модель, которая:

  • содержит графическую и семантическую информацию об объектах системы теплоснабжения с привязкой к топооснове;
  • позволяет производить расчеты теплогидравлических режимов;
  • помогает формировать программу оперативных переключений и возможных присоединений потребителей;
  • рассчитывает балансы тепловой энергии;
  • определяет значения показателей надежности теплоснабжения.

Аналогичные требования определены для электронных моделей водоснабжения и водоотведения (постановление Правительства РФ от 05.09.2013 № 782).

Наш опыт показывает, что моделирование и последующая режимная наладка тепловой сети позволяет достигнуть этих показателей и сэкономить 3–10 % суммарных расходов на теплоснабжение*. В масштабе расходов тепловой сети котельной или ТЭЦ мощностью 100 Гкал/ч экономия может достигать 30 млн руб. в год. Мероприятия же по наладке будут стоить на порядок дешевле, а проводить их можно не чаще одного раза в пять лет.

*В. Л. Говоров, С. Г. Легостин, А. В. Луняков, М. А. Галахов. Современный подход к наладке и модернизации систем централизованного теплоснабжения // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2012. № 3. Часть I;

В.Л. Говоров, С. Г. Легостин, А. В. Луняков, М. А. Галахов. Электронная модель системы теплоснабжения и современный подход к наладке и модернизации тепловых сетей. Электронный ресурс. http://geoinfograd.ru

  • Приборы для ограничения водоотведения: законность применения

Для менее крупных (менее 100 тыс. человек) муниципальных образований электронная модель, позволяющая решать задачи моделирования системы теплоснабжения, выполнять гидравлический расчет и наладку тепловых сетей, рассчитывать показатели надежности теплоснабжения, моделировать отключения/переключения участков, сегментов сети и потребителей, в т. ч. при аварийных ситуациях и их ликвидации, также полезна. Особенно актуальна она для городов - как по соображениям экономии тепла и энергоресурсов и уменьшения жалоб потребителей, так и по требованиям Ростехнадзора (приказ Ростехнадзора от 17.07.2013 № 314). В ООО «ГеоИнфоГрад» для создания такой электронной модели используется программно-расчетный комплекс ZuluThermo. Примерный вид расчетной модели показан на рис. 1.

Процесс разработки электронной модели и мероприятий по наладке и регулированию системы централизованного теплоснабжения можно разбить на этапы.

1. Запрос у теплоснабжающей организации исходных данных по системе теплоснабжения, их уточнение.

2. Создание компьютерной модели топологии сети с привязкой к местности (в масштабе) на основе графических материалов, обследования или описания.

3. Анализ и систематизация исходных документов и данных по тепловой сети. Подготовка информации для расчета на ЭВМ. Создание расчетной модели (схемы) тепловых сетей и ввод данных по тепловой сети. Выполнение расчета на ЭВМ и анализ результатов расчета.

4. Верификация данных, калибровка модели, определение гидравлических характеристик участков сетей.

5. Теплогидравлические расчеты тепловых сетей:

  • гидравлический расчет и разработка гидравлического режима (режимов);
  • расчет дроссельных устройств.

6. Разработка мероприятий по наладке системы централизованного теплоснабжения. Оформление в виде отчета.

7. Внедрение разработанных мероприятий (в межотопительный период выполняют, как правило, теплоснабжающая организация и управляющие организации).

8. Замеры параметров работы системы теплоснабжения для регулирования. Корректировка расчетной модели и разработка мероприятий по регулированию тепловых сетей по результатам работы системы теплоснабжения в устойчивом режиме после внедрения мероприятий по наладке тепловых сетей (следующий отопительный период).

В процессе таких работ (либо независимо от них) могут выполняться поставка программного обеспечения (ПО) для работы с электронной моделью и теплогидравлических расчетов, обучение сотрудников заказчика работе с ПО ГИС Zulu, ZuluThermo и электронной моделью.

Для справки

«18. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с обязательствами по срокам устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанных в п. 18 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утв. приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (п. 23.1 настоящих Методических рекомендаций)».

  • Новые технологии в системах отопления и горячего водоснабжения, теплообменное оборудование

Экономический эффект от применения современных информационных технологий в ЖКХ

Оценка экономического эффекта от наладки системы теплоснабжения показывает, что эти мероприятия для разбалансированной системы, как правило, должны окупаться в течение одного отопительного периода после их проведения и давать в дальнейшем экономический эффект, соответствующий устраненной разбалансировке системы. Организационный эффект от наладки состоит в уменьшении числа жалоб и судебных разбирательств с потребителями тепла. В целом эффект от наладки можно оценить как 1–10 % от реализации тепла за счет уменьшения перерасходов газа на выработку тепла и электроэнергии на работу сетевых насосов.

Экономический эффект от использования схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для планирования эксплуатации, модернизации и развития систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения оценить сложнее. Сама схема теплоснабжения прямой выгоды приносит немного - только удовлетворение требованиям закона и постановления правительства. Однако она позволяет выявить факторы неэффективности систем теплоснабжения и возможности улучшения их работы за счет перехода на более дешевое топливо, использования более эффективных котельных или ТЭЦ, уменьшения потерь в сетях, снижения аварийности, устранения перетопа, более эффективного использования ресурсов теплоснабжающей организации и др. Также схема теплоснабжения послужит платформой для обоснования инвестиционных программ теплоснабжающих организаций. Для разработки финансового плана модернизации систем теплоснабжения требуется грамотный системный подход к технической части мероприятий с учетом экономической ситуации в теплоснабжающих организациях, особенностей правового регулирования в сфере ЖКХ, а также новых требований Минэнерго России и Ростехнадзора по отношению к показателям энергоэффективности и аварийности.

Возможно достижение финансового результата порядка 10–20 % затрат на реализацию мероприятий. Во многом эффект достигается за счет перевода наиболее крупных котельных с мазута или дизельного топлива на газ: затраты на выработку тепловой энергии при этом могут снизиться в 2–3 раза. Некоторое время стоимость мазута и дизельного топлива была ниже за счет налоговых преференций для НПЗ, но сейчас выработка 1 Гкал на газе уже в три раза дешевле, чем выработка 1 Гкал на дизельном топливе или мазуте. А в долгосрочном периоде ожидается дальнейшее удорожание жидкого топлива по сравнению с газом. При достаточной газификации местности переход на газовые котельные представляется неизбежным. А значит, в программах модернизации теплоэнергетической отрасли крайне желательно участие Газпрома как одного из главных бенефициаров этой модернизации.

Пример

Оценим экономический эффект от внедрения схемы теплоснабжения с электронной моделью для города с численностью населения 30–50 тыс. человек и с 5–10 котельными (100–150 Гкал/ч).

Стоимость мероприятий по модернизации системы теплоснабжения - около 50 млн руб. в год. Издержки неэффективного планирования ~ 10 %, т. е. 5 млн руб. Подробная схема теплоснабжения с электронной моделью стоит 1–1,2 млн руб. Такая схема позволит существенно снизить издержки неэффективного планирования.

  • Какие требования предъявляются к договору ресурсоснабжения?

Препятствия для внедрения новейших информационных технологий в сфере ЖКХ

Какие проблемы встречаются при внедрении электронных моделей на ресурсоснабжающих предприятиях? Наш опыт показывает, что в списке частых проблем, как правило, следующие.

1. Низкая рентабельность или убыточность многих теплоснабжающих организаций и водоканалов. Как следствие, отсутствуют свободные средства, в приоритете другие задачи - например, ремонт сетей и источников.

2. Отсутствие достаточно квалифицированного персонала, а также недостаточная автоматизация имеющегося на рынке ПО для решения этих задач менее квалифицированным персоналом.

3. Отсутствие у администраций городов, поселений, районов (ответственных за разработку и актуализацию схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) достаточных средств на качественную разработку схем и понимания требований к схемам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

4. Проблемы межведомственного взаимодействия и стандартизации. Разработчики генпланов не всегда предоставляют данные разработчикам схем теплоснабжения или администрациям, теплоснабжающим организациям. Формат представляемых данных не всегда соответствует требованиям, или отсутствуют сами требования к форматам обмена данными.

Для решения проблемы низкой рентабельности или убыточности теплоснабжающих организаций и водоканалов необходимо разработать разумные методики и системы расчета себестоимости производства и реализации услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения и соответствующих тарифов с учетом необходимых расходов на эксплуатацию, модернизацию и развитие систем. Также следует расширять практику и объем муниципальных облигаций для финансирования проектов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, включать эти работы в инвестпрограммы, часть работ делегировать застройщикам.

Отсутствие достаточно квалифицированного персонала на предприятиях теплоснабжения отмечалось многими участниками отраслевой научно-практической конференции «Теплоснабжение-2016: приоритеты стратегического развития», прошедшей 7-8 сентября в Москве. Однако этой проблеме не уделено достаточного внимания в проекте Стратегии развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года*. Полезно развивать дистанционное (через интернет) очно-заочное обучение, повышать функциональность используемого в отрасли ПО для уменьшения потребности в квалифицированном персонале. Например, на курсах в ООО «ГеоИнфоГрад» можно научиться применять программы ГИС Zulu, ZuluThermo, ZuluHydro, ZuluDrain при создании электронных расчетных моделей систем тепло-, водоснабжения, водоотведения, наладке тепловых сетей, для гидравлических расчетов и оптимизации гидравлических режимов сетей водоснабжения и водоотведения.

*www.energosovet.ru

На современном рынке представлено ПО, автоматизирующее многие процессы учета, представления, расчетов и моделирования систем теплоснабжения. Однако осталось немало задач, которые все еще ждут автоматизации.

Моделирование в теплоснабжении используется также для решения задач:

  • автоматизации и диспетчеризации работы котельных и сетей;
  • контроля за расходом топлива и потребляемого тепла;
  • мониторинга состояния систем теплоснабжения;
  • поддержки принятия решений о развитии систем теплоснабжения;
  • оценки экономической эффективности мероприятий и экономического регулирования в сфере теплоснабжения.

Последние три задачи приходится решать в рамках процесса разработки или актуализации схемы теплоснабжения.

Существующие программные решения обеспечивают большую часть потребностей предприятия, осуществляющего наладку и гидравлические расчеты тепловых сетей. В частности, в состав используемого нами отечественного программного комплекса ZuluThermo входят следующие компоненты:

  • геоинформационная система;
  • модуль для решения коммутационных задач;
  • модуль поверочного теплогидравлического расчета тепловой сети (расчет режимов);
  • модуль наладочного теплогидравлического расчета тепловой сети (наладка) согласно ОСТ 36-68-82;
  • модуль для конструкторского расчета;
  • ПО для построения пьезометрических графиков (рис. 1);
  • модуль расчета нормативных тепловых потерь в тепловых сетях;
  • модуль расчета надежности системы теплоснабжения.

Набор возможностей данной ГИС (с модулями) практически полностью удовлетворяет требованиям к электронной модели схемы теплоснабжения согласно постановлению Правительства РФ от 22.02.2012 № 154. Однако на практике остается ряд недостаточно автоматизированных задач.

Первая - сбор и обработка исходных данных с последующей загрузкой результатов в базу данных тепловой сети. Для более быстрой и качественной разработки или актуализации схемы теплоснабжения в ходе проведения работ в ООО «ГеоИнфоГрад» была выполнена частичная автоматизация данного процесса. Автоматические расчеты производятся в Microsoft Excel, что позволяет инженерам теплосетевого предприятия заносить запрашиваемые исходные данные в привычном формате. Результаты расчетов можно экспортировать как в семантическую базу данных ZuluThermo для дальнейшей работы, так и непосредственно в отчеты о схеме теплоснабжения.

Определение гидравлических характеристик системы по стандартной методике ОРГРЭС (РД 34.20.519–97*) может быть осложнено необходимостью отключения потребителей на время проведения испытаний. В соответствии с методикой требуется выделить циркуляционное кольцо из участков магистралей подающей и обратной линий от источника тепла и врезаемой перемычки в конце кольца. В нем создаются специальные режимы, связанные с повышенными расходами воды. Поскольку это не всегда возможно, «ГеоИнфоГрад» разработал свою методику, аналогичную методике ВТИ (РД 153–34.1–20.526–00**). Она позволяет определять гидравлические характеристики трубопроводов водяных тепловых сетей в условиях эксплуатации на основе данных замеров в контрольных точках сети, в т. ч. с помощью ультразвуковых расходомеров с накладными датчиками.

*РД 34.20.519–97 «Методические указания по испытанию водяных тепловых сетей на гидравлические потери». Утверждены департаментом науки и техники РАО «ЕЭС России» 25 апреля 1997 г.

**РД 153–34.1–20.526–00 «Методические указания по испытанию водяных тепловых сетей на гидравлические потери без нарушения режимов эксплуатации». Утверждены департаментом стратегии развития и научно-технической политики РАО «ЕЭС России» 4 мая 2000 г.

  • ГИС ЖКХ: пошаговая инструкция по регистрации и добавлению информации

Задачи для автоматизации моделирования систем

1. Автоматизация поиска и устранения ошибок в исходных данных

Заказчик может предоставить неполные, противоречивые или устаревшие данные о параметрах системы. Прямолинейное использование таких данных неизбежно приводит к ошибкам в модели. Часть простых ошибок - незаполненные исходные данные, заведомо нереальные данные - находит программа ZuluThermo. Однако многие менее очевидные ошибки еще остаются и требуют анализа получаемых результатов расчетов. Нами разработана методика локализации и классификации ошибок, которая применяется ведущими специалистами при разработке моделей для наладочных мероприятий.

Классификация ошибок позволяет опознать источник их возникновения по результатам гидравлического расчета. Мы различаем следующие основные виды ошибок в модели сети:

  • ошибочные диаметры труб;
  • неправильная топология сети;
  • неправильные значения нагрузки на стороне потребителя;
  • неверные параметры источника (давление в обратке, располагаемый напор);
  • неверный температурный график.

Для индикации ошибки строится пьезографик, и его поведение на различных участках сети позволяет с большой степенью уверенности указать на один из описанных видов ошибок. Методика уже успешно применяется и нашими партнерами.

2. Калибровка компьютерной модели системы

Как правило, на предприятиях отсутствуют исходные данные для гидравлического (поверочного) и наладочного расчетов: шероховатости и зарастания, сопротивления участков сетей, сопротивления внутридомовых систем отопления, теплообменников, диаметры установленных шайб и сопел элеваторов. Зачастую невозможно провести гидравлические испытания для определения гидравлических характеристик. Причины: невозможно измерить непосредственно физически, или это слишком затратно финансово - экономика предприятия не позволяет; отсутствуют квалифицированные сотрудники, способные в соответствии с существующими методиками выполнить гидравлические испытания и по их результатам рассчитать эти параметры; отсутствуют свободные средства, знания для привлечения квалифицированных сотрудников, организаций.

Расчеты в ZuluThermo не дают возможности вычислить требуемые параметры непосредственно, но позволяют за несколько итераций подобрать эти значения на «критических» участках сети и затем распространить на аналогичные участки.

Пример последовательности действий:

1) запрос параметров (давления, расходы, температуры) по контрольным точкам: источникам, ЦТП, проблемным и концевым потребителям;

2) верификация «ошибок» - обследование (как вариант - выборочное) с фотографированием сетей, колодцев, камер, тепловых пунктов; снятие показаний измерительных приборов, приборов учета; замеры с помощью переносных измерительных приборов (пирометра, ультразвукового расходомера);

3) оценка неизвестного падения давления (гидравлического сопротивления) на внутридомовых системах отопления потребителей. Используется так называемая формула Легостина. В ее основу легло эмпирическое правило, применяемое опытным теплотехником С. Г. Легостиным. В формализованном виде это правило выглядит следующим образом:

-∆H = 0,4 0,6Q,

где ∆H - падение давления на внутридомовой системе отопления, м вод. ст.;

Данная формула используется в качестве первого приближения для вычисления (подбора) этого неизвестного «неизмеримого» параметра;

4) подбор эквивалентных шероховатостей - решение обратной задачи поверочного гидравлического расчета.

В первом приближении принимаем:

На выбор «критических» участков, число необходимых итераций, точность полученного результата существенно влияют квалификация и интуиция исполнителя. От этого будут зависеть точность, адекватность полученной модели системы теплоснабжения, а значит, качество разработанных на ее основе мероприятий по наладке системы теплоснабжения и, соответственно, количество потребителей, требующих регулирования в следующий отопительный период, объем и стоимость этих работ.

Автоматизация (программирование) таких процедур позволит снизить требования к квалификации персонала, сроки и стоимость работ по наладке и регулированию систем теплоснабжения, повысить точность, качество результата. Основные (технические) результаты предлагаемого решения:

  • автоматизированное определение контрольных точек - мест замеров параметров системы для калибровки модели;
  • автоматизированное определение эквивалентных шероховатостей участков сетей и гидравлических сопротивлений внутридомовых систем по данным замеров в контрольных точках без нарушения режимов эксплуатации системы теплоснабжения.

3. Подключение нового потребителя

Есть: работающая система (системы) теплоснабжения и план строительства здания (зданий) - потребителя (потребителей) тепла. Задачи: выявить оптимальную точку (точки) подключения потребителя (потребителей) к тепловым сетям; определить необходимые мероприятия по реконструкции (строительству элементов) системы теплоснабжения (сетей, источников, ЦТП, насосных станций), наладке системы для подключения новых потребителей без ущерба для старых (без потери качества, безопасности и надежности теплоснабжения) с учетом оптимизации стоимости этих мероприятий и продолжительного экономического эффекта от подключения.

  • Неучтенные расходы и потери воды: методика определения и борьбы

4. Автоматизация разработки, актуализации и верификации электронных моделей и схем теплоснабжения

Для схемы теплоснабжения недостаточно только бумажного документа. Это должна быть компьютерная система, позволяющая на основе исходных данных рассчитывать вычисляемые значения параметров системы теплоснабжения и автоматизированно формировать «бумажную» схему теплоснабжения как отчетный документ. При актуализации - все автоматически пересчитывать.

В «ГеоИнфоГраде» разработана Система автоматизации схемы теплоснабжения городского округа Фрязино, дополняющая электронную модель на основе программно-расчетного комплекса ZuluThermo. Она позволяет анализировать существующее состояние системы теплоснабжения городского округа и моделировать ее развитие в соответствии с планом развития города и постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154.

Среди основных результатов применения модели - перспективные балансы тепловой мощности, теплоносителя и топлива, расходов и доходов от реализации тепла, а также финансовые результаты деятельности теплоснабжающей организации с учетом затрат на строительство и реконструкцию источников тепла и тепловых сетей, прогноз себестоимости вырабатываемой и отпускаемой тепловой энергии. Такое решение можно рассматривать как прототип требуемой автоматизированной системы «Схема теплоснабжения».

Разработанная Система автоматизации схемы теплоснабжения включает подсистемы:

  • модуль данных о климате, используемом топливе, требованиях ГОСТ и ОСТ и др.;
  • данные генплана;
  • данные о действующих и перспективных зонах теплоснабжения;
  • топливные балансы;
  • балансы мощности и теплоносителя;
  • калькуляции материальных и финансовых затрат по зонам теплоснабжения;
  • обоснование инвестиций в развитие систем теплоснабжения.

Если внесены данные в первые три модуля, то на их основе производятся все остальные необходимые расчеты. Данные представляются в виде, готовом как для вставки в отчет, так и для использования в создании электронной модели.

Образец применения Системы автоматизации схемы теплоснабжения - актуализация схемы теплоснабжения городского округа Фрязино до 2029 г. В частности, для схемы теплоснабжения, наладки тепловых сетей и моделирования аварийных режимов была создана электронная модель системы теплоснабжения в ZuluThermо: www.geoinfograd.ru/f/shema-fr.

Основные возможности Системы автоматизации схем теплоснабжения и существенные отличия ее от электронной модели системы теплоснабжения, соответствующей требованиям постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, представлены на рис. 2.

В дальнейшем в системе следует реализовать следующие функции:

  • автоматическое определение необходимого списка исходных данных;
  • автоматизированная выдача запроса на предоставление исходных данных;
  • автоматизированное составление форм (таблиц) для заполнения исходными данными;
  • автоматическая проверка внесения необходимых данных;
  • автоматизированная обработка исходных данных и автоматизированный расчет промежуточных данных, необходимых для составления схемы теплоснабжения;
  • автоматизированное заполнение форм (таблиц), характеризующих схему теплоснабжения (в соответствии с методическими указаниями по составлению схем теплоснабжения);
  • автоматизированное составление отчетного документа по схеме теплоснабжения;
  • автоматическая проверка документа на соответствие требованиям постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154;
  • автоматизированное внесение изменений в схему теплоснабжения, в т. ч. для ежегодной актуализации.

Полезными будут и дополнительные функции:

  • автоматическая выдача инструкций по реализации (выполнению) схемы теплоснабжения;
  • автоматизированное составление бизнес-планов для привлечения инвестиций.

Система автоматизации должна быть совместима с Microsoft Word, Microsoft Excel, ГИС Zulu, ZuluThermo и сохранять функционал при составлении схемы теплоснабжения для любого типа поселений - городских округов и городских поселений, сельских поселений.

Выводы

Для автоматизации многих задач (процессов) учета, моделирования, наладки и планирования развития систем централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения сегодня разработано специальное программное обеспечение. И организации, и предприятия коммунального комплекса его уже применяют. Однако многие задачи (процессы) в этой области все еще не автоматизированы (не запрограммированы) или недостаточно автоматизированы. Для их автоматизации нужно подтвердить потребность в этом предприятий отрасли, установить приоритеты, уточнить требования, разработать стандарты для соответствующих автоматизированных систем (ПО).

Автоматизация (программирование) таких процедур и применение современных информационных технологий в сфере ЖКХ позволят снизить требования к квалификации персонала или количество необходимых специалистов, уменьшить сроки и стоимость работ по наладке и регулированию систем теплоснабжения, оптимизации гидравлических режимов работы систем централизованного водоснабжения и водоотведения, разработке и актуализации схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также повысить точность, качество результата.

Жилищно-коммунальное хозяйство -- комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов. ЖКХ включает:

  • · Водопровод -- устранение протечек водопроводных труб, система очистки воды
  • · Канализация -- отведение сточных вод
  • · Капитальный ремонт зданий
  • · Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания)
  • · Теплоснабжение -- обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ. Нарушение работы может вызвать топливно-энергетический кризис.
  • · Сбор, вывоз и утилизация мусора
  • · Содержание придомовых территорий (благоустройство)
  • · Электроснабжение.

Эта отрасль, без которой практически невозможна жизнедеятельность человека, города, территории, требует формирования эффективного механизма взаимодействия научно-производственных организаций с органами местного самоуправления и населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу.

Для решения любой из существующих проблем жилищно-коммунальной сферы требуется применение информационных технологий. Cовременные информационные технологии позволяют вести учет потребления тепло-, водо- и энергоресурсов, организовать контроль за состоянием объектов, обеспечить взаимодействие между поставщиками и потребителями ресурсов. Качественная и достоверная информация является ценнейшим ресурсом, востребованным всеми участниками рынка. Органам власти применение ИКТ в сфере ЖКХ позволяет оперативно контролировать ситуацию, что необходимо для бюджетирования и учета текущих платежей, планирования и контроля работ, разработки нормативно-правовой базы; инвесторам ИКТ помогут рассчитать необходимые инвестиции и возможную отдачу от них.

Рядовым гражданам, конечным потребителям услуг ЖКХ, внедрение информационных технологий позволит вести контроль над потребляемыми ресурсами и оптимизировать их расходование.

Немаловажно и то, что переход к широкому использованию информационных технологий в ЖКХ, приводящий к облегчению процедур оплаты и переходу к выплатам за потребленные, а не отпущенные, ресурсы оказывает и значительный социальный эффект. Даже простое информирование участников рынка о самой реформе ЖКХ и экономии средств на текущих платежах благодаря применению новых технологий учёта потребления может положительно влияет на отношение участников рынка к реформе ЖКХ.

На сегодняшний день информационные системы ЖКХ уже внедрены и успешно работают в ряде регионов. Так в 2007 г. был проведен конкурс Минпромэнерго на разработку технического регламента требований к программно-аппаратному комплексу учета энергоресурсов в ЖКХ. Подобные технологии постепенно появляются в российских городах -- не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и в Нижнем Новгороде, Свердловской области, Ханты-мансийском автономном округе, Сургуте, Перми и др.

В Нижнем Новгороде на базе уже реализованных решений введена единая система оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства. Платежные трансакции осуществляются в режиме реального времени -- эти технологии подобны тем, что применяют операторы сотовой связи. Кроме того, здесь вводится система предоплаты, которая позволит оплатить квартплату перед отпуском.

В Свердловской области оптимизированы процедуры сбора платежей в преддверии отопительного сезона. Проблема с задержкой платежей решена с помощью Комплексного расчетного центра (КРЦ), доступного на территории 36 городов Среднего Урала и обслуживающего 490 тысяч абонентов. В Екатеринбурге комплексный расчетный центр также обеспечивает прозрачность и оперативность поступающих платежей, а средства за коммунальные услуги пересылаются на счета их поставщиков.

География внедрений достаточно обширна, однако, "первопроходцами автоматизации" оказались, как правило, крупные города и, в основном, регионы-доноры.

Жилищно-коммунальное хозяйство (в дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.

В составе ЖКХ выделяются следующие подотрасли:

1. Жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство

2. Водоснабжение и водоотведение;

3. Коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение);

4. Городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус);

5. Информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерной связи и обеспечения);

6. Внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство;

7. Санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);

8. Зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство);

9. Бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание и т.д.);

Отрасли городского хозяйства и жилищно-коммунальных услуг тесно связаны с региональной экономикой. Городское хозяйство можно рассматривать как комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых, социально-культурных, коммунальных потребностей населения. В городское хозяйство входят предприятия, выполняющие как производственные, так и непроизводственные функции, включая транспорт, обслуживающий население города (территории), бытовое обслуживание, связь, торговлю, общественное питание и некоторые другие отрасли.

К числу особенностей ЖКХ как отрасли народного хозяйства можно отнести:

· сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;

· особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;

· сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;

· отрасль представлена как естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг);

· многообразие организационно-правового статуса предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица) и форм собственности;

· сочетание крупного (производство энергии, Водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса;

· рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе расселения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления;

· особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;

· необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения;

· многообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные организации). Повышение требований к ЖКХ, его развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения.

ЖКХ включает жилищное хозяйство и коммунальные предприятия. Отрасли ЖКХ можно классифицировать таким образом:

· санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);

· внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);

· коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети,

коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);

· коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);

· внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);

· подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).

В состав городского хозяйства входят также городские (муниципальные) и районные (местные) органы управления, финансово-кредитные учреждения, органы по поддержке и охране общественного порядка, учреждения науки и научного обслуживания внутригородского значения. Городское хозяйство при этом представляет не простой набор перечисленных сфер, а интегрированную "сосудистую систему", связывающую воедино все элементы обслуживания города (территории).

К числу специфических особенностей ЖКХ следует отнести также его многоотраслевой характер; преимущественно местный характер обслуживания; тесную связь с промышленностью; взаимосвязь отраслей и предприятий, обслуживающую особенности процессов воспроизводства.

Ведущей отраслью городского хозяйства, наиболее сложной и разветвленной

является ЖКХ.

Подотрасли ЖКХ, удовлетворяя соответствующие потребности населения, обеспечивают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования как социальной, так и производственной структуры региона. ЖКХ формирует соответствующее качество жизни населения, культуру быта и образ жизни, во многом определяет социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность.

Несмотря на многоотраслевую структуру ЖКХ представляет собой целостную систему, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, функционирование социальной и производственной инфраструктуры территории.

По экспертным оценкам ЖКХ охватывает в среднем от 50 до 70% основных фондов, находящихся в муниципальной собственности и служит, таким образом, материальной основой функционирования местных органов исполнительной власти и важнейшей сферой их социальной ответственности. Недостаток средств на содержание и ремонт объектов ЖКХ из-за нерационального механизма их формирования и использования, частых и неоправданных реорганизаций структуры управления ЖКХ привели к резкому снижению надежности функционирования объектов ЖКХ. На 38% увеличилась их аварийность.

Дефицит финансирования ЖКХ усугубляется отсутствием должного нормативно - правового обеспечения функционирования этой отрасли сферы услуг.

В связи с общим снижением уровня жизни населения и ростом тарифов значительно уменьшился спрос на многие платные виды услуг (ремонт и эксплуатация жилищного фонда, бытовые услуги и др.), сужается круг их потребителей. В результате резко увеличился разрыв в объемах и качестве коммунальных услуг, оказываемых в странах с развитой рыночной экономикой. Это обуславливает социальную напряженность в обществе, особенно в зимний период. Анализ уровня обеспеченности населения услугами ЖКХ на основе данных источников показывает, что разрыв между необходимым и практическим уровнем потребления услуг ЖКХ в 90-х гг. непрерывно возрастает: средний уровень обеспеченности населения общей жилой площадью, в расчете на одного жителя, в 1,5-2 раза ниже рационального норматива и в 3-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, причем 9,8 млн. семей (включая одиночек) проживает в общежитиях и коммунальных квартирах. Лишь в некоторых других городах обеспеченность жильем благодаря новому жилищному строительству увеличилась.

В среднем на одного человека приходится 17,7 кв. общей жилой площади, при этом у трети семей (включая одиночек) - менее 9 кв. м. жилой площади. Свыше 5 млн. чел. проживает в аварийных и ветхих домах.

Уровень благоустройства жилищного фонда остается низким, значительная его часть не соответствует нормативам не только по объему, но и по качественным характеристикам. В городах и поселках городского типа каждая пятая квартира не оборудована централизованным водоснабжением, канализацией, центральным отоплением. В них проживает, на сегодняшний день, более 40 млн. человек.

Кризис ЖКХ как отрасли сферы услуг обусловлен совокупностью причин: слабой технической базой отрасли; недостатком мощностей; отсутствием необходимых средств на развитие и текущее содержание и др. Их глубинной основой является неэффективный и несоответствующий социально ориентированной экономике механизм установления тарифов и сбора оплаты за коммунальные услуги, системы платежей и контроля за использованием ресурсов на развитие ЖКХ.

С 1990 г. темпы роста жилищного строительства неуклонно сокращались из-за роста цен на строительные материалы и оборудование при сокращении их производства, увеличения транспортных расходов, а также резкого сокращения централизованного финансирования жилищного строительства.

ЖКХ относится к числу наиболее монополизированных отраслей народного хозяйства. Монополизм в системе ЖКХ не позволяет потребителям защищать свои права, снижает ответственность организаций за предоставление жилищно-коммунальных услуг и их качество, ведет к формированию монопольных цен.

Анализ развития системы информационной поддержки жилищно-коммунальной отрасли позволяет структурировать данные, используемые в целях оказания поддержки предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и представляющие для них интерес.

Наибольшим спросом пользуются следующие виды информационных ресурсов:

1. Нормативно-правовые документы;

2. Методические разработки;

3. Информация, связанная с муниципальным заказом;

4. Инвестиционные проекты, системы поддержки;

5. Тарифы, цены, финансовые схемы;

6. Региональные мониторинги хода реформы управления и энергоресурсосбережения;

7. Материалы, оборудование, машины, технологии;

8. Деловая пресса;

9. Социально-экономическая информация.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook