Урок информатики основные устройства компьютера. Конспект урока по информатике "основные устройства персонального компьютера". I. Организационный момент

Митюшкина Марина Викторовна, учитель информатики, КГУ «Урожайная средняя школа», СКО, район им. Г. Мусрепова, Республика Казахстан.
Предмет информатика
Класс 5
Аннотация.
Данный сценарий урока информатики ориентирован на возрастную группу учащихся в возрасте 11-12ти лет (5 класс) на котором обобщаются и закрепляются первоначальные знания об устройствах компьютера и их назначении. Приводятся примеры творческой проектной деятельности школьников: поэтическое лото «Компьютер», ребус «Компьюктус», кластер «Паучок», лото «Клавиатура». Выполненные работы – это интересный дидактический материал для уроков информатики.

Тема урока: Устройства компьютера и их назначение

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об устройствах компьютера и их назначении.
Задачи урока:
Образовательные:
систематизация и закрепление знаний учащихся по теме;
контроль уровня усвоения знаний, умений и навыков;
Развивающие:
развитие когнитивных навыков работы на уроке информатики;
развитие умения выделять главное, обобщать;
развитие умения применять знания в новой ситуации;
развитие навыков самостоятельной работы, работы в группе;
Воспитательные:
формирование доброжелательного отношения к товарищам в группе;
иметь уважение к любым мнениям без критики;
формирование чувства коллективизма, здорового соперничества;
повышение грамотности устной речи.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний
Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Общеучебные ЗУН, необходимые для работы учащихся на уроке:
навыки работы с учебником;
умение выделять главное, структурировать информацию;
умение открывать приложение PowerPoint, запускать демонстрацию слайдов и переключать слайды по щелчку;
умение организовывать работу в команде;
умение организовывать и провести презентацию работы.
Развитие навыков:
самостоятельной работы, работы в группе;
работы с источниками информации;
самоанализа и рефлексии;
оценки результата своей деятельности.
Материально-техническое обеспечение урока:

Компьютеры;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска;
Презентация по теме урока с тестовыми заданиями и кроссвордом;
Раздаточный материал, подготовленный учащимися на предыдущем уроке;
Экспертные листы;
Чистые листы формата А4;
Карточки: Игра «Верю – не верю»
Литература, использованная при подготовке урока:
учебник: Е.А. Вьюшкова, Н.В. Параскун, Информатика 5 класс, «Арман-ПВ», 2013г;
Журнал «Информатика и образование», 2013 №1, №2.
Подготовительный этап.
На предыдущем уроке учащиеся разделились на четыре группы, каждой из которых было предложено тема проекта и технология его оформления. Также заданием было подготовить презентацию своего проекта по плану. План был представлен в виде бланков (см. презентация проектных работ групп), которые должны быть проработаны и заполнены на прошлом уроке.
Группа 1. Поэтическое лото «Компьютер». Подобрать стихи-загадки к картинкам компьютерного лото. Источник информации - сеть Интернет. ПО: Microsoft Word, Paint.
Группа 2. Ребус «Компьюктус». Составить 8-10 ребусов по теме «Устройства компьютера». Источник информации - сеть Интернет. ПО: Microsoft Word, Paint.
Группа 3. Кластер «Паучок». Составить кластер по теме. Источник информации – учебник информатика 5 класс. ПО: Microsoft Word, Paint.
Группа 4. Лото «Клавиатура». Нарисовать сетку из названий клавиш и вопросов к данным клавишам. Источник информации – учебник информатика 5 класс. ПО: Microsoft Word, Paint.
План урока:
1. Организационный момент. Арабская грамота. (3 мин)
2. Презентация проектных работ (7 мин)
3. Самостоятельная работа по группам (10 мин)
4. Контроль знаний - игра «Верю - не верю» (7 мин)
Физкультминутка
5. Работа с кроссвордом и тестом в приложении PowerPoint (8 мин)
6. Домашнее задание (2 мин)
7. Экспертиза. Подведение итогов урока (8 мин)
Ход урока
1. Организационный момент. Арабская грамота (3 мин).
Урок сопровождается демонстрацией слайдов мультимедийной презентации, подготовленной в MS PowerPoint. Данная презентация отображается на интерактивной доске и на ученических компьютерах. Учащиеся запускают презентацию и сопровождают показ слайдов вместе с учителем.
Учитель. Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.
На рабочем столе у вас имеется файл созданный в приложении MS PowerPoint под именем «Устройства компьютера». Запускаем данный файл. Переходим во вкладку Показ слайдов/Сначала.
Слайд 1

Вспомним предыдущий урок. Вы выполняли проектные задания по группам. Задания получились очень интересные и полезные. Домашним заданием было подготовить презентацию к своим проектам. Сегодня на уроке мы вместе будем проводить экспертизу, вы представите свои проекты.
Но сначала выясним, чему посвящены ваши работы. Переключаем следующий слайд.
Слайд 2


Предлагаю вашему вниманию Арабскую грамоту. Известно, что в арабском алфавите отсутствуют гласные буквы. И на арабском языке, ваша сегодняшняя работа посвящена теме: «стрйств кмпьтр х нзнчн».
Догадались? Верно. «Устройства компьютера и их назначение». Запишите тему в тетради.
Слайд 3


2. Презентация проектных работ групп.
Учитель. Теперь мы знаем, какой теме посвящены ваши работы. Представим их.
Каждая группа представляет свой проект по плану. (Соответствующие бланки должны быть заполнены на прошлом уроке).
Группа 1. Поэтическое лото «Компьютер».
1. Наша группа подготовила поэтическое лото по теме:_________________________
2. Нам было предложено заняться поиском картинок с устройствами компьютера в ______________,и подобрать к ним стихи-загадки
3. Мы установили, что базовая конфигурация компьютера включает в себя следующие устройства:_________________________________________________

5. Наше компьютерное лото можно использовать_____________________________
Группа 2. Ребус «Компьюктус».
1. Наша группа подготовила ребус «Компьюктус» в количестве ______ по теме:_________________________
2. Нам было предложено заняться поиском картинок для составления ребусов в____________________________
3. Мы установили, что устройства внутренние устройства компьютера включают в себя следующие устройства___________________________________
4. Для выполнения задания мы пользовались ________________________________
5. Наш ребус «Компьюктус» можно использовать_____________________________
Группа 3. Кластер «Паучок».
1. Наша группа подготовила кластер по теме:_________________________
2. Нам было предложено поработать с____________________________
3. Мы установили, что в состав компьютера входят следующие устройства ввода и вывода информации__________________________________________________________________________________________

5. Наш кластер можно использовать_____________________________
Группа 4. Лото «Клавиатура». Нарисовать сетку из названий клавиш и вопросов к данным клавишам. Работа с учебником, конспектом и клавиатурой.
1. Наша группа подготовила лото по теме:_________________________
2. Нам было предложено назвать___________и подобрать к ним вопросы
3. Мы установили, что клавиатура состоит из___________________________________________________________________
4. Для выполнения задания мы пользовались_________________________________
5. Наше лото можно использовать_____________________________
3.Самостоятельная работа по группам.
Учитель: Итак, каждая группа представила свой проект. Для того чтобы с ними познакомиться ближе и провести экспертизу, каждая группа обменяется своими проектами и выполнит их.
Вы получили экспертные листы. Во время работы в группах вы должны их заполнить – в конце урока они вам помогут провести экспертизу.
Учащиеся обмениваются заданиями и выполняют их. Работа ведется по группам. Заполняются экспертные листы.


Группа 1. Поэтическое лото «Компьютер».
Правила игры.
Дана карта с устройствами компьютера Карта №1. Вторая карта, Карта №2, содержит загадки о данных устройствах. Ее нужно разрезать на маленькие карточки. Игрок выбирает карточку с загадкой, остальные игроки должны на Карте №1 найти соответствующее устройство. Все поле карты должно быть заполнено.
Карта №1


Карта №2


Группа 2. Ребус «Компьюктус».
Игрокам выдается карточка с ребусом. Ребус разгадывают все участники игры. Ответ записывает один из экспертов группы на отдельном листе формата А4.
Карточка: Ребус «Компьюктус»


Группа 3. Кластер «Паучок»
Дана карточка Кластер «Паучок». Игроки заполняют кластер в данной карточке.
Карточка: Кластер «Паучок»


Группа 4. Лото «Клавиатура».
Правила игры.
Дана карта №1 с названиями клавиш. Карта №2 содержит вопросы и определения к данным клавишам. Ее нужно разрезать на маленькие карточки. Один игрок зачитывает вопрос или определение, остальные находят соответствующую клавишу на карте №1. Все поле карты должно быть заполнено.
Карта №1


Карта №2


4. Контроль знаний - игра «Верю - не верю» (7 мин).
Учитель. При выполнении проектных заданий вы повторили назначение устройств компьютера. Это поможет вам при выполнении следующего задания.
У вас на столах лежит карточка с таблицей. Игра называется «Верю – не верю». Вы зачитываете утверждение, если вы с ним согласны, то в соответствующую ячейку напротив данного утверждения вы ставите «+». Если же не согласны, ставите «-».
Карточка: Игра «Верю – не верю»


Физкультминутка.
Учитель. Вы хорошо поработали, теперь немного отдохнем. Повторяйте движения за мной:
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились,
Выпрямились.
Ниже, ниже, не ленитесь,
Поклонитесь и улыбнитесь.
5. Работа с кроссвордом и тестом в приложении PowerPoint (8 мин).
Учитель. Следующее задание вы выполните индивидуально. Каждый садится за свой компьютер.
У всех запущена презентация Power Point. В следующем задании вам нужно будет выполнить кроссворд и тест. Данные задания представлены на слайдах. За каждый верный ответ на вопрос кроссворда и теста прибавляется один балл, за неправильный ответ – один балл вычитается. Ответы записываете на листах.
Система оценивания:
20-18 баллов – отлично;
17-15 баллов – хорошо;
14-9 баллов – удовлетворительно;
Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10

Тема: «Устройство компьютера».

Цикл уроков по теме «Устройство компьютера».

Включает в себя: презентацию, конспект урока, урок-игру, кроссворд, проверочный тест, интерактивный тест. Цикл уроков рассчитан на учащихся 5-6 классов.

Цели урока:

  1. Помочь учащимся усвоить устройство компьютера, понятие базовая конфигурация ПК, дать основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере.
  2. Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
  3. Развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:

Проектор, экран, компьютерный класс, учительский компьютер.

План урока:

I. Орг. момент. (1 мин)

II. Актуализация знаний. (5 мин)

III. Теоретическая часть. (20 мин)

IV. Практическая часть. №1 (7 мин)

V. Практическая часть. №2 (7 мин)

VI. Вопросы учеников. (3 мин)

VII. Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Проверка знаний.

На прошлом уроке мы познакомились с понятием «Информация». Что такое информация? Какие виды Информации Вы знаете? (Слайд2) Расскажите этапы развития обработки различной информации на ПК. (слайд 3), А как компьютер обрабатывает информацию? (Слайд 4)

Сегодня мы рассмотрим, какие устройства должен иметь компьютер, чтобы обрабатывать, хранить и передавать все виды информации. Какие устройства компьютеру необходимы, а кикие являются дополнительными? Зачем они нужны и каковы их характеристики.

III. Теоретическая часть.

Иногда говорят «персональный компьютер». Уточнение «персональный» здесь не случайно – это значит свой, личный, доступный большинству людей, ведь существует большое количество других видов компьютеров, которые персональными никак не назвать – рабочие станции для предприятий, серверы для связи множества компьютеров в сеть и др. в дальнейшем, говоря «компьютер» мы будем иметь в виду именно персональный компьютер.

Персональный компьютер – это компьютер, предназначенный для обслуживания одного рабочего. По своим характеристикам он может отличаться от больших ЭВМ, но функционально способен выполнять аналогичные операции. Что же такое компьютер?

Компьютер – это электронно-вычислительное устройство, предназначенное для хранения, обработки и передачи информации. (Слайд 5)

Основные части ПК: (слайд 6)

  1. Аппаратные устройства;
  2. Программное обеспечение

(Слайд 7). Базовая конфигурация ПК - минимальный комплект аппаратных средств, достаточный для работы. В настоящее время для настольных ПК базовой считается конфигурация, в которую входит четыре устройства:

  • Системный блок;
  • Монитор;
  • Клавиатура;
  • Мышь.

Системный блок – основной блок компьютерной системы. В нем располагаются устройства, называющиеся внутренними. Устройства, подключающиеся к системному блоку снаружи, называются внешними. (Слайд 8)

В системный блок входит процессор, оперативная память, накопители на жестких и гибких магнитных дисках, на оптических дисках и другие устройства. На лицевой панели вы видите несколько кнопок – уже известная вам кнопка Power – включения и кнопка Reset – перезагрузка компьютера, пользоваться которой можно лишь с разрешения учителя. Два дисковода – для компакт-дисков и дискет. (слайд 9). Рассмотрим подробнее.

  • Материнская плата – устройство, объединяющее и координирующее работу всех устройств ПК. Она объединяет и координирует работу различных комплектующих, таких как процессор, оперативная память и т.д.. (слайд 10)
  • Процессор – устройство, предназначенное для обработки информации в виде данных.
    (слайд 11)
  • Оперативная память – устройство, предназначенное для хранения текущей информации в ПК (очищается при выключении ПК). (слайд 12)
  • Жесткий диск – устройство, предназначенное для постоянного хранения информации в ПК. (слайд 13)
  • Видеокарта – устройство, предназначенное для подключения и работы монитора. (слайд 14)
  • Звуковая карта – устройство, предназначенное для преобразования звуковой информации. (слайд 14)
  • Дисковод – устройство, предназначенное для чтения и записи информации на дискету.(Слайд 15)
  • CD, DVD – ROM – устройство, предназначенное для чтения и записи информации на лазерные диски. (Слайд 15)

Теперь давайте рассмотрим функциональную схему компьютера : (Слайд 16)

Все программы и данные, необходимые для работы компьютера помещаются в ОЗУ. Процессор может мгновенно обращаться к информации, находящейся в оперативной памяти. Электрические импульсы, в форме которых информация сохраняется в оперативной памяти, существуют только тогда, когда компьютер включен. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется. Для длительного хранения информации используется долговременная память: магнитные диски, оптические диски, другие устройства. Магнитные диски бывают жесткие и гибкие. Жесткие диски большой емкости встроены внутрь системного блока и постоянно там находятся. В системном блоке находятся и дисководы гибких магнитных дисков – дискет. С помощью дискет информацию можно переносить с одного компьютера на другой. В отличие от гибких дисков жесткие диски нельзя переносить. В последнее время широкое распространение получили оптические диски.

Устройства, располагающиеся вне системного блока называются внешними или периферийными. Периферийными называют устройства, подключаемые к компьютеру извне. Обычно эти устройства предназначены для ввода и вывода информации. (Слайд 17)

Устройства вывода :

1 Монитор (слайд 18) – устройство для визуального воспроизведения символьной и графической информации.

В настоящее время для персональных компьютеров применяются плоские мониторы на жидких кристаллах (ЖК). LCD(жидкокристаллические мониторы) сделаны из вещества, которое находится в жидком состоянии, но при этом обладает некоторыми свойствами, присущими кристаллическим телам. Мониторы могут иметь различный размер экрана. Размер диагонали экрана измеряется в дюймах (1 дюйм =2,54 см) и обычно составляет 15, 17, 19 и более дюймов.

2. Акустическое устройство (колонки, наушники и тд.).(Слайд 19)

Предназначено для вывода звука или любых звуковых эффектов..

3. Принтер. (Слайд 20) Это устройство, предназначенное для вывода информации на бумагу. Виды принтеров: струйные, лазерные, матричные, по цветности это – монохромные (черно-белые) и цветные.

Матричные принтеры - это принтеры ударного действия. Недостатки матричных принтеров состоят в том, что они печатают медленно, производят много шума и качество печати оставляет желать лучшего (соответствует примерно качеству пишущей машинки).

Черно-белые и цветные струйные принтеры. В них используется чернильная печатающая головка, которая под давлением выбрасывает чернила из ряда мельчайших отверстий на бумагу.

Струйные принтеры могут печатать достаточно быстро (до нескольких страниц в минуту) и производят мало шума.

Лазерные принтеры обеспечивают практически бесшумную печать. Высокую скорость печати (до 30 страниц в минуту) лазерные принтеры достигают за счет постраничной печати, при которой страница печатается сразу целиком.

4. Плоттер. (Слайд 21) Это устройство для вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации на бумаге размером до A0 (ватман).
Это "широкоформатный" принтер.

5. Проектор. (Слайд 22) Это универсальное устройство для вывода изображения на большой экран.

Устройства ввода:

1. (Слайд 23) Клавиатура – клавишное устройство, предназначенное для управления работой компьютера и ввода в него информации. Информация вводиться в виде алфавитно-цифровых символьных данных. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши.

2. (Слайд 24) Мышь – устройство «графического» управления. Это устройство ввода, позволяющее управлять компьютером посредством манипулирования стрелкой, указателем или курсором.

При перемещении мыши по коврику на экране перемещается указатель мыши, при помощи которого можно указывать на объекты и/или выбирать их. Используя клавиши мыши (их может быть две или три) можно задать тот или другой тип операции с объектом. А с помощью колесика можно прокручивать вверх или вниз не умещающиеся целиком на экране изображения, текст или web-страницы.

Презентация для любознательных: « Компьютерная мышь. От возникновения до наших дней».

3. (Слайд 25) Графический планшет. Устройство ввода, позволяющее управлять компьютером посредством манипулирования стрелкой, указателем или курсором.

4. (Слайд 26) Микрофон. Веб микрофон давно стал привычным «довеском» к персональному компьютеру и ноутбуку. С его помощью общаются по интернету, устраивают конференции, web-семинары, презентации, озвучивают видео, записывают звук.

5. (Слайд 27) Сканер. Сканеры служат для автоматического ввода текстов и графики в компьютер. Сканеры бывают двух типов:

Ручные

Планшетные.

Ручной сканер для компьютера похож на сканер, используемый в супермаркетах для считывания штрих-кода. Такой сканер перемещается по листу с информацией построчно вручную, и информация заносится в компьютер для дальнейшего редактирования. Планшетный сканер выглядит и работает примерно так же, как и ксерокс. Системы распознавания текстовой информации позволяют преобразовать отсканированный текст из графического формата в текстовый.

6. (Слайд 28) Цифровая видео и фото камера . устройство для фиксации неподвижного или динамического изображения. Веб-камера - цифровая видео или фотокамера, способная в реальном времени фиксировать изображения, предназначенные для дальнейшей передачи по сети Интернет.

Устройства приема - передачи:

1. (Слайд 29) Модем служит для связи удалённых компьютеров по телефонной сети. Модем бывает внутренний (установлен внутри системного блока) и внешний (располагается рядом с системным блоком и соединяется с ним при помощи кабеля.

2. Сетевой адаптер (сетевая карта) – устройство для подключения компьютера к локальной сети.

По способу эксплуатации различают настольные, портативные и карманные модели ПК. В дальнейшем мы будем рассматривать настольные модели и приемы работы с ними. (Слайд 30)

(Слайд 31) Вопросы для закрепления:

  • Что такое компьютер?
  • Назовите основные части ПК.
  • Укажите минимальную рабочую (базовую) конфигурацию компьютера.
  • Какие устройства входят в состав системного блока?
  • Что такое дополнительные (периферийные) устройства ПК?
  • Что означает «персональный компьютер»?
  • Какие устройства ввода информации в компьютер вы знаете?
  • Какие устройства вывода информации в компьютер вы знаете?

IV. Практическая часть № 1.

Сегодня на практической части мы разгадаем кроссворд по теме «Устройство ПК»

Откройте школьную локальную компьютерную сеть, выберите папку 5 класс и откройте файл Кроссворд. swf. Наведите курсор мыши на № вопроса и прочитайте задание. Впишите соответствующие слова в текстовое поле и нажмите кнопку «Проверить». При правильном ответе слово появится в кроссвордной сетке. Отгадайте кроссворд. Покажите результат учителю.

Учащиеся выполняют задание.

V. Практическая часть № 2.

Откройте файл 9_50. Расставьте подписи к устройствам компьютера. Покажите результат учителю.

VI. Итог урока.

На уроке мы узнали, что такое базовая конфигурация ПК, какие устройства входят в базовую конфигурацию ПК, какие устройства называются устройствами ввода, вывода, приема-передачи.

Второй урок состоит из презентации – игры по теме «Устройство ПК». Вначале урока можно повторить материал предыдущего урока. Вызывая учащихся к доске на каждое задание урока-игры можно провести таким образом фронтальный опрос учащихся. Для закрепления материала в конце урока проводится тест «Устройство ПК». Для открытия теста нужна тестовая программа MyTestX. Программу можно скачать по адресу http://mytest.klyaksa.net .

Желаю удачи в творчестве!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Открытый урок по информатике по теме: «Назначение и устройство Компьютера» с использованием ЭОР.

    Цель урока : познакомить учащихся с основными компонентами и устройством персонального компьютера

    Задачи:

    Обучающая. Обобщить и систематизировать знания учащихся об устройстве компьютера, назначении его устройств, продолжить формирование навыков работы с компьютером.

    Развивающая . Способствовать развитию мотивации к изучению информатики; развитию творческих способностей учащихся.

    Воспитательная . Достижение сознательного усвоения учебного материала учащимися, формирование умения работать в коллективе, правильного использования компьютерных терминов.

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная

    Необходимое техническое оборудование: АРМ учителя (ПК, проектор), АРМ ученика

    Методы обучения : объяснительно - иллюстративный

Предварительная подготовка учащихся : материал, изученный на предыдущих уроках информатики; подготовка сообщений

Предварительная подготовка учителя: изучение материала урока, написание конспекта;

Ожидаемые результаты

В результате изучения данной темы учащиеся:
получат представление о назначении основных устройств ПК более подробно;
умеют формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию;
получат материал для дальнейшей работы по теме «Компьютерные презентации».

Обеспечение урока:

    Учебник Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И. Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, л. В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 166 с.: ил.

    Презентация к уроку «Назначение и устройство компьютера».

    Цифровые образовательные ресурсы: тренажер «Архитектура компьютера».

    Карточки с заданием.

План урока:

    Организационный момент. Актуализация знаний.

    Контроль знаний по теме «Человек и информация»

    Постановка целей и задач урока.

    Изучение нового материала.

    Физкультминутка. Зарядка для глаз (презентация)

    Контроль знаний в форме тренажера по теме «Устройство компьютера».

    Самостоятельная работа учащихся (задание на карточке).

    Подведение итогов урока.

    Комментарий к домашнему заданию.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Орг. момент

Здравствуйте, ребята!

Мы закончили изучений первой главы учебника «Человек и информация». Давайте вспомним, какие новые термины мы узнали (назвать их в глоссарий ), откройте тетради и повторите домашнее задание. Устно спросить несколько терминов глоссария

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приветствуют учителя.

Актуализация знаний

А сегодня ребята давайте подгадываем загадки:

Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд -Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать?

Верно - компьютер!

Учащиеся отвечают на загадки учителя

Постановка целей и задач урока

И так тема сегодняшнего урока «Назначение и устройство компьютера».

Изучим новый материал, послушаем доклады учащихся, выполним самостоятельную работу и запишем домашнее задание. СЛАЙД 1

Запишите число и тему урока

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, записывают в тетради тему урока и дату.

Изучение нового материала

Изобретение компьютера. СЛАЙД 2

Великий ученый и художник Леонардо да Винчи. СЛАЙД 3

Отец русской авиации Николай Егорович Жуковский. СЛАЙД 4

Давайте подумаем: а с кого списали компьютер? СЛАЙД 5

Ребята, ответьте на вопрос в чем сходство человека и компьютера? СЛАЙД 6

4 компонента информационной функции человека. СЛАЙД 7

Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека. СЛАЙД 8

Давайте послушаем доклады учащихся об основных устройствах компьютера. Внимательно послушайте и запишите в тетрадь, потом я вам задам несколько вопросов.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12, 13

Устройства ввода

Устройства запоминания

Устройства обработки

Устройства вывода

    Назовите основные устройства ввода.

    Назовите устройства памяти.

    Устройства обработки.

    И устройства вывода.

Хоть компьютер и похож на человека по принципу своего устройства, но нельзя отождествлять «ум компьютера» с умом человека. Важное отличие в том, что работа компьютера строго подчинена заложенной в него программой , человек же сам управляет своими действиями.

Слайд 14

Запишите в тетрадь что такое программа.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, записывают в тетради определения.

Выступление учащихся с докладами

Записывают определение

Зарядка

для глаз.

Изучение нового материала

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Контроль первично полученных знаний

Слайд 15

Просмотр презентации

    Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Давайте продолжим изучение нашей темы. Рассмотрим схему устройств компьютера и запишем ее в тетрадь.

Слайд 16,17,18,19,20,21

А теперь, ребята, давайте попробуем задание на тренажере «Устройство ПК»

Слайд 22

Подведем итог новой темы - ответьте на вопросы

Слайд 23

Подготовить презентации (мини-проект), в которых рассмотреть более подробно принципы работы устройств компьютера (работа по группам учащихся во внеурочное время).

    Принципы работы различных видов принтеров.

    Типы сканеров. Принципы работы. Основные характеристики.

    Как устроена память.

    Внешние носители информации.

Закрепим знания полученные сегодня- выполним задание на карточке.

Выполняют упражнения для глаз

Учащиеся записывают в тетради схему и слушают внимательно учителя

Учащиеся выполняют задания на ПК

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся записывают домашнее задание

Учащиеся выполняют задания по карточкам

При подготовке урока был использован материал с сайтов:

        http://files.school-collection.edu.ru

2. http://www.klyaksa.net

3. http://ru.wikipedia.org/

4. http://infosgs.narod.ru/

КУ по теме: «Устройство компьютера и программное обеспечение».

Конспект урока № 1 по теме: «Основные устройства компьютера».

Цели: - дать представление о назначении компьютера.

Дать представление об основных устройствах компьютера, и их характеристиках.

Аппаратное обеспечение компьютера – система взаимосвязанных технических устройств, выполняющих ввод, хранение, обработку и вывод информации (hardware).

Основные этапы обработки информации:

Производительность компьютера – характеристика, показывающая скорость выполнения компьютером операций обработки информации.

Основные устройства: монитор, клавиатура, системный блок.

  1. Монитор – устройство вывода символьной и графической информации на экран. Подключается к видеокарте, установленной в компьютере.

Монитор на ЭЛТ (электронно – лучевые трубки) выглядит как кинескоп у телевизора. Монитор жидкокристаллический (LCD), или плоский монитор, сделан из жидкого вещества.

Мониторы могут иметь различный размер экрана. Размер диагонали экрана измеряется в дюймах (1дюйм = 2,54 см) и обычно составляют 15,17 дюймов.

Любое изображение на экране представляется набором точек, которые называют пикселями. Число точек по горизонтали и вертикали экрана называют разрешающей способностью монитора. Четкость изображения на мониторе определяется расстоянием между точками на экране, или величиной шага. Значения колеблются от 0,22 до 0,43 мм.

  1. Клавиатура – устройство ввода текстовой и числовой информации. Место ввода информации на экране указывается специальным значком, который называется курсором. Вид курсора может быть различным в виде мигающей черточки, прямоугольника и т.д. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 информирующих о режиме работы клавиатуры световых индикатора в правом верхнем углу.

Группы клавиш: 1. алфавитно – цифровые.

2.управляющие клавиши – для ввода и выполнения команд (shift, ctrl,alt).

3. функциональные клавиши – от F1 до F12.

4. управление курсором – для перемещения курсора на экране монитора.

5. малая цифровая клавиатура (световой индикатор Num Lock – включен, работает ввод цифр, выключен – работает управление курсором.)

Таблица назначения основных управляющих клавиш

Клавиша

Назначение

Enter

Ввод набранной команды или текста

Отмена текущего действия

Установка курсора в определенную позицию

Caps lock

Фиксация режима вода прописных букв

Shift, ctrl, alt

Действуют с буквенной или управляющей клавишей

Backspace

Удаление символа слева от курсора

Удаление текущего символа

Режим вставки или замены символа

Num lock

Переключение режима работы малой клавиатуры

Print screen

Печать экрана

Home \ end, page up\page down

Вперед \ назад, вверх \ вниз

  1. Системный блок включает в себя: системную или материнскую плату, процессор, память, магистраль.

Процессор – устройство, обеспечивающее преобразование информации и управление другими устройствами компьютера.

Современный процессор представляет собой микросхему или чип, выполненный на кремниевой пластине – кристалле. Поэтому его называют микропроцессором. В современных компьютерах он равен 2 см^2. Процессор выполняет арифметические и логические операции. Арифметические операции – это математические операции (сложение, вычитание, умножение, деление). Логические операции – отношения между объектами.

Характеристики процессора: 1. Производительность – количество элементарных операций, выполняемых им за одну секунду.

2. Тактовая частота – число тактов работы процессора в секунду. Такт – это малый промежуток времени, в течение которого может быть выполнена элементарная операция (например, сложение двух чисел). Чем больше тактовая частота, тем больше операций в секунду выполняет процессор. Измеряется тактовая частота в МГц. 1 МГц = миллион тактов в секунду.

3. Разрядность процессора определяется количеством двоичных разрядов, которые могут передаваться или обрабатываться процессором одновременно. Эта порция информации, часто называется машинным словом. Процессор может иметь одновременный доступ к 8, 16, 32, 64 битам. С повышением разрядности увеличивается объем информации, обрабатываемый процессором за один такт. Чем выше разрядность тем с большим количеством памяти может работать процессор. Часто уточняют разрядность процессора и пишут 64\36, что означает, что процессор имеет 64-разрядную шину данных и 36-разрядную шину адреса.

Память – это совокупность устройств для хранения информации.

Характеристики и операции памяти: 1. Адресация – память состоит из ячеек, в каждой из которых хранится определенная порция информации. Чтобы взять информацию из ячейки или поместить ее туда, надо указать адрес ячейки.

2. Операции с памятью: считывание и запись.

Чтение (считывание) информации из памяти – процесс получения информации из ячеек памяти, расположенных по заданному адресу.

Запись (сохранение) – информации в памяти – процесс размещения информации по заданному адресу для хранения.

Время доступа, или быстродействие, памяти – время, необходимое для чтения из памяти либо записи в нее минимальной порции информации.

Объем (емкость) памяти – максимальное количество хранимой в ней информации.

Классификация видов компьютерной памяти по назначению:

Внутренняя память и ее характерные особенности: быстродействие и ограниченная емкость.

Постоянная память (ПЗУ) – устройство для долговременного хранения программ и данных, необходимых для работы компьютера (ROM- память только для чтения).

Оперативная память – устройство для хранения программ и данных, которые обрабатываются процессором в текущем сеансе работы (RAM- память с произвольным доступом).

Кэш - память (тайник, склад) – служит для увеличения производительности компьютера, согласования работы устройств различной скорости. Она является промежуточным запоминающим устройством или буфером.

Внешняя память – долговременное хранение информации.

Носитель – материальный объект, способный хранить информацию.

Устройство внешней памяти (накопитель) – физическое приспособление, позволяющее производить считывание и запись информации на соответствующий носитель.

Плотность записи – объем информации, записанный на единице длины дорожки.

Сравнительная характеристика устройств памяти

Вид памяти

Объем

Оперативная память

32, 64, 128 Мбайт

Кэш – память

От 8 до 512 Кбайт, 1 Мбайт

Постоянная память

128 – 256 Кбайт

ГМД - дискета

1,44 Мбайт

ЖМД - винчестер

2 – 74 Гбайт

CD – компакт диск

250 – 1500 Мбайт

Контрольные вопросы: 1. Какие характеристики есть общие для всех видов памяти.

2. Какие виды памяти существуют и в чем их различие.

3. В чем суть считывания и записи информации в память.

4. В чем особенности оперативной памяти.

5. В чем особенности постоянной памяти.

6. Чем характеризуется внутренняя память компьютера.

7. Каково назначение микропроцессора.

8. Какие характеристики микропроцессора вы знаете.

9. Что такое тактовая частота процессора.

10. Что такое разрядность процессора.

11. Что входит в базовый комплекс компьютера.

12. Что понимают под аппаратным обеспечением компьютера.

13. Каково назначение монитора и клавиатуры.

14. Установлено, что для записи символа необходим 1 байт памяти. В тетради в клеточку, состоящей из 18 листов, мы пишем по одному символу в каждой клетке. Сколько тетрадей можно записать на один гибкий диск с объемом памяти 1,44 Мбайт.

15. Определите объем памяти, необходимой для хранения 2 млн символов. Сколько дисков объемом 1,44 Мбайт понадобится для записи этой информации.

Конспект урока № 2 по теме: «Дополнительные устройства компьютера».

Цели: -

Устройства ввода информации.

Драйвер устройства – программа, управляющая работой конкретного устройства ввода \ вывода информации.

Устройства ввода по способу ввода информации можно разделить на:

1. Устройства с прямым вводом - данные читаются непосредственно компьютерными устройствами (манипуляторы, сенсорные, сканирование, распознавание речи).

  1. Устройства с клавиатурным вводом – ручной ввод с клавиатуры.

Мышь – устройство с кнопками и шариком, который находится во внутренней стороне.

Мыши отличаются друг от друга: - способом считывания информации (механические, оптико – механические и оптические).

Количеством кнопок (2-3),

Способом соединения с компьютером.(проводные и безпроводные).

Сканер – считывание информации с бумаги в компьютер.

Характеристики сканера: - глубина распознавания цвета,

Оптическое разрешение или точность сканирования,

Программное обеспечение,

Конструкция (ручной, страничный, планшетный),

Время сканирования и размер документа.

Устройства вывода информации.

Принтер – устройство вывода информации на бумагу.

По способу формирования выводимой информации принтеры делятся на:

Последовательные, когда документ формируется символ за символом,

Строчные, когда формируется сразу вся строка,

Страничные, когда формируется изображение целой страницы.

По количеству цветов, используемых при печати: черно – белые и цветные.

По способу печати: ударные и безударные.

По способу получения изображения на бумаге: матричные, струйные, лазерные, термические, литерные.

Характеристики принтеров: - ширина каретки, определяющая формат документа,

Скорость печати, определяет число знаков или страниц в секунду или минуту,

Разрешающая способность принтера.

Матричный относятся к ударным печатающимся устройствам, изображение формируется с помощью иголок, ударяющих по бумаге через красящую ленту, помещенную в картридж. В результате на бумаге остается оттиск символа. Управление перемещением иголок производится с помощью электромагнита. Матричные принтеры бывают 9-, 18-, 24 – игольчатые.

Струйный – безударное печатающее устройство. Из отверстий (сопел) картриджа выбрасываются тонкие струи чернил. Капельки отклоняются под действием электромагнитов. Количество сопел от 12 до 64.

Лазерный для формирования изображений используется лазерный луч. С помощью линз тонкий луч лазера формирует электронное изображение на светочувствительном барабане. К заряженным участкам электронного изображения притягиваются частички порошка – красителя (тонера), который затем переносится на бумагу.

Контрольные вопросы: 1. Как можно классифицировать устройства ввода, вывода информации.

2. Характеристики мышей.

3. Основные группы клавиш клавиатуры.

4. Каковы основные характеристики сканеров.

5. В чем состоит принцип работы матричного принтера.

6. Дайте сравнительную оценку лазерного и струйного принтера.

Конспект урока № 3 по теме: «Магистрально – модульный принцип построения компьютера. Структурная схема компьютера».

Внутри системного блока располагаются следующие устройства:

Микропроцессор,

Внутренняя память,

Дисководы,

Системная шина,

Электронные схемы,

Блок питания, система вентиляции, индикации и защиты.

Все перечисленные устройства помещены в корпус. Типы корпусов: горизонтальный или настольный, вертикальный.

Системная плата на ней расположены процессор и память. Связывает в единое целое различные устройства.

В основе работы компьютера лежит принцип программного управления. Все данные и команды хранятся в закодированном виде в оперативной памяти.

Принцип открытой архитектуры – правила построения компьютера, в соответствии с которыми каждый новый узел (блок) должен быть совместим со старым и легко устанавливаться в том же месте в компьютере.

Магистраль (системная шина) – система проводов, которая соединяет между собой все устройства компьютера и по которой передается информации. Магистраль включает в себя три шины: шину данных, шину адреса и шину управления. К магистрали подключается процессор и оперативная память.

Шина данных (8, 16, 32, 64 бита). Данные передаются между различными устройствами. Разрядность определяется разрядностью процессора, т.е. число двоичных разрядов, которые обрабатываются одновременно.

Шина адреса (16, 20, 24, 32, 36 битов). Каждое устройство или ячейка памяти имеют свой адрес. Адрес передается по адресной шине.

Шина управления. Передаются сигналы, определяющие характер обмена информацией по магистрали. Сигналы показывают какую операцию – считывание или запись – нужно производить.

Связь компьютера с различными устройствами ввода и вывода осуществляется через порты. Порты бывают последовательные (мышь- число не более четырех их имена COM1 ….COM4) и параллельные (принтер, сканер – число портов три и их имена LPT1, LPT2, LPT3).

СХЕМА УСТРОЙСТВА КОМПЬЮТЕРА

Сбор кодирование хранение передача

информации и ввод и обработка и декодирование

Контрольные работы: 1. Что такое принцип программного управления.

2. Для чего нужна системная плата.

3. Что такое порт.

4. В чем состоит принцип открытой архитектуры.

Конспект урока № 4 по теме: «Классификация программного обеспечения».

  1. Введение.

Для работы с компьютером важно иметь не только хорошее аппаратное обеспечение (железо или hardware), но и программное обеспечение (software).

Программное обеспечение компьютера (ПО) – совокупность всех используемых в компьютере программ.

Программа – это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации.

Данные – это информация, введенная в компьютер, обрабатывается компьютером.

Пример: вычислить объем прямоугольного параллелепипеда.

Исходные данные: Программа:

Три числа а, в, с – 1. Вычислить площадь основания

Длины ребер параллелепипеда. S=a*b;

2. Вычислить объем:

V=S*c.

Здесь данными являются пять чисел: a,b,c,s,v. они делятся на исходные, промежуточные и окончательные (результаты).

Программа состоит из двух команд, которые должен совершить человек, чтобы решить задачу.

Компьютер является формальным исполнителем программы, т.е. он непонимает что делает. Любая работа компьютером выполняется с помощью программ.

  1. Классификация программ.

Все программное обеспечение принято делить на три класса:

Системное, прикладное, инструментальное.

Системное программное обеспечение

Необходимая принадлежность компьютера, так как обеспечивает взаимодействие человека, всех устройств компьютера и программ.

Самой важной системной программой является операционная система (ОС), которая хранится на жестком диске.

ОС обеспечивает:

  1. Выполнение прикладных программ,
  2. Управление ресурсами компьютера – памятью, процессором, внешними устройствами,
  3. Контакт человека с компьютером.

К наиболее известным ОС относят: Windows 98, NT, Unix, MS-Dos.

Кроме ОС к системным относят программы – оболочки (Norton Commander), очистка диска, проверка диска.

Прикладное программное обеспечение

ПП – программы специального назначения, необходимые пользователю для решения своих задач. Их еще называют приложением.

К ППО относят:

  1. Текстовые процессоры – для создания текстовых документов,
  2. Табличные процессоры (электронные таблицы) – для вычислений и анализа информации,
  3. Базы данных – для организации и управления данными,
  4. Графические пакеты – для представления информации в виде рисунков и графиков,
  5. Коммуникационные программы – для обмена информацией между компьютерами,
  6. Обучающие программы (электронные учебники, словари, энциклопедии),
  7. Игры.

Инструментальные программы

ИП – предназначены для создания новых программ. Это языки программирования.

  1. Как программное обеспечение соотносится с аппаратной частью.

Как видно на рисунке непосредственно обеспечивает работу устройств системная среда. Более «дружественна» пользователю прикладная среда, которая в меньшей степени влияет на работу аппаратной части, а в основном ориентирована на преобразование информации и выдачу результата.

Ресурсы компьютера – это возможности аппаратных и программных средств, которые могут быть использованы для решения конкретной задачи на протяжении определенного интервала времени.

Ресурсы компьютера определяются:

  1. Характеристиками процессора,
  2. Емкостью внутренней и внешней памяти,
  3. Характеристиками устройств ввода и вывода информации.

Контрольные вопросы: 1. Что называют программой?

2. Расскажите о классификации программного обеспечения?

3. Приведите пример системных программ и их назначение?

4. Примеры прикладных программ и их назначение?

5. Как следует понимать термин «ресурсы компьютера»?

Конспект урока № 5 по теме: «Операционная система: назначение и состав. Загрузка ОС. Файлы».

  1. Назначение системной среды Windows.

Основной системной программой является операционная система. При включении компьютера пользователь, в первую очередь, попадает в среду, создаваемую операционной системой. Одним из представителей этого класса является Windows, которая обеспечивает управление ресурсами компьютера, выполнение прикладных программ и взаимодействие пользователя с компьютером. В Windows реализован единый объективный подход к данным и программам. Все, с чем пользователь имеет дело в системной среде, является объектами, каждый объект характеризуется параметрами и действиями.

Среди объектов ОС следует выделить: файл, папку, графические объекты интерфейса. Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню, элементов управления.

  1. Представление о файле.

Представьте себе камеру хранения на вокзале. Сумки, чемоданы можно оставить в ячейках, которые располагаются на стеллажах. У каждой ячейки есть определенное место в стеллаже и номер. Работник должен записать фамилию пассажира, номер занятых им ячеек и время сдачи вещей на хранение – этого достаточно, чтобы потом найти все вещи.

В компьютере материальными носителями для длительного хранения информации являются диски и ленты, лазерные диски. Данные, подобно вещам в камерах хранения, могут быть распределены по свободным областям носителя. Роль «кладовщика» берет на себя операционная система.

Файл – это совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе. Файлу обязательно должно быть присвоено имя, по которому эти данные можно найти.

Имя файла состоит из двух частей: - собственно имени, которое дает пользователь,

И расширения, которое зависит от программы, в которой был создан этот файл и данных хранящихся в нем, состоит из трех или менее букв.

ТИП (расширение)

Значение

Текстовая информация

Графическая информация

Видеоизображение

Звуковую информацию

Копия

Exe, com

Исполняемый файл, позволяет войти в определенную среду – например в игру.

Кроме имени и типа файл характеризуется: размером, датой и временем создания.

Значок – элементарный графический объект. По значку можно узнать, в какой среде создан файл или какого он типа.

Действия над файлами: создавать, хранить, закрывать, открывать, переименовывать, копировать, удалять.

  1. Представление о папке.

Дома мы наводим порядок, свои вещи кладем в один ящик, сестры – в другой, чтобы ничего не перепутать. Так и в компьютере, на диске, где хранится много файлов, должен быть порядок. Для этого создаются папки. Они существуют в виде значка на экране. В папках можно объединят файлы по любому признаку, например:

  1. По тематике (папка с играми, обучающими программами),
  2. По имени ее владельца,
  3. По времени создания.

Папка кроме файлов может содержать другие папки.

Папка – объект Windows, предназначенный для объединения файлов и других папок в группы.

У папки есть имя, без расширения. Действия те же, что и с файлами.

  1. Управление файловой системой - обмен файлами между устройствами.
  2. Командный процессор – запрашивает у пользователя команды и выполняет их.
  3. Драйверы устройств – специальные программы, которые обеспечивают управление работой устройств и согласование информационного обмена с другими устройствами, а также позволяют производить настройку некоторых параметров устройств.
  4. Графический интерфейс – диалог пользователя с компьютером.
  5. Сервисные программы (утилиты) – проверка диска, архивируют файлы и т.д.
  6. Справочная система.

Конспект урока № 8 по теме: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».

  1. Типы компьютерных вирусов.

Первая массовая эпидемия компьютерного вируса произошла в 1986 году, когда вирус «Браин» заражал дискеты.

Обязательным свойством компьютерного вируса является способность к размножению (самокопированию) и незаметному для пользователя внедрению в файлы, загрузочные сектора дисков и документы.

После заражения компьютера вирус может активизироваться и заставить выполнять какие – либо действия. Активизация вируса может быть связана с различными событиями (наступлением определенной даты, запуском программы, открытием документа).

  1. Классификация вирусов.
  1. По величине вредных воздействий: неопасные, опасные, очень опасные.
  2. По среде обитания: файловые, загрузочные, макровирусы, сетевые.
  1. Антивирусные программы
  1. Полифаги проверка файлов, загрузочных дисков и т.д. к ним относятся Dr. Web, Kaspersky.
  2. Ревизоры подсчет контрольных сумм для присутствующих на диске файлов.
  3. Блокировщики перехватывающие вирусоопасные ситуации и сообщающие об этом пользователю.

вывод

память

хранение

преобразование

ввод

внутренняя

внешняя

ОЗУ

ПЗУ

Кэш -память

НЖМД

НГМД

Лаз. Д.

Маг. Л.

Устройства ввода

процессор

Устройства вывода

память

Программное обеспечение

Системное

Прикладное

Инструментальное

Аппаратное обеспечение

Системное программирование

Инструментальные программы

Предварительный просмотр:

Схема устройства компьютера

Название

Устройства

Основное назначение

Основные

хар-ки

Возможные значения

Оперативная память

Процессор

Сканер

Принтер

Клавиатура

Принтер

Монитор

Дисковод

контроллер

контроллер

контроллер

контроллер

ОЗУ

ПЗУ

Процессор

Шина данных

МАГИСТРАЛЬ Шина адреса

Шина управления

Предварительный просмотр:

Задание # 1

Вопрос:

Сканер - это:

1) устройство хранения информации

2) устройство обработки информации

3) устройство вывода информации на бумагу

4) устройство ввода информации с бумаги

Задание # 2

Вопрос:

Укажите тип принтера с наихудшими качествами печати:

1) струйный

2) матричный

3) лазерный

Задание # 3

Вопрос:

Перемещает курсор в начало строки клавиша:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) PgDown

2) End

3) PgUp

4) Home

Задание # 4

Вопрос:

Укажите устройство, не являющееся устройством вывода информации:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) микрофон

2) монитор

3) принтер

4) звуковые колонки

Задание # 5

Вопрос:

Манипулятор "мышь" - это устройство:

1) считывания информации

2) модуляции и демодуляции

3) долговременного хранения информации

4) для подключения принтера к компьютеру

5) ввода информации

Задание # 6

Вопрос:

Клавиатура - это

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) устройство ввода манипуляторного типа

2) устройство ввода символьной информации

3) устройство вывода информации

4) устройство хранения информации символьного типа

Задание # 7

Вопрос:

Щелчок мыши:

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) перемещает объект

2) открывает объект

3) указывает объект

Задание # 8

Вопрос:

Завершает ввод команды клавиша:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Enter

2) Пробел

3) Shift

4) Backspace

Задание # 9

Вопрос:

Для подключения компьютера к телефонной сети используется:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) плоттер

2) принтер

3) факс

4) сканер

5) модем

Задание # 10

Вопрос:

Постоянно запоминающее устройство служит для:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) хранения программы пользователя во время работы

2) хранения постоянно используемых программ

3) хранения программ первоначальной загрузки компьютера и тестирования его узлов

4) записи особо ценных прикладных программ

5) постоянного хранения особо ценных документов

Задание # 11

Вопрос:

Скорость работы процессора зависит от:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) объема обрабатываемой информации

2) организации интерфейса операционной системы

3) объема внешнего запоминающего устройства

4) тактовой частоты

5) наличия или отсутствия подключенного принтера

Задание # 12

Вопрос:

Укажите устройства, не являющиеся устройствами ввода информации:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) сканер

2) монитор

3) мышь

4) клавиатура

Задание # 13

Вопрос:

Компьютер - это (выберите полное правильное определение):

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) устройство для обработки аналоговых сигналов

2) устройство для работы с текстами

3) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией

4) электронно-вычислительное устройство для обработки чисел

5) устройство для хранения информации любого вида

Задание # 14

Вопрос:

Видеокарта - это:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) устройство ввода информации

2) микросхема, осуществляющая вывод информации на экран

3) устройство распознавания текстовой информации

4) устройство вывода информации

Задание # 15

Вопрос:

Для долговременного хранения информации служит:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) внешние носители

2) процессор

3) блок питания

4) дисковод

5) оперативная память

Задание # 16

Вопрос:

Укажите высказывание, характеризующее матричный принтер:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) высокая скорость печати

2) высокое качество печати

3) наличие печатающей головки

4) бесшумная работа

Задание # 17

Вопрос:

Назначение клавиши Shift:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) печать заглавных символов

2) ввод команды

3) переход в начало страницы

4) удаление символа

Задание # 18

Вопрос:

Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) оперативную память

2) мышь

3) принтер

4) дисковод

5) сканер

Задание # 19

Вопрос:

Укажите наиболее полный перечень основных элементов персонального компьютера:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) центральный процессор, оперативная память, устройства ввода/вывода

2) сканер, мышь, монитор, принтер

3) микропроцессор, сопроцессор, монитор

4) монитор, винчестер, принтер

5) АЛУ, УУ, сопроцессор

Задание # 20

Вопрос:

Адресуемость оперативной памяти означает:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) возможность хранения программ и данных

2) наличие номера у каждой ячейки оперативной памяти и возможность доступа к ней

3) дискретность структурных единиц памяти

4) энергонезависимость оперативной памяти

5) энергозависимость оперативной памяти

Задание # 21

Вопрос:

Во время выполнения прикладная программа хранится:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) в видеопамяти

2) в оперативной памяти

3) в процессоре

4) в ПЗУ

5) на жестком диске

Задание # 22

Вопрос:

При отключении компьютера информация:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) стирается на гибком диске

2) исчезает из постоянного запоминающего устройства

3) стирается на жестком диске

4) стирается на компакт-диске

5) исчезает из оперативной памяти

Задание # 23

Вопрос:

Микроофон - это:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) устройство вывода звуковой информации

3) устройство обработки звуковой информации

4) устройство хранения звуковой информации

Задание # 24

Вопрос:

Магистрально-модульный принцип архитектуры современного персонального компьютера подразумевает такую логическую организацию аппаратных компонент компьютера, при которой:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) каждое устройство связывается с другими напрямую, а также через одну центральную магистраль

2) все устройства связываются друг с другом через магистраль, включающую в себя шины данных, адреса и управления

3) устройства связываются друг с другом в определенной фиксированной последовательности (кольцом)

4) каждое устройство связывается с другими напрямую

5) связь устройств друг с другом осуществляется через центральный процессор, к которому они все подключаются

Задание # 25

Вопрос:

Акустические колонки - это:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) устройство обработки звуковой информации

2) устройство ввода звуковой информации

3) устройство хранения звуковой информации

4) устройство вывода звуковой информации

Задание # 26

Вопрос:

В состав процессора входят устройства:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) дисплейный процессор, видеоадаптер

2) сканер, ПЗУ

3) кэш-память, видеопамять

4) оперативное запоминающее устройство, принтер

5) арифметико-логическое устройство, устройство управления, регистры

Задание # 27

Вопрос:

Устройство предназначено для ввода информации:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) монитор

2) процессор

3) принтер

4) клавиатура

5) ПЗУ

Задание # 28

Вопрос:

Дополнительная клавиатура включается кнопкой:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Power

2) ScrollLock

3) CapsLock

4) NumLock

Ответы:

1) Верный ответ (1 б.): 4;

2) Верный ответ (1 б.): 2;

3) Верный ответ (1 б.): 4;

4) Верный ответ (1 б.): 1;

5) Верный ответ (1 б.): 5;

6) Верный ответ (1 б.): 2;

7) Верный ответ (1 б.): 3;

8) Верный ответ (1 б.): 1;

9) Верный ответ (1 б.): 5;

10) Верный ответ (1 б.): 3;

11) Верный ответ (1 б.): 4;

12) Верные ответы (1 б.): 2;

13) Верный ответ (1 б.): 3;

14) Верный ответ (1 б.): 2;

15) Верный ответ (1 б.): 1;

16) Верный ответ (1 б.): 3;

17) Верный ответ (1 б.): 1;

18) Верный ответ (1 б.): 1;

19) Верный ответ (1 б.): 1;

20) Верный ответ (1 б.): 2;

21) Верный ответ (1 б.): 2;

22) Верный ответ (1 б.): 5;

23) Верный ответ (1 б.): 2;

24) Верный ответ (1 б.): 2;

25) Верный ответ (1 б.): 4;

26) Верный ответ (1 б.): 5;

27) Верный ответ (1 б.): 4;

28) Верный ответ (1 б.): 4;

Контрольная работа

Урок информатики в 5 классе

Тема урока: Как устроен компьютер

Цели урока:

      • Познакомить обучающихся с основными элементами компьютера и их назначением

        Формировать умение работать с учебником, находить и воспроизводить нужную информацию, правильно называть и демонстрировать основные устройства компьютера

        Воспитание познавательной потребности

Оборудование: презентация по теме урока, компьютер, мультимедийный проектор,электронная тетрадь, интерактивная доска.

Ход урока:

    Организационный момент

    Активизация мышления и актуализация знаний.

Ребята, мы с вами на прошлом уроке говорили, что наука информатика занимается изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации, а компьютер помогает нам делать это.

Для чего человеку понадобился компьютер? Для чего вы используете его? Как компьютер помогает на работе вашим родителям? Что умеет компьютер?

(Дети отвечают на вопросы)

    Изучение нового материала

Но для того, чтобы уметь работать на компьютере, нужно знать из чего он состоит, из каких основных устройств.

Давайте определим тему нашего урока. На экране нарисован ребус, расшифровав его, вы узнаете тему. Слайд 1

’’’’’

’’

’’

’’’

к

Правильно, тема урока сегодня - «Как устроен компьютер? ».

А давайте, вспомним, на кого же похож компьютер. Вот самолет, например, похож на птиц, корабли – на рыб. А компьютер? (ответы учащихся)

Правильно, компьютер человек списал с самого себя. Человек передал компьютеру не физические, а свои интеллектуальные возможности.

Ребята, а что такое компьютер, давайте запишем определение:

Компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией. (Модель человека, работающего с информацией). Слайд 2

3. Объяснение нового материала: Как устроен компьютер, §2.1.

Итак, как выглядит компьютер вы, конечно, знаете. У многих дома есть компьютер, здесь в кабинете информатики тоже стоят компьютеры.

Учитель: Посмотрим на слайд (Слайд 2). Основные устройства компьютера: системный блок, монитор, клавиатура.

Слайд 3

Главным в компьютере является системный блок , включающий в себя процессор, память, накопители на гибких и жёстких магнитных дисках, блок питания.

Найдите в учебниках фрагмент текста, где говорится об этих устройствах. Ребята по очереди находят и громко зачитывают найденную информацию. После каждого определения на слайде появляется облако с информацией о назначении того или иного устройства – как бы вывод.

Процессор-это устройство для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера. Все операции в компьютере протекают с участием процессора.

Слайд 4 Слайд 5

Устройство для хранения данных: память .

Существуют два вида памяти: постоянная (ПЗУ) и оперативная (ОЗУ).

В ПЗУ хранятся инструкции, определяющие порядок работы при включении компьютера (они не удаляются при выключении компьютера).

В ОЗУ помещаются все программы и данные, необходимые для работы компьютера (информация существует только тогда, когда компьютер включён, после выключения она теряется).

Для длительного хранения информации используется долговременная память: магнитные диски, оптические диски и другие устройства. Магнитные диски бывают жёсткие и гибкие. Жёсткие диски встроены внутрь системного блока. Они постоянно находятся внутри системного блока. А также в системном блоке находится и дисковод гибких магнитных дисков – дискет. С их помощью можно переносить информацию с одного компьютера на другой.

Слайд 6

Для ввода информации в компьютер применяется клавиатура . Для ввода информации в компьютер также служат дополнительные устройства:

сканер, микрофон, веб-камера, игровые манипуляторы (джойстики), цифровые камеры, модем и т.д.

Монитор служит для вывода информации на экран. Ещё для вывода информации служат такие дополнительные устройства как принтер, акустические колонки, проектор, наушники, графопостроитель (плоттер).

Слайд 7 Слайд 8

Кроме этих устройств существуют и другие. Их совокупность – это аппаратное обеспечение компьютера.

Слайд 9 Слайд 10

Вот так кратко можно рассказать об устройстве компьютера.

4. Закрепление материала

Учитель: Если вопросов нет, то напомните, пожалуйста, мне из каких основных устройств состоит компьютер?

Учитель: Как называется устройство для обработки информации?

Учитель: Где хранится информация?

Учитель: Какие вы знаете дополнительные устройства компьютера?

Учитель: Молодцы! Вижу, что вы усвоили урок.

Работа по закреплению нового материала на интерактивной доске SmartBoard

Задание 1. Распределите устройства по назначению

Задание 2. Исправь ошибки

Работа за компьютером с электронными тетрадями

5.Домашнее задание

Учитель: Давайте запишем домашнее задание: Стр.63, параграф 2.1, вопросы к нему.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook