Особенности формирования информационной компетентности. Современные проблемы науки и образования Формирование информационной компетентности

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование информационной компетентности учащихся средствами ИКТ

Текст выступления

Сопровождение выступления








Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ .

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках..
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

В заключении хочу сделать такой вывод: Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.

Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ .


Цыганкова Надежда Дмитриевна

преподаватель спецдисциплин ГБОУ СПО СО «Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства» г. Екатеринбург E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Л_________________________________________г

Аннотация. В статье рассмотрены уровни сформированное™ информационной компетентности студентов СПО, представлена модель формирования информационной компетентности студентов, включающая целевой и теоретический компоненты, которые определяют требования к организации рассматриваемого процесса; организационно-технологический компонент, обусловливающий содержание процесса формирования информационно-компьютерной компетентности студентов, и результативный компонент, детерминирующий предполагаемый результат. Реализация модели способствует повышению эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации и достижению необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники.

Ключевые слова: информационная культура, информационная грамотность, информационная компетентность, уровни сформированности информационной компетентности, структурно-содержательная модель формирования информационной компетентности студентов.

Появление информационных технологий в повседневной и профессиональной жизни человека, а также вхождении России в единое Европейское образовательное пространство требует модернизации содержания образования, следовательно, необходимы изменения образовательных целей учебного процесса, которые, в соответствии с социальным заказом, должны быть направлены на формирование и развитие способностей учащегося к работе с информацией. Результатом педагогического процесса становится информационно-компетентная личность.

Внедрение ИКТ изменило характер образовательной коммуникации с непосредственного на опосредованный, сместило акцент с преодоления дистанции между субъектами образования на поиск способов эффективного использования в обучении современных коммуникативных средств и установление обратной связи в межличностном взаимодействии участников образовательного процесса на расстоянии .

Одним из вопросов, возникших перед образовательной системой в связи с развитием информационного общества, информатизацией образования и внедрением дистанционного обучения является вопрос формирования информационной культуры, информационной грамотности, информационного образа жизни, информационной компетентности .

Обобщая взгляды специалистов, исследующих сущность информационной культуры и проблемы ее формирования, можно сказать, что информационная

культура - это качественная характеристика личности, предполагающая высокий уровень развития умений получения и обработки информации. Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий (так называемый функциональный уровень информационной культуры) . В свою очередь, информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. Информационная культура и информационная компетентность в современных информационных условиях является неотъемлемой частью общей культуры человека.

Информационная компетентность личности предполагает активную информационную деятельность (деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации), потребность самостоятельного поиска, переработки информации, сформированные навыки отбора, творческого переосмысления необходимой

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

информации, что позволит эффективно осуществлять свою учебную и профессиональную деятельность .

Структура информационной компетентности:

1. Когнитивная готовность: знания в области ИКТ; знания о методах работы с информацией в информационно-образовательной среде.

2. Мотивационно-ценностная готовность: интерес к работе с информацией; потребность в использовании ИКТ; готовность к использованию информационных ресурсов средствами ИКТ; осознание ценности информации.

3. Технологическая готовность: умение пользоваться средствами ИКТ; владение методами получения, хранения, обработки и передачи информации .

Таким образом, термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий» .

Оценить информационную компетентность можно исходя из таких критериев, как когнитивный, операционно-деятельностный, ценностно-смысловой, мотивационный (табл. 1) .

Выявленные критерии и компоненты позволяют охарактеризовать уровни сформированности информационной компетентности. В психолого-педагогической литературе наиболее распространено выделение трех уровней: низкого (репродуктивный), среднего (эвристический) и высокого (творческий) (табл. 2) .

Таким образом, информационная компетентность предполагает, в частности, знания как в области ИКТ, так и в области их эффективного применения в процессе дистанционного обучения (ДО), ориентированного на использование информационного ресурса.

С целью обеспечения высокого качества подготовки компетентных специалистов среднего звена, в экспериментальной части нашего исследования, выполненного в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений Уральского региона , была разработана

модель формирования информационной компетентности студентов колледжа в условиях дистанционного обучения и экспериментально доказана ее эффективность.

Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства» (ГБОУ СПО СО «УКСАП»), г. Екатеринбург. В исследовании принимали участие студенты 1-2-х курсов в количестве 48 человек, распределенные на 2 группы - экспериментальная (ЭГ) - 23 студента и контрольная (КГ) - 25 студентов.

В качестве конкретной технологии построения модели использовалась технология проектирования технических систем, выбор которой был обусловлен тем, что она определяет принципы проектирования и логику данного процесса.

Проектирование модели подчинялось следующей логике:

1. определение границ модели и формулировка цели проектирования;

2. формулировка цели и задач модели;

3. обоснование принципов, на основе которых будет осуществляться проектирование модели;

4. обоснование компонентов модели и разработка их содержания;

5. выделение условий эффективного функционирования модели;

6. определение основного результата, который должен быть достигнут при реализации данной модели, обоснование технологии и инструментария его диагностики;

7. экспериментальная апробация модели в рамках выделенных условий.

Разработанную нами модель процесса формирования информационно-компьютерной компетентности студентов мы рассматриваем как подсистему открытого типа, встроенную в контекст системы профессиональной подготовки в СПО.

Предложенная модель формирования информационной компетентности студентов, включает три компонента (рис.1) :

Таблица 1

Критерии и компоненты информационной компетентности

Компоненты информационной компетентности Критерии информационной компетентности

Когнитивный Операционно- деятельностный Ценностно- смысловой Мотивационный

Оценочно-поисковый Знание принципов функционирования поисковых систем. Знание признаков достоверности информации Определение индикаторов поиска. Использование поисковых систем Оценивание информации Цель поиска информации

Аналитико-преобра- зующий Знание типологии информации и способов ее преобразования Преобразование типов информации. Эффективное представление информации Толерантность информации Задачи представления информации

Информационная безопасность Знание типов информационных угроз и способов защиты. Знание социально-правовых аспектов использования информации Применение способов защиты информации. Использование информации с учетом правовых и морально-этических норм Установка на соблюдение социально-правовых норм использования информации Готовность следования социально-правовым нормам использования информации

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Уровни развития информационной компетентности студента

Таблица 2

Название Характеристика уровня по компонентам информационной компетентности

уровня Оценочно-поисковый Аналитико-преобразующий Информационная безопасность

Репродуктивный (базовый) низкий - воспроизведение декларативных и процедурных знаний в области информатики и ИТ, способность выполнить самостоятельную работу только по предложенному алгоритму; - знание алгоритмов поиска информации, умение определять индикаторы поиска в соответствии с целью поиска информации - умение оценить найденную информацию по релевантности; - знание основных видов информации и умение преобразовывать из одного вида в другой - понимание значения информации и ее влияния на социальные отношения; - знание типов информационных угроз и умение осуществлять превентивные меры по их предотвращению; - следование требованиям общества при использовании информационных продуктов и услуг

Эвристический (частичнопоисковый) -средний - наличие системы декларативных и процедурных знаний в области профессионально ориентированных ИТ, владение основными приемами и алгоритмами поиска, анализа, оценки информации; - способность принимать решение в похожей ситуации с использованием профессионально ориентированных ИТ на основе актуализации необходимой совокупности знаний, умений, опыта - понимание принципов устройства и функционирования поисковых систем, умение переопределять индикаторы поиска в зависимости от результатов поиска; - умение представлять информацию в наиболее эффективном виде исходя из поставленных задач - знание основных методов защиты от информационных угроз и умение осуществить защиту аппаратно-программными способами; - осознание необходимости использования толерантной информации

Творческий (креативный) - высокий - наличие информационного мировоззрения, специальных и методологических знаний в области информатики и ИТ; - умение синтезировать, обобщать классифицировать профессионально значимую информацию - способность проектировать свое информационное поведение и принимать решение в нестандартных ситуациях; - моделирование множества индикаторов поиска информации с использованием расширенных параметров поисковых систем; - умение учитывать при работе с информацией социально-правовые и морально-этические аспекты использования информации - готовность нести ответственность за созданный информационный продукт; - умение определять достоверность источника и уровень научности информации; - умение самостоятельно выбирать стратегию защиты от информационных угроз

Мотивационно-ценностный: обеспечивает механизм готовности к реализации личного творческого потенциала (стремления, потребности применять информационные технологии в профессиональной деятельности) и механизм отношения к содержанию информационной компетентности (осознание значимости и важности применения информационных технологий в профессиональной деятельности);

Когнитивно-деятельностный: обеспечивает механизм познания через умственную деятельность (знания, умения, навыки, представления об информационных технологиях и основных законах их развития и т.д.) и механизм познания через практическую деятельность (использование информационных технологий для решения конкретных задач);

Эмоционально-волевой: заключается в адекватном осознании и оценивании собственных возможностей и способностей в применении информационных и коммуникационных технологий в учебной и будущей профессиональной деятельности.

Для осуществления интерактивного взаимодействия в среде ДО предусмотрено использование следующих сетевых средств: электронная почта, телеконференции, электронные доски объявлений, электронные библиотеки. Студенты, обучающиеся с помощью дистанционных технологий, большую часть времени работают самостоятельно.

Предлагаемая нами модель выступает средством организации практических действий, направленных на формирование информационной компетентности студентов, поэтому она имеет прагматический характер. Структура разработанной модели формирования информационной компетентности студентов представлена целевым и теоретическим компонентами, которые определяют требования к организации рассматриваемого процесса, организационно-технологическим компонентом, обусловливающим содержание процесса формирования информационно-компьютерной компетентности студентов и результативным компонентом, детерминирующим предполагаемый результат.

Модель целостна, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - достижение студентами более высокого уровня информационной компетентности (рис.1).

Этапы формирования информационной компетентности студентов, обучающихся с помощью дистанционных технологий, их характеристика и виды деятельности обучающихся представлены на рис.2.

На каждом этапе происходит приобщение обучающихся к системе ценностей при специально организо-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Рис.1. Модель формирования информационной компетентности студентов, обучающихся в условиях ДО.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Этапы Деятельность обучающихся

1 этап Приобретение общего представления и освоение среды обучения. - включаются во взаимодействие со средой, формируя ценности общения и компьютерную грамотность.

2 этап Расширение, углубление знаний, умений и навыков использования ИКТ в процессе учебно-познавательной деятельности, формирование деятельностной и когнитивной составляющей компетентности и компьютерной образованности. - самостоятельно изучают информационный ресурс; - осуществляют поиск информации; - выполняют задания; - решают типовые задачи.

3 этап Совершенствование умений и навыков использования ИКТ. - создают собственный информационный ресурс; - выполняют задания; - решают типовые задачи; - выполняют задания; - решают нестандартные задачи; - анализируют собственную деятельность; - овладевают методами переработки информационного ресурса.

Рис.2. Характеристика этапов формирования информационной компетентности студентов, обучающихся с помощью дистанционных технологи й.

ванной работе с их мотивационной сферой, что послужило основанием в данном исследовании уточнить характеристику и содержание ценностной составляющей как мотивационно-ценностной.

В процессе изучения дисциплин за базовый принят комбинированный метод изложения материала, при котором лекционный материал сочетается с одновременной отработкой навыков на персональном компьютере. После каждого практического блока в программе предусмотрена самостоятельная творческая работа, целью проведения которой является подготовка поль-

зователя к дальнейшей самостоятельной работе с программным пакетом и закрепление полученных умений.

Особое внимание на занятиях уделяется системе практических работ. Система предусматривает выполнение конкретного набора задач. На каждом занятии изучается блок функциональных возможностей конкретной среды и, соответственно, логически завер-шенныетехнологическиеоперации(рис.3).

В минимальный состав каждого УМК по дисци-плине(модулю) включены:

Рабочаяпрограммадисциплины;

Рис. 3. Примерная схема проведения практических работ

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Таблица 1

Сводная таблица результатов исследования уровней информационной компетентности студентов

Ко и после формирующего этапа)

Группы Уровни пнформаоионной компетентности,% к общему числу в группе

высокий средний низкий

абс. число о/ % абс. число 0/ % абс. число о/ %

до после до после до после до после до после До после

Э Г с о Ю,1 Ы8 н 4 оо,6 17,4 13 с тл,п п4,6

КГ 4 т 10 2 0 т 0 аз 3 2 14 1Т оо 4о

Курс лекций (учебное пособие);

Методические руководства ко всем видам занятий;

Календарный график выполнения контрольных заданий аастааиплоне (мощутю).

Ожидаемый рттрлртат-итт сносоОпоать и улсние студентов работать творчески, самостоятельно добы-вопь -тонпн, еникать о оощносот си^е^ниЭ,Фмыноп вать, аналазс-отатн и обоб-саь их.

В начале эксперимента и в его завершении сту-десты п^мли ою^тию^офмт но п^дмот оыасснн-о урооня информационной компетентности.

Эксперимент показал, что разработанная модель достаточно эффективна в формировании информационной компетенции студентов, обучающихся помощью ДО.

Контрольсао щьагноотитт показтло, ато о реслль-тате реализации разработанной нами модели уро-васн -^фopмемиосетй 1^^мпот^оо^сис^тпса^юд-нт^тт Э1" повысился: количество студентов с высокимуровнем увеличилось на 34,9%, с нивким тоонеем - понизилось на 13,2%.КИ этот уровень также изменился, но на 4% увеличилось числостудентов с высоким %овнем, и ка 8% снизилось коли четтво стувентов с низ кит ув>° внем инфорлационной кол петенлности (лабл. 1; рис.4, 5).

Такрм образом, нилицо изменен ил в обеихгруппах.

Для проверки значимости произошедших изменений, нами был использован Критерий ф* - угловое

преобразование Фишера (критерий Фишера). Статистическая обработка полученных результатов показала, что изменения в ЭГ имеют значимые различия ф* =Т.6Н6, в то вооюя кат аОо оесизмтпиния он имеют статистической значимости ф* = 0.368.

Представленные результаты подтверждают, что ДО определенно заслуживают большего внимания при обу-тении а ЮСУЗе Ооо^оы1 -гюс^ш^тюм отебатм иапода-нии). Они предоставляют студентам возможность управ-лоть coon 7б-ияниоз, псУлиаовать собственные мысли п номoьcфсpаиттн пансуяпия мчтосиале. еуa■пьтаттlпкс-периментального исследования свидетельствуют о том, чтоанедоонпо мз=й^и ффчированая снф-рснцсоннсм компетентности студентов в практику образовательного процесса способствует более эффективному формированию информационной компетентности студентов.

Таким образом, представленная в ио^л^^(^Е^а^1и мтоалс птттотся бс^сио иффeаттен=T, чем мото=ь, ориентированная на традиционные формы, методы и фтдотра poл=арзщии учебной работы студентов.

Рсолвзтуин;^%нойсщ^^сисг^нуВ^ству«^ы пов°ше-нию эффнкеивности учебного процосна нн основе его индивидуализации и интенсификации, достижению несводимого уро вня профс^^иенюв1^в ма в овлад ении сотуттв ам ив нф орлатски ив ыч истивсль ноВ теоникв, подготовка участликив оЛлазоватсльного ароа^сзса к жсзнедехтельносах в улловиях хнфорзчционисго общества, а также повышению конкурентоспособности будущих информационно компетентных специалистов.

Рис.4.Сравнительнаядиаграммадинамикиразвития информационной компетентности студентов ЭГ.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

информационной компетентности студентов КГ.

Технологию формирования информационной компетентности при использовании ДО следрет рассм ат ри-вать как один из эффективных способов разрешения оснсввого срщвитиующогс протиооречоя, с именно, удовлетворитьноресаающую песребоосиьоещеотва в инЩоосоцпонго ки^епетентиыо с^ооо^роест^с^о.

Литература

1. Адольф В. А.б»oфeсинннвличa» комсетечтопссоспвре-менного учителя. Красноярск: КГУ, 1998.

2. Безукарова Н. В., Ермолович Е. В. Модель информационной компвтеотпоотс гыпщскпики В^чола^о^оотп //-/т--альные аспчкты о^гогвп^стнмпИге^пготощ^с к оуыи. ою2. Георгиевск: Георгиевский технологический институт (фи-лисс-ГОУ ВПО «С^мерз-Кавкнзс^у^р щедаро^гпн-ыс тмхчвчеосиИ рпивессвтет», 2С10.

3. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Формирование информационной культуры лично-сркпеоиетичвскоеиОоспостпип п модоотроеиное <^Оу держания ус/ОнсИ двчеичоины. М.: Мвжнчгьинврьный центр библиотечного сотрудничества, 2006.- 512 с.

4. Гречихин А.А. Инфopыщрчьннвя к^вт--: Опи-типилс-гнчпвксги ппpпсилвнoя//-poTлeеоl икфoохсцивиучT к»сьнyпвl: СО. пт,-Мы -^СУоОоб

5. Гузанов Б. Н., Дульцев С. Н. Информационное сопрово-адвчив овсчвого пpонутьиoпиньо с: еео/с ороыщ^вч кaчeкоиaпнжспeиоoв пoргопoуl<и в »eкппчeккoб иуо- О/ Образование и наука.- 2012.- № 4.- С.84-92.

6. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганиза-вво сбросб»изоиaтeльногив»pсPДвлио»/Oб»пзoo»нпи и наука.- MdO.- № 11 (С9).С.2П-33.

7. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориенти-руваннвю ко вчнопа.иппппо пп»вотчч Я Но|эорпои ор|эа-зесан^оещ б31СО № -.о^Л^О-О-^.

8. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука.- 2010.- № 8 (76).

9. Кручинина Г. А. Формирование психолого-педагогической уомпетeпчкoсти отецигепстчв в всеовиях ипЫч|опатлзо-ции высшей профессиональной школы. Н. Новгород: НФ У2АО,ООо9.-о5П с.

1Ь. ообанов Ю.И., -еюкова О.П., Тартарьшвили Т.А. и др. еоутикциoнкo» вВччьоие. Оже, г^оп2лвеы,уepотeчт»виl. М., 1996.- 108 с.

1ь Непомнящня Т.А., Давыдова Н. Н. Деятельнс-о п-тeхы с^рзаз^^инво га пвллое еучоцппалстета:пиапивииосгч-лирование и механизмы реализации // Право и образование.- 2004.- № 1.- С.85-93.

"ll. Непомнящая Т.А., Давыдова Н. Н., Мангилева Н. Н. Ожодаооп п випмионпри вр-гнскьч oОpaзo»чтьо»нигo процесса: состояние и перспективы развития образовательного сообщества // Университетское управление: нччнчики кв1ИЫKО-П0УЗ.- № И-О.-C2В"l-/Иб

13. Приходько О. В. Слюнив инфо руири оопопвиеп-от ни сти на уровень конкурентоспособности молодого специа-лиота// Информационные технологии в образовании, на-рке сжоивюрстве: пб. ор. по сатериалоы IV овпрoчиИ■ науч-практ. конф., 28 июня - 2 июля 2010 г. Серпухов / под рвд. °.А. F° манен ко. 201с.еС. -B7-3C9.

1C. РуОвноо Е.Е., Бепнавская М.В. Дыцкктиуeткиь свнооы фсpроpовония юрo»еaеикнокй кильчyьы в г^о-^оссе щ- готовки будущих специалистов // Гуманитарные исследова-ниос Bчвто»нив -обтрс в -о Дивынье.^встее н»очн»р yры^лО^E^0ерп В. о 2yИВышeчи.-P0CИ.-^е И-С./С-ро.

15. Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997.- 464 с.

/- Сиоенчо А. И. С oирeри подготовки школ к реализации -COC птооогочиоо-енпп//Сеуaнoвт1нич а писка.- С01ч.е № 1 (90). С.56-65.

17. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 1.

18. Скляренко Т. М. Зарубежные концепции дистанционного образования // Образование и наука.- 2013.- № 1 (100).-С.106-117.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

Учитель информатики играет непосредственную роль в формирование информационной компетентности учеников. Знания, умения и навыки, полученные на уроках информатики позволяют учащимся решать задачи встречающиеся им на протяжении всего учебного процесса.

Приведем несколько примеров способствующие формированию этих навыков.

Урок №1 - 7 класс

Тема урока: «Информация и ее виды».

Цели урока:

1. Развивающие:

развитие психических качеств учащихся: мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), умений применять знания на практике;

развитие познавательных умений (выделять главное, вести конспект);

развитие общетрудовых и политехнических умений (коммуникативно-технических);

развитие умений учебного труда: умения работать в должном темпе (читать, писать);

развитие воли, самостоятельности (инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой и действовать самостоятельно).

2. Образовательные:

добиться усвоение учащимися понятий информация, виды информации, носители информации;

совершенствовать умения и навыки в использовании программного приложения Microsoft Office Word;

отработать навыки работы в построении диаграмм Microsoft Excel;

обеспечить усвоение учащимися особенностей различных видов информации.

3. Воспитательные:

воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

воспитание дисциплинированности;

воспитание эстетических взглядов.

Оборудование урока: демонстрационный материал, презентация Microsoft PowerPoint.

Раздаточный материал:

карточки

для групп;

с домашним заданием.

Проекционное оборудование:

интерактивная доска;

компьютер;

проектор.

План урока:

самоопределение к деятельности (оргмомент);

актуализация знаний;

постановка проблемы;

построение проекта выхода из затруднения. «Открытие» новых знаний;

первичное закрепление;

самостоятельная работа с проверкой по образцу;

включение в систему знаний и повторение;

рефлексия.

Урок № 2 - 8 класс.

Конспект урока на тему «Файл. Расширение и атрибуты файла».

Цель урока: сформировать умение описывать и изменять атрибуты файлов; развивать информационную компетентность учащихся.

Задачи урока:

Образовательные: ввести атрибуты и расширения файлов, алгоритмы архивации файлов; научить изменять атрибуты файлов, открывать файлы в соответствующем приложении; освоить навыки архивации файлов с заданием параметров архивации;

Развивающие: формирование и развитие приемов умственного труда и логических приемов (анализ, синтез, обобщение);

Воспитывающие: формирование коммуникативных качеств личности, восприятие компьютера как инструмента обработки информации.

Оборудование урока: проектор, локальные компьютеры - 12 , электронная доска Polyvision, стационарная таблица с типами файлов.

Программное обеспечение: архиваторы 7-Zip и WinRAR, файловый менеджер Total Commander, ПО «Webster» для интерактивной доски, презентация для интерактивной доски.

План урока:

Проверка домашнего задания:

Устный отчет о практической работе (с использованием проектора и электронной доски).

«Дефрагментация диска» (демонстрацией результатов в виде сохраненных учеником копий изображений экрана монитора).

«Форматирование дискеты» (Выполнение и сопровождение рассказом ученика).

«Объем файла в различных файловых системах» (Сравнительная характеристика файлов, сохраненных на различных носителях).

Актуализация знаний с использованием презентации:

Создание проблемной ситуации.

Что лишнее в каждой из данных логических цепочек? (Почему?).

Проблемные вопросы:

Как связаны между собой расширение файла и приложение, в котором этот файл был создан?

Можно ли изменить приложение, с которым связан файл?

Объяснение нового материала

Слайды, сопровождаемые пояснением учителя, записями учащихся в рабочих тетрадях.

Домашнее задание

Инструктаж перед выполнением практической работы.

Практическая работа

Расширение и атрибуты файла. Архивация файлов.

Итог урока

Оценки за устные ответы учащихся.

Урок № 3 - 9 класс

Тема урока: «Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация».

Цели урока:

обучающая - вспомнить понятие «график», разновидности графиков, свойства графиков из курса математики, познакомить учащихся с этапами построения графиков средствами Microsoft Excel, расширить представление учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц, показать применение приобретенных знаний из других дисциплин в информатике;

развивающие - развивать познавательные и исследовательские способности, развитие навыков и умений практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач, развивать и отработать умение анализировать;

воспитательные - воспитать интерес к предмету, к программе Microsoft Excel.

Задачи урока:

показать этапы построение графиков средствами Microsoft Excel;

рассмотреть несколько примеров построения графиков средствами Microsoft Excel;

воспитать интерес к. предмету и к программе Microsoft Excel в частности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: рассказ, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная работа.

Технология: ИКТ, проблемное обучение, интегрированный урок «математика+информатика».

Подготовка кабинета:

компьютеры;

проектор;

презентация для учителя;

программа Microsoft Excel.

План урока:

организационный момент - 1 мин;

актуализация и проверка усвоения изученного материала - 5 мин;

объяснение нового материала - 15 мин;

самостоятельная работа за компьютером (закрепление изученного материала);

домашнее задание;

подведение итогов;

Педагогический эксперимент состоял из 3 частей:

разработка уроков с использованием ИКТ;

проведение уроков;

анализ и интерпретация результатов уроков.

Общей целью проведенных уроков был анализ формирование навыков информационной компетентности у школьников, поэтому для анализа результатов уроков мы определяли, используют ли школьники тот или иной навык для решения учебных познавательных задач

Тема урока: Практическая работа. Работа с WWW.

Поиск информации в Интернете. Сведения, полученные в результате выполненной работы, позволят учащимся:

сформировать представление о средствах передачи информации в жизни человечества;

понять, что средства передачи информации с каждым годом совершенствовались, что дало возможность увеличения скорости передачи информации;

провести анализ преимущества средств передачи информации;

оценить вклад выдающихся ученых в развитие средств передачи информации.

Данное задание, с точки зрения ИКТ-компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке и создании информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям.

Время на выполнение: 30 минут.

Выявляемые навыки:

управление;

интеграция;

создание информационных продуктов.

Тема «Действия с информацией» 7 класс

Задание 1.

Формируемая компетентность: информационная компетентность (аспект: первичная обработка информации, I уровень - переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из текстового представления в формализованное).

Формируемая компетентность: информационная компетентность (аспект: извлечение вторичной информации, I уровень - самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания, извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям с элементами первичной обработки информации).

Изучение небесных тел - одна из задач, которую решает астрономия. Знание астрономии позволяет: ориентироваться на местности, определять географические координаты, изучать движение тел, исследовать космические явления. Внимательно изучите информацию, представленную в источнике. Проведите сравнение 4 объектов, выделив для сравнения 4 параметра (свойств, признаков). Оформите результаты своей работы в виде сравнительной таблицы. Сделайте вывод о том, какие из представленных в источниках планеты Солнечной системы не имеют спутников.

Источник 1.

Планеты Солнечной системы.

Расстояние от Юпитера до Солнца 778 млн.км. Диаметр планеты Юпитер 142 800 км. Расстояние от Земли до Солнца 150 млн.км. Диаметр планеты Меркурий 4 880 км. Время обращения Юпитера вокруг Солнца 12 лет. Расстояние от Меркурия до Солнца 58 млн.км. Время обращения Земли вокруг Солнца 365 дней. Время обращения Меркурия вокруг Солнца 88 дней. Время обращения Венеры вокруг Солнца 225 дней. Диаметр планеты Земля 12 756 км. Диаметр планеты Венера 12 100 км. Расстояние от Венеры до Солнца 108 млн.км. Время обращения Марса вокруг Солнца 687 дней.

Источник 2.

Спутники планет Солнечной системы.

Спутников у Меркурия, по современным данным, нет. По современным данным, естественных спутников у Венеры нет. У Земли всего один спутник -- Луна. У Юпитера известно 63 спутника.

Таблица 2.1

Спутники планет Солнечной системы

Таблица 2.2

Шкала оценивания

Вывод: Две планеты Солнечной системы, представленных в источниках, Меркурий и Венера не имеют спутников.

Шкала перевода баллов в отметку:

  • 24 балла - отметка «5»
  • 21-23 балла - отметка «4»
  • 17-20 баллов - отметка «3»

Предложенное задание может быть использовано на этапе усвоения новых знаний. Учащимся вместе с заданием предлагается шкала оценивания и шкала перевода баллов в отметку.

Приведу разработку урока по формированию компетентностей обучающихся, таких как информационные, коммуникативные.

Тема урока: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”

Форма урока: деловая игра.

Доминирующая дидактическая цель: Развитие информационной компетентности по теме: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”.

образовательные: создать условия для формирования целостной системы знаний по теме: “Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows. Двоичное кодирование информации. Обработка графической, текстовой информации”;

развивающие: создать условия для проявления познавательной активности: развития навыков самостоятельной работы с источником информации, инструментами и технологиями; развития навыков коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии; развитие навыков мыслительной деятельности при планировании, анализе, синтезе, структурировании, самоанализе, рефлексии;

воспитывающие: создать условия для воспитания культуры учебного труда, воспитание организованности, ответственности, сосредоточенности.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Метод обучения: творчески-проблемный.

Оборудование урока:

проектор, персональные компьютеры с инсталлированными на них ОС Windows, текстовым процессором Microsoft Word, Microsoft Power Point;

файл презентации Приложение1.ppt, размещенный на компьютере учителя;

папка для каждой фирмы на компьютере учащихся с семью файлами: файл Журнал учета денежных средств.doc, файл Кроссворд.doc, файл Дополнительные вопросы.doc, файл Сканворд.doc, Критерии оценок фирмы. doc, Оценочный лист сотрудника фирмы. doc, Сводная оценочная таблица эксперта. doc.

Ход урока.

В начале урока класс делится на группы по 8-10 человек, учитель предлагает образовать фирмы. У каждой фирмы есть название и сотрудники: четыре программиста, финансист, менеджер, дизайнер и президент. Каждой фирме предоставляется “в собственность” по четыре компьютера. Ребята придумывают все атрибуты фирмы сами. Выбираются 3-4 независимых эксперта из числа лучших учащихся.

Учитель предлагает учащимся обратить внимание на тему урока и задает вопрос: Что мы знаем по этой теме? Что мы умеем? Предлагает учащимся сформулировать цель сегодняшнего урока. Ставится цель урока, т.е. цель деловой игры.

Далее учитель сообщает, что для того чтобы начать нашу игру, фирмам надо заработать начальный капитал, ответив на блиц вопросы кроссворда. Для этого необходимо программистам найти готовый файл с кроссвордом на одном из четырех компьютеров фирмы (путь к папке игры указан, но трудность в том, что в ней находятся и “ненужные” на данный момент времени файлы), совместными усилиями заполнить его, готовый продукт в распечатанном виде предъявить экспертам. В кроссворде 16 слов-терминов, цена каждого слова 100 у.е., то есть максимальный начальный капитал может быть 1600 у.е.

Подводится итог блиц опроса. Эксперты объявляют заработанные денежные средства, финансисты каждой фирмы забирают условные единицы, записывают в журнале, имеющимся в папке игры в виде файла.

Журнал учета денежных средств на лицевом счете банка (для финансиста фирмы) (таблица 2.3).

Таблица 2.3

Учет денежных средств

На данном этапе игры формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов: компьютер, принтер. Следовательно, формируется информационная компетентность учащихся. Эксперты отслеживают количество открытых “ненужных” файлов, количество правильно отгаданных слов-терминов. Учитель по данным экспертов определяет уровень компетентности, строит диаграмму.

Вопросы кроссворда по горизонтали:

  • 4. Вид программы, к которому относится Лазерный проигрыватель.
  • 5. Одна из стандартных программ.
  • 8. Устройство ввода информации.
  • 10. Синоним жесткого магнитного диска.
  • 11. Вид программы, к которому относится Word Pad.
  • 12. Кнопка, при нажатии которой на экране появится главное меню.
  • 13. Устройство хранения, обработки, передачи информации.
  • 16. Сведения об окружающем мире, повышающие уровень осведомленности человека.

По вертикали:

  • 1. Папка, предназначенная для временного хранения удаленных файлов, папок, ярлыков.
  • 2. Одна из мультимедиа программ.
  • 3. Это устройство может быть матричным, струйным, лазерным.
  • 6. Вид памяти, хранящей программы и данные, обрабатывающие процессором в данный момент времени.
  • 7. Одна из служебных программ для работы с диском.
  • 9. Вид программы, к которому Сведения о системе.
  • 14. Устройство для обмена информации по телефонным каналам связи.
  • 15. Носитель информации с наименьшей информационной емкостью.

Кроссворд Компьютер Программное обеспечение ОС Windows представлен в соответствии с рисунком 2.1.

Рисунок 2.1. Кроссворд

Ответы кроссворда:

По горизонтали: мультимедиа, блокнот, микрофон, винчестер, стандартная, пуск, компьютер, информация.

По вертикали: корзина, звукозапись, принтер, оперативная, дефрагментация, служебная, модем, дискета.

Далее, та фирма, у которой будет наибольшее количество начального капитала, начинает первая “проверять” своих сотрудников (подчиненных) на то, как они понимают своего президента (начальника). В этой проверке участвует половина сотрудников фирмы: программист, менеджер, финансист, президент, остальные сотрудники: три программиста и дизайнер готовят ответы на дополнительные вопросы кроссворда, которые находятся в папке игры в виде файла. (В это же время другая фирма отвечает на дополнительные вопросы кроссворда.)

Программист, менеджер, финансист, совместно с президентом может выбрать любые три раздела из 1 тура компьютерной презентации. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с 1 туром компьютерной презентации, его будет видеть только президент фирмы. Выбрав, один из разделов 1 тура президент занимает место за компьютером учителя, остальные сотрудники фирмы не видят, что происходит на экране монитора. Ему можно словами, жестами, мимикой как можно точнее объяснить слова, представленные в выбранном разделе, а сотрудники фирмы должны отгадать объясняемое слово. За каждое верно отгаданное слово команда получает 100 у.е. на лицевой счет фирмы. Каждый раздел “скрывает” пять терминов, то есть максимально увеличиться капитал может на 1500 у.е. Слова-термины можно купить за 100 у.е. каждое, в случае неправильно отгаданного термина.

В презентации при выборе каждого раздела по гиперссылке осуществляется переход на слайд со словами-терминами этого раздела. Термины появляются на слайде по одному слову друг за другом по щелчку мыши. По кнопке возврата можно вернуться на слайд с 1 туром.

Когда три раздела 1 тура разгаданы, то сотрудники фирмы возвращаются на свое “рабочее место” и помогают отвечать на дополнительные вопросы кроссворда. Готовый продукт (ответы на дополнительные вопросы) в распечатанной форме предоставляется экспертам. Дополнительных вопросов кроссворда восемь, то есть максимальная прибавка к капиталу фирмы составит 800 у.е. (Другая фирма в это же время отгадывает слова-термины из оставшихся трех разделов 1 тура компьютерной презентации.)

Дополнительные вопросы к кроссворду:

перечислите все дополнительные устройства компьютера, используемые в кроссворде. Дайте определение каждому из их;

нарисуйте схему функциональной организации компьютера. Впишите устройства, указанные в кроссворде, в соответствии с их видом, в нужные блоки схемы;

сформулируйте из терминов, предложенных в кроссворде пары слов по принципу: прилагательное - существительное. Прилагательное - вид программы, а существительное одна из программ данного вида. Укажите еще несколько примеров программ для каждого вида;

назовите примеры мультимедиа программ, неуказанных в кроссворде. Наличие каких устройств дает возможность работы с данным видом программ;

перечислите носители информации из кроссворда в порядке убывающей последовательности их объемов. Для последнего носителя укажите его информационную емкость;

укажите неиспользованные в кроссворде носители информации, распределив их по группам с общим признаком;

назовите объекты Рабочего стола Windows, используемые в кроссворде. Укажите объекты, которые еще можно разместить на Рабочем столе;

перечислите слова из кроссворда, которые не были использованы в вопросах 1-7 и ответах на них. Дайте определение одному их этих слов-терминов, так чтобы оставшиеся слова “прозвучали” при объяснении термина.

Ответы на дополнительные вопросы к кроссворду:

1. Принтер - устройство вывода графической информации на бумагу. Микрофон - устройство ввода звуковой информации. Модем - устройство для обмена информации по телефонным каналам связи. Устройства компьютера представлены в соответствии с рисунком 2.2.


Рисунок 2.2. Устройства компьютера

  • 3. Стандартная - блокнот, служебная - дефрагментация. Стандартная: калькулятор,Word Pad, Paint. Служебная: проверка диска, сведения о системе, очистка диска, архивация данных, преобразование диска в FAT 32, сжатие данных.
  • 4. Лазерный проигрыватель, регулятор громкости, универсальный проигрыватель. Необходимы: звуковая карта с микрофоном и колонками, и СD-ROM дисковод.).
  • 5. Винчестер, дискета. Информационный объем 3-х дюймовой дискеты 1,44 Мбайта.
  • 6. 1 вариант ответа: группы по принципу работы с информацией на носителе:

CD-DOM, DVD-DOM;

CD-R, DVD-R; CD-RW, DVD-RW.

2 вариант ответа: группы по виду носителя информации:

CD-DOM, DVD -DOM, DVD -R, DVD -RW.

  • 7. Папка Корзина, кнопка Пуск на Панели задач. Можно разместить другие папки, документы, ярлыки.
  • 8. Слова: оперативная, компьютер, информация. Определение: Оперативная память компьютера - память, хранящая информацию, которую обрабатывает процессор в данный момент времени.

На данном этапе игры формируются коммуникативные компетенции, включающие знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Формируется и информационная компетентность учащихся. Эксперты отслеживают количество правильно отгаданных слов-терминов. Учитель по данным экспертов определяет уровень компетентности, строит диаграмму.) Далее, та фирма, у которой будет наибольшее количество капитала на данный момент времени, начинает первая“проверять” своих сотрудников (подчиненных) на то, как они понимают своего президента (начальника). В этой проверке участвуют три программиста, дизайнер и президент, остальные сотрудники: программист, менеджер, финансист, готовят ответы на сканворд, находящийся в папке игры в виде файла. Готовый продукт в распечатанном виде предъявляют экспертам. В сканворде всех слов-терминов двенадцать, то есть максимальное увеличение капитала фирмы составит 1200 у.е. (В это же время другая фирма отгадывает сканворд.)

На мониторе компьютера учителя открыт слайд с 2 туром компьютерной презентации Приложение1.ppt . Все аналогично 1 туру, максимально увеличиться капитал фирмы может на 1500 у.е.

В сканворде фирмам нужно найти зашифрованные слова-термины по определенной теме представленном в соответствии с рисунком 2.3. Из букв, не используемых в названиях терминов, составить название еще одного термина, возможно использование одной буквы в разных словах. Сканворды предложены в двух вариантах: в варианте 1 - слова расположены по горизонтали (справа налево или слева направо) и по вертикали (снизу вверх или сверху вниз), а в варианте 2 - змейкой.

Вариант 1

Вариант 2

Рисунок 2.3. Сканворд Обработка текстовой, графической информации

Ответы сканворда (оба варианты): абзац, шрифт, пиксель, формат, палитра, список, поворот, объект, файл, заливка, страница. Название слова-термина, составленное из неиспользованных букв - выделение.

Далее фирма с наименьшим количеством капитала на данный момент времени выбирает либо место ученика, который будет объяснять слово-термин, либо место того, кто должен отгадать заданное слово. На мониторе компьютера учителя открыт слайд с финальным туром компьютерной презентации. В финале участвуют президенты фирм. Стоимость шести слов-терминов в финале разная: 100 у.е, 150 у.е, 200 у.е, 300 у.е, 350 у.е, 500 у.е

В финале оценивается верное объяснение слова-термина и правильный ответ путем прибавления определенного количества у.е, в соответствии с их стоимостью. Если же объяснение слова-термина или ответ неверны, то осуществляется вычитание определенного количества у.е в соответствии с их стоимостью. Максимально преумножить капитал фирмы можно на 1600 у.е.

Конечный итог игры: подсчитываются условные деньги, объявляется лучшая фирма.

Таблица 2.4.

Критерии оценок фирмы

Президент вносит в оценочный лист оценки каждого сотрудника.

Оценочный лист сотрудника фирмы

Фирма:________________

Президент фирмы:________________


Рисунок 2.5. Оценочный лист

Эксперты дают оценку работе каждого президента фирмы, делают заключение полностью по всей игре, отмечают лучшую фирму, выставляют оценки с комментариями, заполняют сводную оценочную таблицу.

Сводная оценочная таблица эксперта

Эксперт___________

Таблица 2.5. Сводная оценочная таблица

По окончании всей игры учитель дает слово учащимся, проводится рефлексия.

Для проверки сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит следующие умения:

подсчитывать информационный объем сообщения;

осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;

осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

создавать и преобразовывать логические выражения;

формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему;

оценивать результат работы известного программного обеспечения;

формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.

  • 1. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 480 бит. Какова длина сообщения в символах?
  • 2. В велокроссе участвуют 119 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов?
  • 70 бит
  • 70 байт
  • 490 бит
  • 119 байт
  • 3. Дано: а=D716, b=3318. Какое из чисел c, записанных в двоичной системе, отвечает условию a
  • 11011001
  • 11011100
  • 11010111
  • 11011000
  • 4. Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11, соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов БАВГ и записать результат шестнадцатеричным кодом, то получится
  • 5. Для кодирования цвета фона страницы Интернет используется атрибут bgcolor="#ХХХХХХ", где в кавычках задаются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели. Какой цвет будет у страницы, заданной тэгом

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входят следующие сложные умения:

анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;

реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

  • 1. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:
    • А) прибавь 3
    • В) умножь на 4

Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 3, а выполняя вторую, умножает его на 4. Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 57, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд.

Например, программа 21211 это программа

умножь на 4

прибавь 3

умножь на 4

прибавь 3

прибавь 3

которая преобразует число 2 в 50.)

  • 2. Опишите на русском языке или одном из языков программирования алгоритм получения из заданного целочисленного массива размером 30 элементов другого массива, который будет содержать модули значений элементов первого массива (не используя специальной функции, вычисляющей модуль числа).
  • 3. Для 6 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв из двух бит, для некоторых - из трех). Эти коды представлены в таблице:

00 100 10 011 11 101

Определите, какая последовательность из 6 букв закодирована двоичной строкой 011111000101100.

Формирование информационной компетентности учителя.

Пестов Сергей Алексеевич,

аспирант Уральского Государственного Педагогического Университета, г . Екатеринбург,

старший преподаватель Нижнетагильской Государственной Социально-Педагогической Академии.

Современный этап развития человеческого обществахарактеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации,появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования.

В нормативных документах РФ в области образования задачам информатизацииуделяется большое значение. Законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Государственные образовательные стандарты поставили перед ВУЗами задачуподготовки выпускника как активного субъекта педагогической деятельности, способного вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности, в том числе и в области информатизации образовательного процесса. В «Проекте профессионального стандарта педагогической деятельности» говорится о знаниипедагогом современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий в учебномпроцессе,современных методов обучения.

Освоение педагогами новой техники - это не только знакомство с новыми информационными технологиями (ИТ), но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности. По мнению американского ученого М. Ш. Ноулза, внесшего большой вклад в развитие теории и практики образования, одной из основных задач в сфере высшего профессионального образования является подготовка компетентных специалистов, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, а «... основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

В настоящее время существуют различные трактовки термина “профессиональная компетентность”. Одна из них - «профессиональная компетентность - способность учителя к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности».[ 5.с.176]

Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное. В частности, А.С. Белкин определяет порядка 70 компетентностей педагога. Одной из основных компетентностей на современном уровне развития образования является информационная компетентность (ИК).

Информационная компетентность учителя проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Кроме того, ИК является составной частью информационной, технологической культурыучителя, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений. Следует отметить, что в современном толковании термина «информационная компетентность» чаще всего подразумевает использование компьютерных информационных технологий, а более точное определение следует трактовать как «компьютерная информационная компетентность». Кроме того, Я.И Кузьминов в понятие «информационная компетентность» вкладывает и методический аспект деятельности учителя.

П.В. Беспалов определяет информационную компетентность как «...интегральную характеристику личности, предполагающую мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники и владение приемами компьютерного мышления.» [ 2.с.176]

Информационная компетентность учителяформируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средстваобучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующиеуровни формирования информационной компетентности:

Уровень потребителя информации;

Уровень пользователя компьютером;

Уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования;

Уровень предметно-специфических задач на основе творческого, межпредметного подхода.

Основными педагогическими условиями, на взгляд автора, влияющими наформирование ИК педагога являются:

а) создание профессионально ориентированных задач, педагогических ситуаций на уроке, создающих мотивацию овладения информационными технологиями;

б) обучение с помощью наглядных моделей, средств мультимедиа, Интернет-ресурсов, стимулирующих процесс формирования ИК;

в) выполнение творческих проектов с учетом учебной специализации педагогов с использованием информационных технологий.

Основными элементами процесса формирования ИК являются:

Умение применять информационные технологии для демонстрации печатныхи графических документов;

Умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке;

Умение создавать презентации;

Умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;

Умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;

Умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;

Умение использовать компьютерное тестирование;

Умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.

Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой длякорректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.

Обеспечение урока с использованием компьютерной техники включает несколько составляющих (см . рис. 1).

Рис. 1.

Наш опыт работы с педагогами позволяет выделить некоторые особенности, которые должны быть учтены при разработке и реализации учебных программ ВУЗов, системы повышения квалификации педагогов, связанных с формированием информационной компетентности. Такими особенностями являются:

Преобладание в учебной нагрузке практических и лабораторных занятий с использованием компьютера и организацией самостоятельной работы педагогов;

Предварительное изучение в ВУЗе студентами методики преподавания профильных педагогических и методических дисциплин. Учебные дисциплины, связанные с использованием информационных технологий в учебном процессе, должны изучаться на старших курсах;

Отражение особенности специализации учителей (русский язык, физика, технология) в содержании учебных дисциплин, связанных с формированием ИК;

Освоение педагогами методики использования информационных технологий на различных этапах урока (организационно-подготовительном, теоретическом, практическом, подведении итогов занятия).

ИК - одна из основных компетентностей современного педагога, имеющая объективную и субъективную стороны. Объективная сторона выражается в требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельностипедагога. Субъективная сторона ИК определяетсяиндивидуальностью учителя, его профессиональной деятельностью, особенностями мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства.

Задачи, связанные с проблемой формирования информационной компетентности учителя, могут быть разделены на три группы:

Выражающие интересы общества;

Отражающие функции и содержание профессионально-педагогической деятельности учителя;

Выражающие индивидуальные профессиональные потребности и интересы учи теля.

Формирование ИК учителя предполагает:

Освоение ими знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

Развитие коммуникативных способностей учителя;

Умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.

В составе ИК учителя можно выделить четыре составляющие:

· мотивационную - наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка и осознание целей информационной деятельности;

· когнитивную -наличие знаний, умений и способности применять их в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства;

· операционно-деятельностную - демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных технологий на практике;

· рефлексивную - обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.

Формирование ИК учителя является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно развивать ученика.

Литература.

1. Белкин А.С.Педагогическая компетентность. - Екатеринбург.: Издательский отдел УрГПУ, 2003.

2. Беспалов П . В . «Компьютерная компетентность в контексте личностно -ориентированного обучения » //Педагогика.- 2003, №4.-Ст. 45-50.

3. Кузьминов Я.И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования.2007.- № 7.- Ст. 17-24.

4. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики. – М.: Издательский отдел НМЦ СПО, 1998.

5. Репкин В.В. Учебный словарь русского языка. – М.: «Высшая школа», 1995.

Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Губарь О. М.

МАОУ «СОШ№11»

В русле модернизации современной школьной системы актуальным является вопрос реализации компетентностного подхода в образовании.

Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций и включает в себя множество составляющих ее знаний, умений, навыков деятельности по отношению к информации, в том числе и владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер, модем и т.д.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет).

Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях.

В информационном обществе XXI века, главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.

В современном мире всё более отчётливо проявляется прямая зависимость между информационными компетенциями человека и качеством его жизни. В силу этого возникает объективная необходимость внести существенные изменения и в образовательный процесс средней школы с целью интенсификации развития информационных компетенций учащихся. Необходимость изменений продиктована в частности тем, что в настоящее время Интернет становится важным фактором информационного взаимодействия, той реальностью, игнорировать которую уже не представляется возможным. Данная причина, а также быстрое совершенствование информационных технологий, доказывает возрастающую роль информационных компетенций человека в современном обществе.

Информационные компетенции представителя современного общества должны не только обеспечить успешную социализацию личности, но и гарантировать овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи, и переработки информации в течение всей социально активной жизни человека.

Современная концепция модернизация российской системы образования в связи с изменившимися социально-экономическими условиями страны связана, в первую очередь, с разработкой проблемы информатизации, причём заложенные принципы и подходы ориентированы на такой уровень информатизации образования, на котором должна активно решаться и задача развития информационных компетенций участников образовательного процесса. Однако в настоящее время мы можем наблюдать ситуацию, когда выпускник, даже имеющий аттестат с отличием при поступлении в вуз не может применить свои знания и умения в конкретной практической ситуации. Такое противоречие возникает из-за того, что, как правило, в реальном учебно-воспитательном процессе эти цели ставятся, но не достигаются.

Таким образом, возникает противоречие между потребностями в обширных знаниях, умениях школьника и низким уровнем развития необходимых информационных компетенций.

Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Согласно «Концепции модернизации российского образования» оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии «компетенций», «компетентности» обучающихся.

В основу формирования компетентной личности ложится такой результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.

Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.), и постановки (или присвоения) цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью – «компетенции».

Основополагающими теоретическими источниками, в которых всесторонне исследована проблема формирования информационных компетенций занимались Н.И.Гендина, М.В.Рыжаков, В.Н.Борздун и др.

Сегодня существует много различных мнений по вопросу классификации и выделения важнейших компетенций. Информационная компетентность не зависимо от авторов и способов классификации всегда выдвигается как одна из наиболее важных гипотез.

Понимая важность поставленной проблемы, мною была разработана и апробирована модель формирования информационной компетенции. Развитие умений и навыков работы с информацией должно проходит через следующий порядок формирования информационной компетенции: последовательно раскрывая, включаю в понимание и активное использование детьми информационных ресурсов.

Развитие умения осознанно воспринимать информацию в электронном варианте и использовать её в учебных целях (в первое время учащиеся могут отвлекаться на различные новые для них компьютерные эффекты: анимация, возможности оперирования с информацией на экране, даже тень от проектора на экране вызывает бурные эмоции);

  1. использование электронных словарей, справочников, энциклопедий для поиска учебной информации
  2. развитие навыков работы с обучающими программами для расширения предметных знаний;
  3. сбор и систематизация длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематической информации
  4. умение представить информацию
  5. создание презентаций PowerPoint

Использование доступных компьютерных ресурсов для извлечения информации.

В своей работе я применяю алгоритмы решения задач, информационные карты, а так же различные виды информационных моделей: иерархическая модель, сетевая модель, семантическая модель.

Работа с данными моделями и картами позволяет учащимся увидеть взаимосвязь понятий по изучаемой теме и способствует осознанному восприятию информации.

Одним из педагогических условий для развития информационных компетенций учащихся является организация самостоятельной исследовательской деятельности. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности.

Новые принципы компетентностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности требуют новых методов обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, который лежит в основе концепции компетентностно-ориентированного образования.

В процессе выполнения учебных проектов у школьника формируются следующие информационные компетенции:

1. Компетенции в сфере первоначального информационного поиска (выделении ключевых слов для информационного поиска; самостоятельное нахождение информации в Интернет).

2. Технологические компетенции (составление плана работы, подбор литературы по теме, перевод информации из одной формы представления в другую и т.п.).

3. Предметно-аналитические компетенции (выделение главного, анализ, систематизация информации, формулировка выводов на основе ее обобщения).

4. Операционно - деятельностные компетенции (разработка и использование различных средств наглядности при защите творческих проектов, оформление информационного продукта в виде компьютерной презентации).

5. Коммуникативные компетенции (представление собственного информационного продукта).


Понравилось? Лайкни нас на Facebook