Презентация история почты для детей. Краткая история почты. вом расстоянии друг от друга. Это была пер –

История почты...

Почта происходит от немецкого слова - Post, итальянского - Posta, от позднелатинского - Posito, что означает - станция с переменными лошадьми, станция в пункте.

Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Люди, населяющие эти древние страны, писали клинописью на глиняных табличках. Эти сведения знает каждый школьник. Однако ассирийцы еще в III тысячелетии до нашей эры применяли то, что может называться предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма, ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-«письмо» и табличка-«конверт» не становились единым куском. «Конверт» разбивали и читали «письмо». До наших дней дошло два таких письма. Они вместе с «конвертами» хранятся в Лувре.

4000 лет назад неизвестный египетский художник на одной из стен погребальной пещеры фараона Нумхотена нарисовал воина, держащего в одной руке свиток, а в другой руке - открытый лист-письмо, который подает своему начальнику. Так до нас дошло вещественное доказательство существование почты в те далекие времена. Документальные материалы о почтовых сообщениях мы имеем и среди других памятников древней культуры.

Письменное сообщение можно было передавать от одного гонца к другому без опасения исказить сообщение. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.

Во времена Кира и Дария в Персии(558 - 486 года до нашей эры) почтовая связь была налажена очень хорошо. На станциях персидской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому. Эта была так называемая эстафетная почта.

Славилась и древнеримская почта. Она играла огромную роль в управлении громадной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили «Statio posita in…”(Станция расположена в …). Как считают специалисты, именно из сокращения этих слов и появилось слово ПОЧТА (“Posta”).

Документально подтвержденные сведения о возникновении почты в Китае относятся к очень отдаленным временам. Государственная почта Китая существовала уже при династии Чжоу (1027 - 249 года до нашей эры). Она располагала пешими и конными гонцами. Императоры династии Тан (618 - 907 года до нашей эры) уже назначали генерал - почтмейстеров.

Эстафетная почта Китая доставляла императорские приказы и сообщения императору с необыкновенной быстротой. На древней китайской гравюре мы можем видеть, как выглядел китайский пеший почтовый гонец. Хотя работа и нелегка, но любимый зонт должен скрасить гонцу трудности далекого путешествия.

В арабском Халифате к 750 году все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы - пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. О большом значении почтовой службы государства свидетельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, основавшего Багдад (762 год).

«Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всем».

В Греции почтовая система была достаточно хорошо налажена в виде сухопутной и морской почтовой связи, но она не могла значительно развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении, как правило, пеших посланцев. Они называлисьгемеродромами. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс - 400-500 стадий.

Самый известный из этих курьеров был Филиппид, который по преданию Плутарха в 490 году до н.э. донёс в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым Марафоном в истории. Филипид передал только устное послание. Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Как пишет Диодор, один из военачальников Александра Македонского держал при своём штабе гонцов - всадников на верблюдах.

Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 года имели регулярную почту. Следует отметить, что почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Дело в том, что лошадей в Южную Америку завезли европейцы - завоеватели только в 16 веке.

Расстояние между соседними станциями не превышало трех километров. Поэтому оно преодолевалось гонцом в высоком темпе. Характерная особенность почты инков и ацтеков заключалось в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов (500 км). Оцените скорость доставки. Думаю, что современная почта вряд ли быстрее, хотя имеет в своем распоряжении машины, поезда и самолеты.

Во времена расцвета культуры майя также имелась развитая служба гонцов, но о ней известно очень мало.

Но, практически везде, почта, как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам государства. Но вот к частному человеку это учреждение очень долго не имело никакого касательства. Достаточно сказать, что в стране инков почтовые тракты вообще шли в обход населенных пунктов.

Однако простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. На первых порах их сообщения передавались в частном порядке через купцов («почта мясников»), почтовой службы рыцарского ордена, странствующих монахов и гонцов университетской почты.

Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе заставило людей организовывать регулярный почтовый обмен между городами. Имеются документы, подтверждающие наличие городских гонцов уже в 14 веке. Однако наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза.

Ганза - торговый и политический союз северогерманских городов в 14 - 17 веках. С вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя все границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по все территории Германии. Далее через Нюрнберг, почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг в Прагу, Вену и другие города. На этом примере мы видим уже зачатки международной почты.

Следующим заметным достижением развития почтовой службы может служить почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и- Таксис относится к 1451 году, когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве.

В 1501 году Франц Таксис становится генерал - почтмейстером Нидерландов. До начала 16 века почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Так как, почтовое дело стало становиться доходным, то у почты Таксисов появились конкуренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 году очередной Таксис - Ламораль становится имперским генерал - почтмейстером.

Более того, имперским указом эта должность была объявлена пожизненной и наследственной для рода Таксисов. Кстати, приставку «Турн» Таксисы присоединили к своей фамилии в 1650 году, получив ее в качестве пожалования короля.

Ламораль Таксис, новый генерал - почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против «дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами». Все это положило началу борьбу почты Турн-и-Таксис с конкурентами. Эта борьба велась на протяжении столетий. Почта Таксисов сумела устоять и победить. Аккуратность, быстрота и честность - таков был девиз почты Турн-и-Таксис. Именно этот девиз, строжайше соблюдался на практике. Впервые торговые люди и банкиры, простые люди и государственные чиновники могли быть уверены, что письма, документы, деньги быстро дойдут до адресата, и они вскоре получат ответ. Все это имело огромное значение для общества.

В 1850 году почта Турн-и-Таксис присоединилась к германо-австрийскому союзу. К этому времени во многих странах уже были выпущены почтовые марки. Правила германо-австрийского почтового союза предусматривали для его участников обязательство выпускать почтовые марки.

Именно поэтому 1 января 1852 году вышли первые почтовые марки почты Турн-и-Таксис. Всего почта Турн-и-Таксис выпустила 54 почтовые марки. Выпускала почта Турн-и-Таксис и маркированные конверты.

История почты Турн-и-Таксис заканчивается только в 1867 году, когда Пруссия приобрела права на все почтовые учреждения дома Турн-и-Таксис.

В 1973 году в Бельгии вышла марка, посвященная почте Турн-и-Таксис. Одной из первых почтовая служба Таксисов появилась на территории Бельгии. Служащие этой своеобразной империи имели широкие права и привилегии. На почтовой марке отражена одна из них. На правом боку, сидящего на коне курьера, виден почтовый рожек.

В то время только служащие дома Таксисов имели право трубить в него. Звук рожка предупреждал почтовые станции о приближении курьера, на смену которому готовилась смена. Сигнал рожка освобождал от подорожной платы, в ночное время открывал городские ворота, заставлял встречный транспорт сворачивать с пути, уступая дорогу спешащему с почтой курьеру.

Услышав звук рожка, сменщик готовил своего коня, чтобы принять почту и немедленно отправиться далее. Гонцы обязаны были двигаться со скоростью не менее мили в час. В случае нарушений они подвергались штрафам.

В 17 веке Швеция стала великой державой, и появилась необходимость в регулярной связи с ее владениями за Балтийским морем. Первыми почтальонами были королевские курьеры. Затем корреспонденцию доставляли так называемые «почтовые крестьяне». Они жили вблизи основных дорог, освобождались от разного рода повинностей, например, воинской, но были обязаны переправлять государственную почту.

Обычно посылали батрака, который бежал, трубя в рожек, километров за 20-30 к соседу. Передав свою почту и получив в обмен другую, он отправлялся домой. Если письма опаздывали, ему грозило наказание. Корреспонденция доставлялась и по морю, например, на лодках из Швеции на Аландские острова и далее в Финляндию и Санкт-Петербург. «Почтовые крестьяне» работали круглый год, независимо от погоды. Особенно опасна была переправа весной и осенью, когда они, то волокли лодку по льду, то ставили паруса, то брались за весла. Немало людей погибала во время шторма.


Русская почта является одной из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к 10 веку. В киевской Руси существовала обязанность населения с названием «повоз». Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг.

Еще до татаро - монгольского нашествия в России существовали почтовые дороги и почтовые станции. Просто захватчики стали использовать их для организации своей почты. Они ввели натуральную повинность для населения, названную «ям». Ям - это обязанность населения предоставлять лошадей и людей (какой же хозяин способен передать свою кормилицу в чужие руки!) для перевозки грузов и почты.

Татаро-монгольское иго сгинуло, но тюркское слово «ям» осталось в русском языке в качестве названия одной из многочисленных повинностей русского населения (вспомним самые известные - барщина, десятина и т.п.). Ямами стали называть почтовые станции, где гонцы меняли лошадей. С 16 века ямы находились в ведении Ямского приказа, предшественника Почтового департамента России (1782 год). Да и слово ямщик имеет те же корни. Хотя интересно отметить, что вначале ямщиками называли станционных смотрителей, и только позднее значение этого слова изменилось на современный лад: ямщик - человек, непосредственно управляющий лошадьми почтовых троек.

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684): …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.


Четкая почтовая служба в России появилась, однако, только при царе Алексее Михайловиче. Организатором «правильной» почтовой гоньбы в России стал глава тогдашнего русского правительства боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 - 1681). Он же является инициатором создания и зарубежной почты России (почтовая линия Москва - Вильну). На почтовом блоке, выпущенном к 100-летию русской почтовой марки хорошо видны наиболее яркие страницы истории русской почты.



Как видно из этих кратких примеров, развитие почты в различных странах имело немало отличий, но, в принципе, эволюция почты различных стран шла достаточно похожим путем. Начиналась она с доставки сообщений и приказов сильных мира сего, на каком то этапе она стала обслуживать и нужды других людей. Да и принципы построения достаточно похожи.


История почты развивается дальше. У почтовиков появляется форменная одежда. Появляются знаки почтовой оплаты и коллекционеры их. Совершенствуются способы доставки и защиты информации от любопытных глаз. Создается Всемирный почтовый союз. Появляются все новые и новые средства связи.

С 1677 года в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в «немецкие» страны - так русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам «немых» языках. Помимо международных отправлений, «немецкая почта» доставляла так же купеческие письма и правительственные бумаги по России. Благодаря «немецкой почте», в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты. Примечательно, что «немецкую почту» от западноевропейских отличало то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе доставкой писем в основном занимались частные предприятия.

Прообразом привычного нам почтового ящика послужили флорентийские тамбури — общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен еще в XVII веке во Франции.
В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

14.10.2010 - 10:54

Мы не задумываемся о том, что многие привычные для нас вещи, прочно вошедшие в наш быт, имеют свою историю, зачастую насчитывающую несколько веков. Например, почта, давно и прочно вошедшая в наш быт, существует уже множество лет - точнее, тысячелетий, и постоянно при этом совершенствуется, стремясь идти в ногу со временем...

Письмо из Египта

С самых древних времен люди стремились передать информацию своим соплеменникам. Еще в каменном веке существовали "письма" - последние известия передавались дымом костров или ударами в сигнальный барабан. Позже появляются первые "почтальоны" - гонцы, которые передавали устные сообщения. Эти гонцы должны были заучить "письмо" со слов отправителя, а затем пересказать его наизусть адресату. Интересно, что память об этом до сих пор сохранилась в нашем языке. Мы гораздо чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".

Многие древние государства обладали весьма развитой структурой почтовой связи. В Ассирии, древнем Египте, Персии, Риме по дорогам передвигалось множество гонцов - с устными собщениями или же с папирусными и пергаментными посланиями. Посланники сменялись или пересаживались на других лошадей на специально построенных для этого станциях. Интересно, что именно от латинского выражения "mansio pozita"... (станция в пункте) и произошло слово "почта", которое во многих языках звучит примерно одинаково.

Племена, обитавшие и кочевавшие на территории нашей будущей страны, тоже не желали оставаться без информационной поддержки. Еще в I тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали, что скифы и сарматы передают устные сообщения с гонцами.

Древнерусское письмо

Шло время, и мир менялся. В IX веке появляется новое государство - Киевская Русь, и почти тут же в этом государстве закладываются основы русской почтовой службы. Сначала письма пересылаются со случайными людьми, чаще всего с много путешествующими купцами. Первое упоминание о гонцах, специально посланных с известиями, встречается в "Повести временных лет". Относится это упоминание к 885 году, который и принято считать началом истории отечественной почты: "послал Олег к Родимичам, спрашивая"...

Почта в силу своей важности для молодого государства довольно быстро становится упорядоченной - уже в 984 году появляется так называемый "повоз" - повинность для населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов, несущих важные вести. В 1266 г., почти на 100 лет раньше, чем в Германии - стране с наиболее развитой по тем временам почтой, возникают первые правила проезда гонцов по русским землям.

Татаро-монгольское иго принесло неисчислимые беды русской земле, в том числе и развитию почты. Единственное, что русские позаимствовали у захватчиков, так это новое название почты - ямская гоньба. Появилась она в XIII веке и просуществовала до второй половины XIX в. На важных дорогах были построены ямские дворы, где гонец мог сменить лошадь. В XVI в. для руководства ямской гоньбой создано государственное учреждение - Ямской приказ. Затем специальным правительственным указом была учреждена новая должность в государстве - начальник ямского приказа. На этот пост дважды назначался князь Дмитрий Пожарский.
Петр I за время своего правления существенно преобразовал российскую почту. Было открыто большое количество новых почтовых трактов, введены почтовые печати, заложены основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме.

В 1714 году была создана специальная почта для обслуживания армии и военнослужащих, а для перевозки почты начали использовать водный транспорт. К концу правления Петра I к 1725 году протяженность почтовых маршрутов в России достигла 10667 верст, а число почтовых учреждений - 458.

В 1772 году был ликвидирован Ямской приказ, а взамен был создан Почтовый департамент при Коллегии иностранных дел, получивший административную и финансовую самостоятельность. Указом правительственного сената 1784 года разрешается по губернским и уездным городам строить каменные дома для почтовых контор из суммы в 20000 руб.

В начале 70-х годов XVIII в. появляется "Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей", на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы. На почтах впервые свозникает должность содержателя станции, известная впоследствии под названием "станционный смотритель" - фигура, ставшая вполне легендарной, (в селе Выра Ленинградской области даже есть музей станционного смотрителя). В то же время зарождаются новые термины: эстафета, конверт, почтовый колокольчик, тройка. Почтовая тройка тоже становится образом, глубоко вошедшим в песенное и литературное творчество.

В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, почта переходит под попечение Министерства внутренних дел. В почтовой отрасли происходят важные изменения: вводится городская почта, появляются новые правила содержания почтовых станций, приведятся к единообразию почтовые операции. В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой строится первое шоссе. Постепенно другие главные дороги страны переоборудованы в шоссейные, что дает возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров. К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью.

Интересно, что должность почтальона в те времена была весьма перспективной и ответственной. При приеме на эту работу надо было выдержать довольно строгий конкурсный отбор и некоторое время поработать, как сейчас говорят, на испытательном сроке, перед прохождением которого соискатель давал подписку о конфиденциальности телеграфной корреспонденции и о том, что кандидат не имеет претензий за долгое ожидание зачисления его в штат почтальонов.

Весьма любопытна история появления первого почтового ящика в России. Сделан он был из дюймовых досок, обшит снаружи листовым железом и установлен в Санкт-Петербурге в 1848 году. Эти ящики были чрезвычайно неудобны и слишком легко взламывались. Многие злоумышленники попросту уносили их вместе с письмами с собой. Поэтому власти вскоре заменили деревянные ящики на чугунные, весом свыше 40 килограммов. И только в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал почтовый ящик с механически открывающейся дверцей. Его изобретением пользуются до сих пор.

Почта XX века

Первая мировая война, революция, Гражданская война нанесли значительный урон почте России. Связь столицы с частью районов была полностью или частично нарушена. Но постепенно почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз. А в 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях. Конные упряжки заменялись автомобилями, значительно пополнился парк железнодорожных почтовых вагонов. Но начинается война, и почта становится одним из самых важных стратегических объектов, подвергаясь при этом значительным разрушениям со стороны врага.

Важно было в совершенно тяжелых условиях организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Несмотря на то, что захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи, ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем. В 1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по восстановлению почтовой связи. В 1945 году деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны.

Война закончилась, и страна начала залечивать раны, нанесенные врагом. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено и доведено до довоенного уровня. Затем начинается новый виток в развитии почтовой связи в СССР. Растет сеть предприятий связи, в самых глухих и труднодоступных местах появляются почтовые отделения. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад. Затем почта становится все более современной и механизированной, а время ожидания письма получателями все уменьшается и уменьшается. Произошло это благодаря появлению множества современных почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин.

Письма будущего

Наступил XXI век. Еще несколько лет назад невозможно было представить, что вскоре для пересылки почты совсем не потребуется налаженная веками сложная структура почтовых ведомств. Изобретение интернета и электронной почты сэкономило огромное количество времени для желающих получать срочную корреспонденцию.

В наши дни промежуток между отправлением письма и получением его адресатом из любой точки мира занимает буквально долю секунды. Достаточно обзавестись электронным адресом (интересно, что многие пользователи e-mail называют этот процесс "завести ящик" - то есть, почтовая лексика плавно переходит для обозначения новых технологий).

Вы пишете своему другу электронное письмо в США, и через пару минут можете читать его ответ с самыми свежими новостями или рассматривать фотографии, сделанные им буквально вчера или сегодня. Конечно, далеко не все имеют свой компьютер с выходом в Интернет, но, судя по скорости компьютеризации населения нашей страны, вскоре работы у почтальонов станет гораздо меньше. Возможно, что лет через 50 у них останется только обязанность носить извещения о полученной вами посылке - потому как вряд ли за столь короткое время будет освоена телепортация материальных объектов. Хотя - кто знает....

  • 6039 просмотров

Люди всегда нуждались в обмене информацией. Именно поэтому история почты началась задолго до появления письменности и привычных современному человеку писем. В древности для передачи новостей использовался голос. Этот способ сохранялся в некоторых регионах вплоть до Средних веков. Например, в империи инков на протяжении многих столетий существовали гонцы-глашатаи, которые распространяли новости из столицы, передвигаясь по стране с помощью сети разветвленных горных дорог. Позже они стали использовать в котором в качестве носителя информации выступали шнуры и нити.

Клинописные таблички

Первая система письменности в классическом смысле этого слова - клинопись. С ее появлением около 3 тысяч лет до н. э. история почты перешла на принципиально новый уровень. Клинопись распространилась среди народов древней Месопотамии: шумеров, аккадцев, вавилонян, хеттов.

Послания выводились деревянной палочкой на глиняных табличках, пока глина сохраняла свою мягкость. Из-за специфического инструментария возникали характерные клинообразные штришки. Конверты для таких писем также изготавливались из глины. Чтобы прочитать послание, адресат должен был разбить «упаковку».

Древняя история почты долгое время оставалась практически неизвестной. Большой вклад в ее изучение внесло открытие библиотеки последнего великого царя Ассирии Ашшурбанипала, правившего в VII в. до н. э. По его приказу был создан архив из 25 тысяч глиняных табличек. Среди клинописных текстов оказались как государственные документы, так и обычные письма. Библиотека была открыта в XIX веке. Благодаря уникальной находке удалось провести дешифровку непонятной прежде переводчикам клинописи.

Ракушки и рисунки

Индейцы племени гуронов обходились бусами из раковин. Их нанизывали на нитки и так получали целые письма. Каждая пластинка имела определенный цвет. Черный означал смерть, красный - войну, желтый - дань и т. д. Умение читать подобные цветные пояса считалось привилегией и мудростью.

История почты прошла и «иллюстрированный» этап. Прежде чем писать буквы, люди научились рисовать. древних, образцы которой и сегодня обнаруживаются в глухих пещерах, это тоже своеобразная почта, шедшая до современного адресата целые поколения. Язык рисунков и татуировок до сих пор сохранился у изолированных полинезийских племен.

Алфавит и морская почта

Своя уникальная система письма была у древних египтян. Кроме того, у них была развита голубиная почта. Для передачи информации египтяне использовали иероглифы. Гораздо меньше известен тот факт, что именно этот народ создал первый прообраз алфавита. Среди многочисленных иероглифов-рисунков у них появились иероглифы, передававшие звуки (всего их было 24).

В дальнейшем данный принцип шифрования развивали другие народы Древнего Востока. Первым собственно алфавитом считается алфавит, появившийся в городе Угарит на территории современной Сирии приблизительно в XV в. до н. э. Затем схожая система распространилась в других семитских языках.

Свой алфавит был у финикийцев. Этот торговый народ прославился искусными кораблестроителями. Моряками осуществлялась доставка почты в многочисленные колонии в разных частях средиземноморья. На основе финикийского алфавита возник арамейский и греческий алфавиты, от которых берут начало почти все современные системы письменности.

Ангарион

Ангарион - древняя персидская почтовая служба, созданная в империи Ахеменидов в VI в. до н. э. Учредил ее царь Кир II Великий. До этого доставка почты из одного конца государства в другой могла растянуться на месяцы, что категорически не устраивало власти.

Во времена Кира появились ангары (так назывались конные курьеры). Почтовое дело той эпохи дало первые ростки существующей и сегодня. Самая длинная дорога ангариона тянулась из Суз в Сарды, а ее длина составляла 2500 километров. Огромный маршрут был разделен на сотню станций, на которых менялись лошади и курьеры. С помощью этой эффективной системы персидские цари беспрепятственно передавали поручения своим сатрапам в самых далеких провинциях огромной империи.

При преемнике Кира II Дарии I была построена Царская дорога, качество проложения которой оказалось столь высоким, что примером ее организации (и вообще ангариона) в своем государстве воспользовался Александр Македонский, римские императоры и даже Карл I, правивший средневековой Франкской империей в IX веке.

Римская эпоха

Как уже отмечалось выше, римская история почты и писем во многом походила на персидскую. В республике, а позднее в империи параллельно существовала государственная и частная система передачи сообщений. Последняя основывалась на деятельности многочисленных гонцов, которых нанимали (или использовали в качестве рабов) богатые патриции.

На вершине своего могущества Римская империя охватывала колоссальные территории в трех частях света. Благодаря единой сети разветвленных дорог уже в I веке нашей эры можно было с уверенностью отправить письмо из Сирии в Испанию или из Египта в Галлию. Мелкие станции, где менялись лошади, были устроены на расстоянии всего нескольких километров. Пакеты перевозились конными курьерами, для клади использовались телеги.

Наиболее быстрая и эффективная государственная почта была доступна только для официальной корреспонденции. Позже стали выдаваться особые разрешения на пользование этой системой путешествующим чиновникам и христианским священникам. Государственной почтой заведовал приближенный к императору префект претория, а с IV века - магистр оффиций.

Средневековая Европа

После падения Римской империи прежняя почтовая система развалилась. Сообщения стали доставляться с огромными затруднениями. Мешали границы, отсутствие и запустение дорог, преступность и исчезновение единой централизованной власти. Почтовое сообщение стало еще хуже с возникновением феодализма. Крупные землевладельцы часто взимали огромные пошлины за проезд по своей территории, что крайне осложняло деятельность курьеров.

Единственной хоть сколько-нибудь централизованной организацией в Европе в раннем средневековье осталась церковь. Монастыри, архивы, храмы и административные органы нуждались в постоянном обмене информацией на просторах большей части политически раздробленной Европы. За организацию почтового сообщения стали браться целые духовные ордена. Нередко важную корреспонденцию по Старому Свету перевозили странствующие монахи и священники, чья ряса и духовный статус зачастую были лучшими средствами защиты от неприятностей с незнакомцами.

Свои корпорации гонцов возникали при университетах, куда стекались студенты из самых разных краев. Особенно прославились курьеры учебных заведений Неаполя, Болоньи, Тулузы и Парижа. Они поддерживали связь между студентами и их родными.

Больше всего в почте нуждались купцы и ремесленники. Без обмена письменными сообщениями со своими партнерами они не могли наладить торговлю и сбыт продукции. Отдельные корпорации купеческой почты возникали вокруг гильдий и других объединений коммерсантов. Эталон такой системы был создан в Венеции, чьи торговые контакты связывали средневековую республику не только со всей Европой, но и с далекими странами по ту сторону Средиземного моря.

В Италии и Германии, где сформировался институт вольных городов, получила распространение эффективная городская почта. Свои собственные опытные гонцы были у Майнца, Кельна, Нордгаузена, Бреславля, Аугсбурга и т. д. Они доставляли как письма администрации, так и посылки обычных жителей, плативших за услугу по определенному тарифу.

Ямщики и тройки

Благодаря «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина все в детстве слышали фразу: «Едет с грамотой гонец». Отечественная почта возникла в период Киевской Руси. Необходимость в системе обмена корреспонденцией всегда была актуальна для нашей страны в силу ее огромных территорий. Колоссальные для западных европейцев расстояния отражались и на нормах, характерных для русских гонцов и невероятных для иностранцев.

Во времена Ивана Грозного царские курьеры обязаны были проходить в день по сто километров, что с трудом поддавалось объяснению заграничным наблюдателям. В XIII - XVIII вв. почтовые станции в России назывались ямами. На них содержались лошади и работали постоялые дворы.

Существовала и так называемая ямская повинность. Она распространялась на тягловое население провинций. Крестьяне, отбывавшие повинность, должны были организовывать перевозки государственных чиновников, грузов и дипломатов. Эта традиция была распространена татаро-монголами во время их ига над восточнославянскими княжествами. В XVI веке в Русском государстве появился Ямской приказ. Этот аналог министерства занимался не только почтовыми, но и налоговыми делами. Короткая фраза: «Едет с грамотой гонец» едва ли может передать сложность курьерского дела в средневековой России.

Около двухсот лет назад появились знаменитые разноаллюрные упряжки тройки лошадей. Они снаряжались специально для путешествий на дальние расстояния. Расположенные по бокам скакали галопом, а центральный коренник двигался рысью. Благодаря такой конфигурации достигалась предельная для своего времени скорость в 45-50 километров в час.

От дилижансов до железных дорог и пароходов

Централизованные системы королевских почт появились в Англии, Швеции, Франции и других развитых странах в XVI-XVII вв. Одновременно с тем росла необходимость в устройстве международной связи.

На рубеже Средневековья и Нового времени в Англии распространились дилижансы. Эта почтовая карета постепенно вытеснила простых конных курьеров. В конце концов она завоевала мир и появилась во всех частях света от Австралии до Америки. О прибытии почтового экипажа в городе или селе сообщали с помощью специального рожка.

Очередной перелом в развитии систем связи произошел в начале XIX века с появлением пароходства и железных дорог. Новый вид водного транспорта хорошо зарекомендовал себя в организации британо-индийской почты. Специально для облегчения путешествия на восток англичане спонсировали строительство в Египте, благодаря которому корабли могли не огибать Африку.

Почтовые ящики

Существует несколько версий о том, где появился первый почтовый ящик. По одной из них таковыми можно считать тамбуры, установленные во Флоренции в начале XVI столетия. Их размещали рядом с церквями - главными общественными местами города. Деревянный ящик со щелью вверху был предназначен для передачи анонимных доносов, в которых сообщалось о государственных преступлениях.

В том же XVI веке подобные новинки появились у моряков. В каждой британской и голландской колонии был свой почтовый ящик. С помощью подобной технологии мореплаватели передавали корреспонденцию на другие корабли.

Французским изобретателем почтового ящика считается Ренуар де Вилайе. Именно он разрешил проблему переписки между парижанами. В середине XVII века во французской столице было четыре почтамта, однако и они не могли справиться с гигантским потоком корреспонденции обычных граждан. Ренуар де Вилайе являлся членом правительства и Национальной академии наук. Подключив собственную смекалку и административные ресурсы (разрешение короля Людовика XIV), он в 1653 году инициировал установку почтовых ящиков по всему Парижу, что заметно облегчило работу почтовой службы. Новинка быстро прижилась в столице и распространилась в других городах страны.

История почты России сложилась так, что отечественные почтовые ящики появились только в 1848 году. Первые такие диковинки установили в Москве и Санкт-Петербурге. Поначалу конструкции были деревянными, затем их сменили на металлические. Для срочных отправлений использовались почтовые ящики, выкрашенные в яркий оранжевый цвет.

Марки

Сложившаяся в Новое время международная почтовая система имела множество недостатков. Ключевой из них заключался в том, что сборы за пересылку отправлений оставались затруднительными несмотря ни на какие логистические и технические новшества. Впервые данная проблема была решена в Великобритании. В 1840 году там появилась самая ранняя из ныне известных марок - «черный пенни». Ее выпуск был связан с введением тарифов на пересылку писем.

Инициатором создания марки стал политик Роуленд Хилл. На рисунке марки был выгравирован профиль молодой королевы Виктории. Нововведение прижилось и с тех пор каждый почтовый конверт письма оснащался специальным ярлыком. Наклейки появились и в других странах. Реформа привела к значительному увеличению количества почтовых пересылок в Великобритании более чем в два раза всего лишь за первый год после эпохального преобразования.

В России марки появились в 1857 году. Первый знак почтовой оплаты оценивался в 10 копеек. На марке был изображен двуглавый орел. Для тиража выбрали именно этот геральдический символ, так как он являлся эмблемой Почтового департамента империи. Это ведомство старалось не отставать от западных тенденций. Почта СССР также уделяла много внимания знаки оплаты пересылки появились в 1923 году.

Открытки

Знакомые всем почтовые открытки возникли сравнительно недавно. Первая карточка подобного рода появилась в 1869 году в Австро-Венгрии. Вскоре такой формат завоевал общеевропейскую популярность. Случилось это во время Франко-прусской войны 1870-1871 гг., когда французские солдаты стали массово посылать свои родным иллюстрированные почтовые карточки.

Фронтовая мода была моментально перехвачена коммерсантами. Уже через несколько месяцев почтовые открытки стали массово выпускаться в Англии, Дании, Бельгии и Нидерландах. Первая российская открытка увидела свет в 1872 году. Еще через шесть лет на специальном конгрессе в Париже был принят международный стандарт размеров карточек (9 сантиметров длины, 14 сантиметров ширины). Позже его несколько раз меняли. Со временем появились подвиды открыток: поздравительные, видовые, репродукции, художественные, рекламные, политические и т. д.

Новые веяния

В 1820 году в Великобритании изобрели конверт. Спустя еще 30 лет появились штемпельные бандероли. В середине XIX столетия письмо могло совершить кругосветное путешествие за 80-85 дней. Отправления ускорились, когда в России была открыта Транссибирская магистраль.

XIX век ознаменовался последовательным появлением телеграфа, телефона и радио. Возникновение новых технологий не умалило значение, которое представляло для тогдашних людей почта. Телеграф и вовсе оказал неоценимое содействие ее развитию (во всех странах постепенно объединяли ведомства, отвечавшие за эти два вида связи).

В 1874 году был создан Всемирный почтовый союз и созван Всемирный почтовый конгресс. Целью мероприятия стало подписание международного соглашения, которое могло бы унифицировать разрозненные системы передачи корреспонденции разных стран мира. На конгрессе присутствовали представители 22 государств. Ими был подписан Всеобщий единый почтовый договор, вскоре переименованный во Всемирную почтовую конвенцию. Документ обобщил международные правила обмена отправлениями. С тех пор история почты России продолжалась в русле всемирной эволюции почтовой связи.

В конце XIX столетия началось развитие аэронавтики. Покорение человеком воздуха привело к исчезновению каких-либо физических барьеров для отправлений по всему миру. Как уже упоминалось выше, еще древним цивилизациям была известна своя аэропочта - голубиная почта. Птицы использовались людьми для коммуникации даже в самом зените прогресса. Особенно незаменимыми голуби становились во время кровопролитных конфликтов. Пернатая почта исправно использовалась на фронтах Первой и Второй мировой войны.

Электронная почта

У современной эпохи есть множество определений. Называют ее и информационной. И это во многом справедливо. Сегодня именно информация является главным ресурсом, двигающим прогресс. Связанная с ней революция произошла благодаря появлению интернета и современных средств коммуникации.

В наши дни знакомая многим поколениям людей бумажная почта понемногу уступает свое место электронной. На смену железному ящику для конвертов пришел e-mail, а социальные сети и вовсе стерли представления о расстоянии. Если еще двадцать лет назад интернет воспринимался как чудаческая забава, то теперь без него сложно представить жизнь современного человека. Доступный же каждому человеку электронный e-mail воплотил в себе многовековую эволюцию почты со всеми ее различными рывками и прыжками.

В мире не так много феноменов, или даже институтов, сложившихся в результате последовательного и независимого развития по всему земному шару. Навскидку можно назвать лишь самые грандиозные - письменность и языки, множество их; институт науки, впитавший изыскания ученых всего мира за многие тысячелетия; дело дипломатии и государственности, которые и в современное время не чураются норм, разработанных еще в Римской империи; художественная культура, временем расцвета которой считается Древняя Греция. Попробуйте включить сюда почту, и вы удивитесь, как прекрасно этот институт вписывается в этот ряд и включает лучшее из того, что могут придумать люди в разных уголках земного шара вместе и раздельно.

Средневековая церковь, будучи единственным и неповторимым органом власти, взяла на себя задачу централизации, которая была бы невозможна без собственной системы сообщений - монастырской почты. Курьеры от монастырей поддерживали связь между отдельными монастырями и главой церкви в Риме, между монашескими орденами и их братствами. Тогда же родились и станции для перемены лошадей, впоследствии перекочевавшие в Россию. Собственно, слово «почта» происходит от итальянского «statio posita in…», что означало станцию для перемены лошадей. Слово «почта» (post) впервые начали употреблять в таком значении в XII веке.

Европейские университеты середины второго тысячелетия, в которые, как сложилось исторически, учащиеся стекались из самых различных стран, чуть ли не пешком, по-ломоносовски, добирались, чтобы получить образование, использовали этот важный момент: за отдельную плату профессиональные гонцы университетской почты поддерживали связь между студентами и их семьями, иногда доставляя письма частным лицам.

Интересным явлением стала «почта мясников». По роду деятельности, европейский цех мясников, который ради закупок совершал обширные путешествия, взял на себя обязанности по перевозке писем и посылок. В некоторых городах южной Германии это стало обязанностью мясников, взамен на что они получали определенные привилегии. Эта почта работала до конца XVII века и местами получила государственное значение.

Франц фон Таксис

И все же первой организованной почтой во всех смыслах этого слова считается почта, созданная членами рода Тассо (Тассис, Таксис). Почта Турн-и-Таксис просуществовала со второй половины XV века до 1867 года и внесла огромный вклад в развитие почтовой связи в Европе. Почта Таксисов содержалась на их средства, страх и риск, но неизменно оставалась частным предприятием, хотя императоры и притязали на ее установление. Почта Турн-и-Таксис важно перенимала все эффекты эволюции почты, оперативно привлекала к использованию почтовый штемпель и почтовую марку. 400 лет - неплохая история для частной почты.


Что касается почты России, русской почты, получившей развитие на территории тогдашнего русского государства, историки придерживаются мнения, что почтовую службу наши предки переняли у завоевателей-монголов. В тот смутный период на главных дорогах появились почтовые станции (о которых мы говорили выше), «ямы», на которых «ямчи» (гонцы) меняли лошадей. Как вы догадываетесь, слово «ямщик» уходит корнями именно в эту легенду. А слово «почтальон» обрело себя в дореволюционной России с 1716 года (до этого почтовых служащих называли «почтарями»). Реформы Петра I привели к тому, что почтовая связь в России появилась во всех главных городах страны. Почтой занялось государство, были открыты первые почтамты, почтовые конторы, ввели должность почтмейстера. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) проложили свой путь в 1851 году. Что было дальше - вы знаете, вам в почтовый ящик упало первое в вашей жизни письмо. О том, как работает почта и какие ее элементы претерпели эволюцию, а какие остались неизменными, мы поговорим в следующий раз.


Невозможно описать словами, насколько далеко зашло влияние эволюции и революций в почтовой службе, на земле и на море. Почту наверняка можно назвать великим достижением человечества. Мир 1782 года, который последовал за американской войной за независимость, был заключен лишь после переговоров, растянувшихся больше чем на два года. Пруссия и Австрия воевали в 1866 году. Кампания заняла семь дней; и с момента объявления войны до формального заключения мира прошло семь недель. Очевидно, что временная разница в обоих случаях была обусловлена лишь тем, что в одном случае новости шли дольше, а в другом - быстрее.

Мы можем смотреть на прошлое со смешанным чувством - вспоминать наших легкомысленных предков, которые никуда не спешили и которым хватало времени на рефлексию; мы считаем те времена летаргическими, вялыми, спокойными.

Мы гордимся собственной эпохой как наполненной жизнью и активностью, спешкой и нервами, высоким электрическим напряжением. Но многие из нас знают цену этому водовороту жизненных событий и часто говорят: «Этот темп убивает». Сохранится ли этот темп на следующие сто лет? Скорее всего, да. Эволюция почты позволяет нам умещать больше действий в минуту жизни, как и эволюция многого другого, безусловно. Письма больше не идут неделями, посылки скоро будут доставляться мгновенно, связь практически лишилась каких-либо ограничений. Какой будет почта в будущем? Вы узнаете об этом первыми.


Испытания первых почтовых дронов уже начались …


Специальный проект «История почты» подготовлен при поддержке компании «Бандеролька» . Доставка любых товаров из США в Россию и страны СНГ с индивидуальным подходом и низкими ценами .


Из истории почты С глубокой древности люди хотели знать, что происходит на свете. Путников подробно расспрашивали: что делается в соседнем селении, в соседнем государстве? Если нужно было передать важное сообщение, то посылали гонцов. Они прятали сообщения в одежде или заучивали наизусть В Африке о новостях извещали барабаны - тамтамы. Был создан даже язык «говорящих тамтамов». Африканцы понимали его так же хорошо, как и речь собеседника. С помощью барабанов передавали сведения о свадьбе, рождении ребенка, нашествии саранчи. 4


Из истории почты Не могла обойтись без почты и громадная Римская империя. Превосходно построенные римские дороги со­хранились до сих пор. Даже существует пословица: «Все дороги ведут в Рим» На Руси существовала ямская гоньба (гоньба - быстрая езда). Вдоль дорог стояли «ямские дворы», где всегда были наготове ло­шади для княжеских посланцев. 5


Письмецо в конверте На протяжении многих веков письмо, запечатанное в конверт, было очень популярным. Первыми письмами на русском языке принято считать берестяные грамоты. От них и берёт своё начало на Руси эпистолярный жанр. Так называется искусство писать письма. 6




Письмецо в конверте В Средние века у немецких мясников существовала своя собственная почта. Купленные стада перегоняли по определённым дорогам. В пути скот сопровождали и охраняли всадники- гуртовщики. Они, помимо основной работы, занимались перевозкой и доставкой почты. Это приносило мясникам не только дополнительную заботу, но и дополнительный доход. 8




Письмецо в конверте «Пони экспресс» - это вовсе не аттракцион для малышей. Так называли знаменитую американскую частную почтовую службу. Она родилась в 1860 году, когда ещё не было желез­ных дорог. Работа экспресс-службы шла под девизом «Почта должна быть доставлена при любых обстоятельствах». Обязательным требованием к всадникам-курьерам было, прекрасно владеть оружием и стрелять без промаха на полном скаку. 10


Письмецо в конверте Во время Первой мировой войны нашла своё применение пчелиная почта. На брюшко пчелы прикреплялись тонкие шёлковые нити: красная означала появление пехоты, зелёная - артиллерии, синяя - кавалерии. Возвращаясь в родной улей, пчелы перелетали линию фронта и приносили сообщения. 11


Письма из сети Сегодня, в эпоху Интернета, электронная почта является очень удобным и популярным средством связи. Письмо, посланное через Интернет, уже через несколько минут приходит к адресату на другом конце планеты! К тому же затраты на его пересылку минимальны. Для такого письма не надо покупать конверт и наклеивать на пего марку. Правда, его всё-таки приходится опускать в почтовый ящик. Но ящик этот - виртуальный. Так называется особая компьютерная программа, которая помогает отправлять и получать электронные письма. 12


Письма из сети 13 Сегодня, спустя 39 лет с момента изобретения Рэем Томлинсоном электронной почты, мы видим, насколько изменился мир и насколько изменилась сама электронная почта. Из небольшой программки, связывавшей пользователей нескольких удалённых компьютеров, она выросла в целую систему, позволяющую быстро передавать большие объёмы информации в любую точку планеты. Электронная почта позволяет людям оперативно общаться, невзирая на тысячекилометровые расстояния и государственные границы.


Письма из сети Электронная почта довольно быстро развивается. Ещё совсем недавно единственным видом информации, подлежащим передаче по е-mail, был простой текст, а сейчас нетрудно сделать письмо со встроенным видеороликом или музыкальным произведением. Значок е-mail, которым обычно обозначается электронный адрес, расшифровывается просто. Mail по-английски «почта», е - сокращение от слова «электронный». Произносится это как «и мейл». 14




Электронные страсти Смайлик - это картинка, составленная из букв и специальных символов, которая выражает определённое чувство или настроение. Смайлики ставятся в личных письмах. Они украшают и оживляют послание. Но в официальных письмах смайлик совершенно неуместен. Чтобы выразить свои эмоции, нужно просто записать его в конце фразы. Вот посмотрите, какие разные чувства можно передать с помощью простых знаков. 16


Смайлики:-) - улыбка:) - ответ на шутку:-(- печаль:- - вредное или озорное лицо обычно указывает, что комментарий должен быть вызывающим или едким. :-? - не знаю, как реагировать (например, в ответ на неудачную шутку) :-} - ухмылка: ну-ну...:-о - изумление: вот это да! :-[ - злая усмешка%-) - смущение:-* - поцелуй:-/ - нерешительность:-# - я должен молчать:-D - смех: - крик ужаса:-] сарказм 17 - вр"> - вредное или озорное лицо обычно указывает, что комментарий должен быть вызывающим или едким. :-? - не знаю, как реагировать (например, в ответ на неудачную шутку) :-} - ухмылка: ну-ну...:-о - изумление: вот это да! :-[ - злая усмешка%-) - смущение:-* - поцелуй:-/ - нерешительность:-# - я должен молчать:-D - смех: -@ - крик ужаса:-] сарказм 17"> - вр" title="Смайлики:-) - улыбка:) - ответ на шутку:-(- печаль:- - вр"> title="Смайлики:-) - улыбка:) - ответ на шутку:-(- печаль:- - вр">



Понравилось? Лайкни нас на Facebook